г. Саратов |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А06-6436/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Горбанёва А.С., действующего по доверенности от 27.12.2012 N 3-15, представителя общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" Ершовой О.И., действующей по доверенности от 01.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 157, ОГРН 1096165003791, ИНН 6165157156)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 ноября 2012 года по делу N А06-6436/2012 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (414004, г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, д.67, корп.2, кв.8, ОГРН 1063015051770, ИНН 3015075967)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 157, ОГРН 1096165003791, ИНН 6165157156)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - ООО "Ассоль", заявитель) с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05 сентября 2012 года N 07-10/223 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 15 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Постановление административного органа от 05 сентября 2012 года N 07-10/223 признано незаконным и отменено.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Ассоль" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа и заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам анализа представленных ООО "Ассоль" деклараций за 2 квартал 2012 года об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по лицензии А 617399, выданной на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, административным органом установлено несоответствие данных декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной на бумажном носителе в управление, данным декларации, представленной в электронном виде в утверждённом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка формате.
Согласно данным декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной на бумажном носителе в административный орган, объём отгруженной алкогольной продукции составил 0,822 тыс.дал.
В то же время, в декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной в электронном виде в установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка формате, объём отгруженной алкогольной продукции не отражён.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем статей 14 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Положения о предоставлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 858, пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15 марта 2010 года N 24н.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как включение в одну из деклараций об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или деклараций об использовании этилового спирта заведомо искажённых данных.
21 августа 2012 года при участии представителя ООО "Ассоль" Борисова С.В., действующего по доверенности от 20 августа 2012 года, составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/223, которым зафиксировано допущенное правонарушение. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Ассоль" извещено надлежащим образом.
05 сентября 2012 года административным органом вынесено постановление N 07-10/223 о привлечении ООО "Ассоль" к ответственности, предусмотренной статьёй 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в присутствии представителя ООО "Ассоль" Асадулиной Н.Ю., действующей по доверенности от 03 сентября 2012 года (т.1 л.д.66).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Астраханской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом не доказана вина в действиях ООО "Ассоль".
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Статьёй 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искажённых данных.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в том числе в совершении действий по включению в декларацию заведомо искажённых данных, влекущих искажение фактического объёма произведённого этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, искажение объёма реализации или приобретения, неуказание или указание не соответствующего действительности объёма использованного этилового спирта.
В силу статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 4 указанной статьи, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 4 Положения о предоставлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 858, декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчётный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.
Предоставление декларации в электронном виде установлено пунктом 5 указанного Положения, согласно которому организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утверждённом указанной Службой формате.
Порядок представления в электронном виде деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждён Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01 сентября 2010 года N 52н (далее - Порядок). Согласно пунктам 1 и 4 Порядка, декларации представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью; представление деклараций указанным способом возможно при подключении организации к информационным системам передачи данных общего пользования, при наличии необходимых аппаратных средств.
В Информационном сообщении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 июня 2010 года по вопросу представления деклараций в электронном виде указано, что декларации подаются в "личном кабинете", либо (до внедрения электронной цифровой подписи) представляются на электронных носителях в межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по федеральному округу по месту своего нахождения любым не противоречащим законодательству способом.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Административным органом ООО "Ассоль" вменяется включение в одну из деклараций об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искажённых данных.
Из пояснительной записки ООО "Ассоль" следует, что, передавая в установленный срок декларацию об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде, заявитель не преследовал цель ввести административный орган в заблуждение, скрыть истинный объём приобретённой и реализованной спиртосодержащей продукции, заведомо исказить эти данные. При выгрузке декларации в специализированной программе "Декларант-Алко" версии 2.2.0 произошёл сбой программы. Выгруженный файл, содержащий текст декларации, прошёл успешно все проверки, однако, в управление файл пришёл без какой-либо информации. Утрата данных в декларации в электронном виде произошла по техническим причинам.
Административным органом указанный довод не опровергнут. Неотражение в декларации сведений об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде не свидетельствует об их искажении, поскольку управление располагало достоверными данными об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из декларации, представленной на бумажном носителе.
Административным органом не представлено доказательств вины ООО "Ассоль".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности того, что в представленную заявителем декларацию в электронном виде внесены заведомо искажённые данные.
В соответствии с требованиями статей 1.5. и 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2. Кодекса.
Суды обеих инстанций считают, что вина ООО "Ассоль" во вменённом правонарушении административным органом не доказана.
Управление необоснованно привлекло заявителя к административной ответственности по статье 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судом первой инстанции, не опровергают выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении ООО "Ассоль" к административной ответственности в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно признано судом незаконным и отменено.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 ноября 2012 года по делу N А06-6436/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6436/2012
Истец: ООО "Ассоль"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО
Третье лицо: Представитель ООО "Ассоль" Асадулина Н. Ю., Представитель ООО "Ассоль" Ершова О. И.