г. Вологда |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А66-11900/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьёвой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мелькомбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 ноября 2012 года по делу N А66-11900/2012 (судья Рощина С.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Мелькомбинат" (ОГРН 1026900538433; далее - Общество, ОАО "Мелькомбинат") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 11.10.2012 N 309/194-2012 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность оспариваемого предписания, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на невозможность выполнения предписания от 11.10.2012 N 309/194-2012 в установленный в нём срок. Также ссылается на отсутствие в предписании от 11.10.2012 N 309/194-2012 указаний на конкретные мероприятия, которые должен провести заявитель для обеспечения выполнения требований, содержащихся в нём.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю 13.07.2012 выдано предписание N 226/137-2012 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым в срок до 03.09.2012 предложено ОАО "Мелькомбинат" выполнить следующие мероприятия: устранить нарушения требований части 6 статьи 56, части 1 статьи 42, пунктов 1 и 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации - не допускать сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций (далее - ПДК), установленных для рыбохозяйственных водоемов.
Ответчиком в период с 10.09.2012 по 05.10.2012 на основании распоряжения Управления от 28.08.2012 N 171 в отношении Общества проведена проверка исполнения названного предписания, о чём составлен акт от 05.10.2012 N 194.
В ходе проверки ответчиком выявлено, что предписание от 13.07.2012 N 226/137-2012 не выполнено Обществом к установленному сроку; ОАО "Мелькомбинат" продолжает осуществлять сброс поверхностных сточных вод в реку Волга с территории предприятия с превышением ПДК содержащихся в них загрязняющих веществ.
Результаты лабораторных исследований в месте выпуска сточной воды с очистных сооружений с территории ОАО "Мелькомбинат" (протокол отбора проб от 26.09.2012, акт отбора проб от 26.09.2012 N 471-472-в, акт отбора проб от 26.09.2012 N 473-в, протоколы испытаний отобранных проб от 01.10.2012 N 471-в, 472-в, 473-в) показали, что имеется превышение предельно-допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов, по ион аммонию в 3,46 раз (фактич. показатель 1,73 мг/дм3; ПДК 0,5 мг/дм3); нитрит ион в 2,56 раза (фактич. показатель 0,205 мг/дм3; ПДК 0,08 мг/дм3), по БПК в 2,4 раза (фактич. показатель 7,29 мг02/дм3; ПДК 3,0 мг02/дм3); по нефтепродуктам в 2,2 раза (фактич. показатель 0,11 мг/дм3; ПДК 0,5 мг/дм3).
Предписанием от 11.10.2012 N 309/194-2012 заявителю предложено устранить данное нарушение в срок до 12.11.2012.
Не согласившись с названным предписанием, ОАО "Мелькомбинат" обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Правовые основы деятельности предприятий в области водопользования регламентируются Водным Кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Согласно статье 1 ВК РФ сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
На основании части 1 статьи 44 названного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Допустимые показания ПДК определены приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Факт сброса Обществом поверхностных сточных вод в реку Волга с территории предприятия с превышением предельно допустимых концентраций, содержащихся в них загрязняющих веществ подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
При указанных обстоятельствах у ответчика имелись основания для выдачи ОАО "Мелькомбинат" предписания от 11.10.2012 N 309/194-2012.
Довод подателя жалобы об отсутствии возможности исполнить оспариваемое предписание в установленный срок не свидетельствуют о незаконности оспариваемого ненормативного акта ответчика, а может быть оценен при рассмотрении вопроса о привлечении Общества к ответственности за неисполнение данного предписания.
Кроме того, данный срок может быть продлен на основании письменного мотивированного ходатайства ОАО "Мелькомбинат". Доказательств обращения заявителя в Управление с таким ходатайством в материалы дела не представлено.
Из материалов дела также следует, что обязательные для исполнения заявителем требования, содержащиеся в предписании от 11.10.2012 N 309/194-2012, предъявлялись Обществу ранее в предписании от 13.07.2012 N 226/137-2012 (срок исполнения до 03.09.2012). Заявителем не представлено доказательств, что им проводились какие-либо мероприятия с целью исполнения данного предписания.
Апелляционный суд также не может согласиться с доводом ОАО "Мелькомбинат" об отсутствии в оспариваемом предписании указаний на конкретные мероприятия, которые должен провести заявитель для обеспечения выполнения требования, содержащегося в нём.
Управлением в предписании от 11.10.2012 N 309/194-2012 изложено содержание нарушения (сброс заявителем сточных вод с превышением ПДК, установленного для рыбохозяйственных водоемов), и указано, каким нормативным актам (часть 6 статьи 56, часть 1 статьи 42, пункты 1 и 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации) данное нарушение противоречит, также указано, что именно это нарушение должно быть устранено.
Каких-либо неясностей предписание не содержит. Текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса, об устранении какого нарушения идет речь.
Неуказание конкретного способа устранения нарушения в оспариваемом предписании не затрагивает права и законные интересы Общества, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения нарушения указанных в предписании нормативных правовых актов.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает прав заявителя как субъекта предпринимательской деятельности.
Доводы подателя жалобы о нарушении судом первой инстанции требований статьи 67 - 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств в связи с оценкой судом в судебном акте ранее выданных заявителю предписаний отклоняются как не соответствующие части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу, а также определение относимости, допустимости и достаточности доказательств относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не вышел за пределы заявленного требования и с учетом норм АПК РФ рассмотрел заявление Общества, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 ноября 2012 года по делу N А66-11900/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мелькомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11900/2012
Истец: ОАО "Мелькомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области