г. Воронеж |
|
01 февраля 2013 г. |
Дело N А64-4143/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2013.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Астаповой Е.С.,
при участии:
от Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова: Ильясова А.В., представитель по доверенности N 01-15-05 от 10.01.2012,
от ОАО "Тамбовские коммунальные системы": 1) Худякова С.А., представитель по доверенности N 68 АА 0157816 от 09.06.2011, паспорт РФ, 2) Нечаев В.С., представитель по доверенности N 68 АА 0157801 от 09.06.2011,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2012 по делу N А64-4143/2012 (судья Захаров А.В.) по иску Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова к ОАО "Тамбовские коммунальные системы", при участии третьего лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области о взыскании 62 005, 36 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 09.07.2007 N 176 в размере 62 005,36 руб., из них: 17 138,88 руб. - недоимка по арендной плате за период с 01.07.2004 по 30.04.2012, 44 866,48 руб. - пени за период с 26.07.2007 по 30.04.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2012 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в пользу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова взыскана задолженность по договору аренды земельного участка N 176 от 09.07.2007 в размере 10 929,12 руб. за период с 15.05.2009 по 30.04.2012 и 2 200 руб. пени за период с 15.05.2009 по 30.04.2012. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ОАО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области не явилось.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ОАО "Тамбовские коммунальные системы" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.01.2013.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации города Тамбова N 4676 от 05.02.2007 открытому акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" был предоставлен земельный участок в аренду сроком на 11 мес. площадью 142 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0104043:0179, расположенный в районе Рассказовского шоссе, д. 1, в городе Тамбове под трансформаторной подстанцией N 340.
09.07.2007 между Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова (правопредшественник истца) (Арендодатель) и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка в г. Тамбове N 176, согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставил, а арендатор принял на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 68:29:0104043:0179, расположенный в районе Рассказовского шоссе, 1, в городе Тамбове под трансформаторной подстанцией N 340, в границах согласно чертежу (схеме) или кадастровой карте (плану) участка, прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью.
Срок действия договора устанавливался по 05.01.2008 (п. 2.1 договора N 176 от 09.07.2007).
В пункте 2.2 договора N 176 от 09.07.2007 стороны установили, что если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, за исключением случаев предоставления земельных участков под проектирование и/или строительство.
В соответствии с п. 3.1 договора N 176 от 09.07.2007 за пользование земельным участком взимается арендная плата, годовой размер которой определяется по базовым ставкам арендной платы с применением коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и категорию арендатора и составляла 2 476,48 руб.
Пунктами 3.2, 3.3 договора N 176 от 09.07.2007 стороны установили, что арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца, путем перечисления на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Тамбовской области.
Пунктом 3.4 договора N 176 от 09.07.2007 установлено, что расчет арендной платы определяется в приложении и является его неотъемлемой частью.
Размер арендной платы, включающий в себя величину базовой ставки арендной платы и коэффициента, учитывающего вид использования и категорию арендатора, изменяется не чаще одного раза в год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) нормативными актами органов местного самоуправления (п.3.5 договора N 176 от 09.07.2007).
В пункте 3.5 договора N 176 от 09.07.2007 арендатор обязался производить текущие платежи с учетом измененного размера арендной платы. Арендатор уведомлялся об изменении арендной платы в официальных средствах массовой информации г.Тамбова.
Обращаясь с настоящим иском, Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова указал, что ответчиком арендные платежи вносились не в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 17 138,88 руб. за период с 01.07.2004 по 30.04.2012.
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности и ходатайство о снижении пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания недоимки по арендной плате в размере 10 929,12 руб. - основной долг за период с 15.05.2009 по 30.04.2012, 2 200 руб. - пени за период с 15.05.2009 по 30.04.2012, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Учитывая дату обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области (15.05.2012), истцом был частично пропущен установленный законом срок исковой давности по требованию о взыскании недоимки по арендной плате и взысканию подлежит задолженность по договору аренды земельного участка N 176 от 09.07.2007 за период с 15.05.2009 по 30.04.2012. В остальной части взыскания задолженности по арендной плате следует отказать.
Пункт 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно пункту 3 той же статьи, за земли, переданные в аренду, взимается плата.
В силу абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом; порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Постановлением администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области по состоянию на 01.01.2007, согласно приложениям.
Согласно приложению N 3 к данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0104043:179 составила 85 786,46 руб.
