Заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 16 сентября 2008 г. N 3.6-12/20
по проекту федерального закона N 23778-5 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (об органах, дающих разрешение на заключение брака), внесенному Законодательным Собранием Вологодской области
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 23778-5 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), которое предполагает передачу права давать разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению автора законопроекта, выдача разрешений на вступление в брак лицам от 16 до 18 лет непосредственно связана с осуществлением опеки и попечительства и, следовательно, осуществляться она должна органами опеки и попечительства. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и пунктом 2 статьи 121 СК РФ полномочия органов опеки и попечительства переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдача разрешений на вступление в брак, по мнению автора законопроекта, также должна осуществляться именно этими органами.
Комитет не может согласиться с подобным подходом по следующим основаниям.
Во-первых, действующая редакция пункта 2 статьи 13 СК РФ не отождествляет органы местного самоуправления с органами опеки и попечительства. Наоборот, она закрепляет самостоятельное соответствующее полномочие органа местного самоуправления, не связывая его с выполнением функций по опеке и попечительству.
Во-вторых, в соответствии со статьей 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Следовательно, далеко не все несовершеннолетние граждане относятся к категории подопечных, и наделение органов опеки и попечительства полномочиями по даче разрешения на вступление в брак лиц, не находящихся под попечительством, вряд ли будет правомерно.
В-третьих, действующее законодательство, в частности статья 8 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", определяя полномочия органов опеки и попечительства, не относит к ним принятие решения о выдаче разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Следовательно, предлагаемая законопроектом поправка должна повлечь соответствующие изменения и в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве". Однако такого рода изменения законопроектом не предусмотрены.
В-четвертых, передача права давать разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации усложнит получение такого разрешения, так как многие населенные пункты значительно территориально удалены от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время разрешение может быть получено по месту жительства несовершеннолетних.
Кроме того, статьей 2 законопроекта предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие с 1 января 2008 года. Представляется нецелесообразным включение в законодательство подобного положения, поскольку это может повлечь возможность оспаривания уже выданных органами местного самоуправления разрешений.
На законопроект поступили как положительные, так и отрицательные отзывы субъектов Российской Федерации, а также отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не может поддержать проект федерального закона N 23778-5 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.