г. Чита |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А78-7991/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 ноября 2012 года по делу N А78-7991/2012 по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года, принятое судьей Ю.В. Судаковой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Цыреновой О.Б., представителя по доверенности от 15.05.2012;
от заинтересованного лица: Лапицкого В.А., представителя по доверенности от 19.03.2012; Болговой И.Г., представителя по доверенности от 07.11.2012;
установил:
Заявитель, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю, обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в возврате расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 23 ноября 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Доказательства того, что оспариваемыми действиями, а именно возвратами расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 1 и 2 квартал 2012 года, были нарушены права и законные интересы ОПФР по Забайкальскому краю, в том числе созданы препятствия для осуществления финансово-кредитной деятельности, либо возложена какая-либо обязанность, в частности уплатить платежи за НВОС в виде размещения отходов производства и потребления ОПФР по Забайкальскому краю, в материалы дела заявителем не представлены.
Из материалов дела усматривается, что лицензия специализированной организации "Забайкалспецтранс" N ОТ-69-000358 от 10.12.2009 не предусматривает такой вид работ, как утилизацию отходов ТБО.
Следовательно, организация не может осуществлять данную деятельность.
Выданные же Пенсионному фонду лимиты на размещение отходов предполагают их размещение собственником отходов - на свалке.
Пенсионный фонд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что учреждение обязано представлять указанные расчеты, поскольку осуществляет плату за выбросы стационарными и передвижными источниками воздействия на окружающую среду, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Кроме того, Росприроднадзор не просто вернул указанные расчеты, а указал, что в раздел 4 расчета Фонд должен включить размер платы за размещение отходов.
Представитель Росприроднадзора в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы, пояснив, что Фонд обязан правильно заполнить данные расчеты и представить их в орган, отразив в разделе 4 расчета размер платы за размещение отходов.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.12.2012.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фонд 11 апреля 2012 года направил в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 (т. 1, л. 6, 116).
17 июля 2012 года Фонд направил в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 (т. 1, л. 123).
21 августа 2012 года письмом N 11-03/823 (т. 1, л. 87) Росприроднадзор возвратил Фонду расчеты за 2 квартал, указав, что в разделе N 4 "размещение отходов производства и потребления" не рассчитана плата за размещение отходов производства и потребления, тогда как в договоре N239/10/12 от 01.01.2012 между ОАО "Забайкалспецтранс" и отделением Пенсионного фонда сказано, что отходы ТБО, которые образует Пенсионный Фонд, подлежат приему на полигон по захоронению твердых бытовых отходов в количестве 195 куб.м.
Из договора N 239/10/12 от 01.01.2012 следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе размещение отходов, в тариф по вывозу и утилизации ТБО Исполнителя (ОАО "Забайкалспецтранс") не включена (пункт 5.3. договора N 239/10/12).
В силу изложенного, Росприроднадзор в письме N 11-03/823 указал, что в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012, в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" должна быть рассчитана сумма платы за размещение отходов.
Аналогичные основания возврата расчетов и требования содержатся в мотивации при возврате Фонду расчетов за 1 квартал 2012 года, что не оспаривается сторонами, более того, ими подтверждается.
Согласно п. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства считаются установленными как за 1, так и за 2 квартал 2012 года.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (ч.1).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся (ч.2):
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3).
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008) "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2007 N 9725), утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно указанному порядку, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (п.1).
Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект (п.2).
Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п.3).
Расчет состоит из (п.6):
титульного листа, который является единым для всего Расчета;
расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
раздела 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
раздела 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";
раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления".
Плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением от 28 августа 1992 г. N 632 (п.7).
Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы (п.8).
Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 (ред. от 01.07.2011) "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" установлено, что Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации (пункт 3), вправе, в том числе:
- утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе на объектах по хранению и уничтожению химического оружия при проведении работ по уничтожению или конверсии объектов по уничтожению, производству и разработке химического оружия, а также при ликвидации последствий их деятельности (пункт 3.4);
- организовывать прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (пункт 3.5;
- устанавливать нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов (пункт 3.6);
- вести государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, в том числе участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения (пункт 3.7).
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов", центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы как администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории осуществляют следующие бюджетные полномочия (пункт 4):
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов (пункт 4.1);
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафов (пункт 4.2);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4.3);
- принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства (пункт 4.4);
- взыскание задолженности по платежам в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4.5);
- доведение до плательщиков, судов (мировых судей), судебных приставов-исполнителей сведения о реквизитах счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета доходов, зачисляемых в федеральный бюджет Российской Федерации, и другие реквизиты, необходимые для заполнения расчетных документов в соответствии с порядком, установленные Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4.6);
- осуществление принудительных взысканий с плательщиков платежей в бюджет, в том числе штрафов по ним, через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4.10);
Из названных норм следует, что плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду обязаны представлять в указанный орган по месту своего нахождения расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, с заполненными разделами, которые ему необходимы.
При этом прямых полномочий Росприроднадзора по возврату таких расчетов плательщиков, в случае несогласия с ними, названные нормы законодательства не содержат.
Таким образом, обязанности Фонда представить в Росприроднадзор в установленный срок расчет корреспондирует обязанность последнего принять указанный расчет, а в случае несогласия с ним, назначить проверочные мероприятия и выйти к плательщику с требованием за взысканием неуплаченных сумм.
Учитывая, что государственный орган обязан действовать только в рамках предоставленных полномочий и не вправе выходить за их пределы, суд апелляционной инстанции считает, что Росприроднадзор неправомерно возвратил заявителю предоставленные им расчеты, нарушив тем самым нормы указанного законодательства, а также законные интересы Фонда, состоящие в том, что уполномоченный орган обязан фактически обладать такими Расчетами последнего, который, в свою очередь, обязан их ему представить. Более того, Росприроднадзор не вправе, исходя из названных полномочий, требовать от плательщика заполнения указанных Расчетов, так как это представляется государственному органу, возлагая тем самым на предприятие не предусмотренные законом обязанности.
Из приведенных выше норм, с учетом позиции, указанной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации N 8-П от 14.05.2009, следует, что Росприроднадзор, как уполномоченный орган, вправе в исковом порядке обратиться к плательщику указанных платежей за их взысканием, если считает, что такое лицо уплачивает их не в соответствии с установленным порядком исчисления.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что Фонд осуществляет вид негативного воздействия на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, в том числе на основании его взаимоотношений с ОАО "Забайкалспецтранс", не привлечённым к рассмотрению дела, являются преждевременными, не относящимися к требованиям заявителя, сделанными судом без учета позиции, содержащейся в Постановлении Президиума ВАС России N 1752/11 от 12.07.2011.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Требования Пенсионного фонда подлежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "23" ноября 2012 года по делу N А78-7991/2012, отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю выразившиеся в возврате Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года, признать незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказу Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64, Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю устранить нарушение прав и законных интересов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7991/2012
Истец: ГУ ОПФР по Забайкальскому краю, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1678/13
21.05.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6230/12
25.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1346/13
04.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6230/12
23.11.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7991/12