В сведениях государственного кадастра недвижимости содержится запись об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0104043:179 - 604.13, исходя из которой истцом был произведен расчет арендной платы.
При этом расчет арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.07.2004 по 30.04.2012 был произведен истцом в соответствии с условиями договора по базовым ставкам арендной платы с применением коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и категорию арендатора, утвержденных постановлениями мэра города Тамбова от 22.03.1999 N 813, от 25.01.2000 N 362, от 29.01.2002 N 488, от 21.06.2004 N 3399, постановлениями главы администрации города Тамбова от 28.12.2005 N 2358, а с 01.06.2008 - от кадастровой стоимости с применением коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 04.06.2008 N 3977, от 26.12.2008 N 10209, от 31.11.2009 N 9023, от 02.04.2009 N 363, решениями Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 N 117, от 28.12.2011 N 479.
Отклоняя возражения ответчика о том, что истцом должен был применяться в расчете коэффициент, предусмотренный для земельных участков, на которых расположены трансформаторные подстанции, суд указал, что действия органа кадастрового учета по внесению записи об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0104043:179 в порядке статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не были обжалованы, как и постановление администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что данные о кадастровой стоимости ответчиком не оспариваются и в данном споре, с кадастровой стоимостью земельного участка, определенной исходя из разрешенного вида использования, ответчик согласен.
Руководствуясь нормами Федерального закона "Об электроэнергетике", Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в соответствии с которым трансформаторные и иные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства, которые предназначены для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, суд, тем не менее, не признал необходимым применение льготного коэффициента.
Как было отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, плата за аренду земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) может устанавливаться с применением особых специальных льгот в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлением администрации Тамбовской области от 24.12.2007 N 1423 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", формула расчета арендной платы предусматривает применение к кадастровой стоимости земельного участка (произведение удельного показателя на площадь участка), коэффициента в виде процента, устанавливаемого правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Постановлением администрации города Тамбова от 30.11.2009 N 9023 "О внесении изменений в Постановление главы администрации города Тамбова от 04.06.2008 N 3977 "Об утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - город Тамбов" и внесении изменений в Постановление главы администрации города Тамбова от 02.10.2006 N 6518 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений юридических и физических лиц об изменении размера платежей за земельные участки, предоставленные в аренду" (с изменениями от 05.09.2008, от 26.12.2008, от 13.08.2009) был установлен процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположены объекты городского коммунального хозяйства (ГРП, ШРП, ТП, ЦТП, БИТС прокладка и размещение сетей и др.) в размере 0,5.
Решением Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 N 117 "Об утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - город Тамбов" этот показатель был установлен в значении 0,65.
Решением Тамбовской городской Думы от 28.12.2011 N 479 "О внесении изменения в Решение Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 N 117 "Об утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - город Тамбов", для расчета арендной платы за земельные участки под объектами городского коммунального хозяйства: газорегуляторные пункты (ГРП), шкафные газорегуляторные пункты (ШРП), трансформаторные подстанции (ТП), установлен процент - 0,69 кадастровой стоимости.
То обстоятельство, что с учетом применения указанных процентов арендная плата за спорный период внесена ответчиком полностью, истцом не оспаривалось. Недоимка образовалась в результате расчета без коэффициентов 0,5, 0,65 и 0,69 соответственно.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Ссылка суда первой инстанции на то обстоятельство, что при заключении договора N 176 от 09.07.2007 ответчиком был принят без возражений расчет истца, не может являться основанием для начисления арендной платы без применения коэффициента в соответствии с нормативным актом, применение которого обязательно для арендодателя.
В связи с отказом во взыскании долга, не имелось оснований для начисления и взыскания неустойки. Следовательно, в удовлетворении исковых требований следовало отказать полностью.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. относятся на Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова и подлежат взысканию в пользу ОАО "Тамбовские коммунальные системы".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2012 по делу N А64-4143/2012 отменить.
В иске Комитету земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова о взыскании 62 005, 36 руб. отказать.
Взыскать с Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (ИНН: 6829036401, ОГРН: 1076829007970) в пользу открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ИНН: 6832041909, ОГРН: 1036888185916) 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4143/2012
Истец: Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова
Ответчик: ОАО "Тамбовские коммунальные системы"
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11608/13
23.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1123/13
01.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6140/12
24.09.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-4143/12