г. Самара |
|
01 февраля 2013 г. |
Дело N А65-21909/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2012 года по делу N А65-21909/2012 (судья Мусин Ю.С.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казаньцентрстрой" (ОГРН 1061655062589, ИНН 1655066290), г. Казань,
к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (ОГРН 1081690004164, ИНН 1655151073), г. Казань,
третье лицо: Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655000087, ИНН 165065586), г. Казань,
об обжаловании постановления от 03 августа 2012 года N 498-01,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казаньцентрстрой" (далее - заявитель, общество, ОАО "Казаньцентрстрой") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее - административный орган, инспекция) от 03.08.2012 года N 498-01 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 3-8).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2012 по делу N А65-21909/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд изменил постановление Инспекции Государственного строительного надзора Республики Татарстан от 03.08.2012 N 498-01 о привлечении ОАО "Казаньцентрстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ в части назначения наказания, заменив административное наказание виде штрафа в размере 100 000 рублей на административное наказание виде предупреждения (л.д.100-104).
В апелляционной жалобе административный орган просит изменить решение суда первой инстанции, постановление от 03.08.2012 года N 498-01 оставить без изменения, заявленные требования общества без удовлетворения (л.д.110-111).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.06.2012 года административным органом проведена проверка ОАО "Казаньцентрстрой", в ходе которой, согласно акта проверки N 12-17/574 выявлен ряд нарушений требований проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно: строительная площадка не очищена от мусора, незаконно размещены отходы строительства на грунтовой поверхности; баллоны с газом не размещены в специально отведенном для хранения месте; строительный контроль заявителем осуществляется не должным образом, что является нарушением абз. 1, 2, 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03; п. 9.4.1 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; ч.6 ст.52, ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По результатам выявленных нарушений инспекцией составлен в отношении ОАО "Казаньцентрстрой" протокол от 09.07.2012 N 568 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.20-21).
03.08.2012 года инспекцией вынесено постановление N 498-01 по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "Казаньцентрстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 100 000 руб. (л.д.18-19).
Не согласившись в данным постановлением, заявитель обжаловал его в суде.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в части назначения административного наказания, заменив административное наказание виде штрафа в размере 100 000 рублей на административное наказание виде предупреждения, правильно применил нормы материального права.
Из материалов дела видно, что заявителю в качестве правонарушения вменено в вину нарушение в области строительства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначение наказания в виду административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.
Замечания застройщика или технического заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство. Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацам 1, 2, 3 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
В порядке пунктов 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пункту 9.4.1 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", газовые баллоны надлежит хранить и применять в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В суде первой инстанции представитель заявителя пояснил, что в части мусора на территории и баллонов с газом наличие события административного правонарушения не признает, так как мусор периодически вывозится, при строительстве газовые баллоны ими не используются. Если на строительной площадке и были газовые баллоны, то они принадлежат иным лицам - субподрядчикам, выполняющим работы по возведению железобетонных каркасов. Указывает на нарушения в части фиксации правонарушений - проверка проводилась без извещения и участия представителя заказчика, понятые не привлекались. В части ненадлежащего строительного контроля пояснил, что по факту выявленных нарушений в части недостаточной прочности железобетонных конструкций, судом привлечено к ответственности иное лицо (дело N А65-21161/2012). Если отсутствие контроля со стороны заявителя при этом и было, то оно носит незначительный характер, несоразмерный наложенному штрафу.
Представитель инспекции считает факт правонарушения доказанным материалами дела; признает, что при осмотре территории строительной площадки не привлекали понятых, не извещали заявителя. О предстоящей проверке известили только заказчика - УКС и Р ИКМО г.Казани (третье лицо).
В соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
Так, акт осмотра составлен административным органом без понятых, без извещения заявителя, в связи с чем, не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что административным органом не доказано событие правонарушения в части строительного мусора и размещения баллонов с газом вне специально отведенных мест.
Вместе с тем, в части отсутствия строительного контроля событие правонарушения подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем, в связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Санкция части 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Административное органом назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В постановлении по делу об административном правонарушении в качестве отягчающего обстоятельства указано совершение правонарушения неоднократно, однако, не указаны реквизиты документа (постановления, решения), а также не приложены копии такого документа, в связи с чем, у суда нет оснований рассматривать это обстоятельство в качестве отягчающего.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае назначенная административным органом санкция в размере 100 000 рублей, предусмотренная санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, за совершенное административное правонарушение без указания в постановлении отягчающих вину обстоятельствах, не соответствует названным требованиям.
Суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, обоснованно изменил оспариваемое постановление, назначив минимальное наказание, установленное санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что совершение правонарушения повторно подтверждается материалами дела, так как в обжалуемом постановлении отсутствует ссылка на отягчающие вину обстоятельства.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2012 года по делу N А65-21909/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21909/2012
Истец: ОАО "Казаньцентрстрой", г. Казань
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан
Третье лицо: МКУ "УКСиР ИКМО"