г. Ессентуки |
|
31 октября 2007 г. |
Дело N А22-517/07/14-59 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокуровой Н.В., судей Цигельникова И.А., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокуровой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А22-517/07/14-59
по иску СПК "Манцын-Кец" к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия
о признании права собственности на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод),
встречному иску администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия
к СПК "Манцын-Кец"
о признании права собственности на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод),
при участии представителей:
от СПК "Манцын-Кец" - председатель СПК "Манцын-Кец" Пудинов Д.Н.,
от администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия - юрист администрации Авшеев С.Ю., доверенность от 23.04.2007,
в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия и Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Манцын-Кец" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) о признании права собственности на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод).
14.05.2007 администрация подала встречный иск, в котором просила в первоначальном иске отказать и признать за ней право собственности на магистральный трубопровод.
Решением от 13.07.2007 Арбитражный суд Республики Калмыкия исковые требования кооператива удовлетворил, признал право собственности кооператива на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод) общей протяженностью 11600 метров, в том числе: трубопровод d=530 мм протяженностью 7100 метров, трубопровод d=426 мм протяженностью 3600 метров, трубопровод d=325 мм протяженностью 900 метров, находящиеся по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, бывший орошаемый участок совхоза "Маныч" (5 000 метров к юго-востоку от п. Чолун-Хамур), в удовлетворении встречного искового заявления администрации отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2007 отменить, принять новое решение по делу.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2007 была проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 28.09.2007 суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2007 по делу N А22-517/07/14-59 отменил, перешел к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 22.10.2007.
В судебном заседании 22.10.2007 был объявлен перерыв до 24.10.2007. Определением от 24.10.2007 судебное разбирательство было отложено на 31.10.2007
Изучив в судебном заседании 31.10.2007 материалы дела, выслушав представителей кооператива, администрации, в отсутствие представителей министерства и Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд установил следующее.
Как было указано выше, кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к администрации о признании права собственности на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод).
В обосновании иска кооператив указал следующее.
Комиссией Министерства сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия было решено, что по завершению строительных работ в 1988 году инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод) должны быть переданы бывшему совхозу "Маныч". После прохождения процедуры банкротства совхозов "Маныч" и "Манцын - Кец" кооператив стал их правопреемником.
25.10.2004 Распоряжением Главы Ики-Бурульского муниципального образования Республики Калмыкия N 320 кооперативу были переданы на баланс инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод), расположенные на территории орошаемого участка "Маныч" по адресу: РК, Ики-Бурульский район, бывший орошаемый участок совхоза "Маныч" (5000 м к юго-востоку от п. Чолун-Хамур).
22.12.2004 согласно акту приема - передачи основных и оборотных средств указанный объект был передан кооперативу.
Согласно письму от 27.11.2006 Министерства сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия N 10/2959 ввиду отсутствия собственника инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод) были переданы кооперативу в целях их сохранения.
Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Калмыкия по состоянию на 23.10.2006 был выдан технический паспорт на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод), находящиеся по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, бывший орошаемый участок совхоза "Маныч" (5000 м к юго-востоку от п. Чолун-Хамур).
В техпаспорте указано, что в указанный объект входит магистральный трубопровод, в том числе: трубопровод d = 530 мм протяженностью 7 100 м.; трубопровод d = 426 мм протяженностью 3 600 м.; трубопровод d = 325 мм протяженностью 900 м.
В соответствие со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Администрация не согласилась с иском кооператива и обратилась со встречным иском, ссылаясь на следующее.
Трубопровод находится на балансе бывшего совхоза "Маныч". После банкротства совхоза "Маныч" в 1998 году данный трубопровод не вошел в конкурсную массу и по этой причине не был продан.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 и Инструкции "О порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам"", действовавшим в то время, когда происходило банкротство колхозов и совхозов, после прохождения процедур банкротства колхозов и совхозов все нераспроданное имущество по акту приема-передачи переходило на баланс районных муниципалитетов. После банкротства совхоза "Маныч" не была проведена процедура передачи данного магистрального трубопровода на баланс администрации.
Согласно статье 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" преимущественное право на нераспроданное и оставшееся после банкротства предприятия имущество имеют органы местного самоуправления.
25.10.2004 распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Мурзаевым Д.Б. было подписано распоряжение N 320 "О передаче магистрального трубопровода СПК "Манцын-Кец". Согласно данному распоряжению в целях сохранности и для использования в хозяйственной деятельности инженерные сети регулярного орошения были переданы на баланс кооператива. Председателю кооператива Пудинову Д.Н. было поручено обеспечить надежную охрану инженерной сети и при попытке демонтажа труб информировать руководство района и правоохранительные органы.
Кооператив в хозяйственной деятельности данный трубопровод не использует, так как земельный участок, арендованный данным кооперативом, находится на территории поселка Манцын - Кец, а земли, на которых находится данный трубопровод (территория Хомутниковского СМО), арендуется крестьянско-фермерским хозяйством "Слава" с 2005 года и на протяжении всего этого времени используется им по назначению.
Министерство представило отзыв на исковое заявление кооператива, в которым указало следующее.
Инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод), общей протяженностью 11 600 м., в том числе трубопровод d = 530 мм протяженностью 7100 м., трубопровод d = 426 мм, протяженностью 3600 м., трубопровод d = 325 мм, протяженностью 900 м, находящиеся по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, бывший орошаемый участок совхоза "Маныч" (5000 м к юго-востоку от п. Чолун-Хамур) были переданы СПК "Манцын Кец" Распоряжением Главы Ики-Бурульского муниципального образования Республики Калмыкия от 25.10.2004 N 320 по заключению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия от 18.10.2004.
В заключении комиссии министерства от 18.10.2004 главе районного муниципального образования было предложено своим распоряжением узаконить принадлежность трубопровода Хомутниковскому СМО и издать соответствующее распоряжение.
Ики-Бурульское Управление государственных сельскохозяйственных служб (УГСС), является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия на основании действовавшего в тот период Положения о районном УГСС, утвержденного Приказом Министерства от 19.07.2002 N 53. Управлением был издан приказ от 22.12.2004 N 44, где комиссионно и согласовано на баланс СПК "Манцын-Кец" были переданы указанные оросительные сети.
22.12.2004 был составлен акт приема-передачи, согласно которому на баланс кооператива для использования в хозяйственных целях и обеспечения сохранности были переданы вышеуказанные инженерные сети. С этого момента кооператив от своего имени в течение 3-х лет уплачивал налоги, обеспечивал сохранность оросительной сети и использовал в хозяйственных целях для полива сельскохозяйственных культур. Таким образом, передача магистрального трубопровода кооперативу была обусловлена целью его сохранности, так как дирекцией ГУП "Калммелиоводхоз" был издан приказ от 01.10.2004 N 48, разрешающий самовольный демонтаж, транспортировку и последующее списание трубопровода. Назначенная комиссия министерства приняла все необходимые меры для предотвращения самовольного вывоза указанного трубопровода и составила соответствующее заключение от 18.10.2004. Главе Хомутниковского СМО было предложено обеспечить охрану инженерной сети и при попытке демонтажа труб информировать руководство района и правоохранительные органы.
03.11.2004 по акту приема-передачи трубопровода орошаемого участка, расположенного на территории Хомутниковского СМО Ики-Бурульского района, глава Хомутниковского СМО отказался принимать трубопровод из-за невозможности обеспечить надлежащую охрану.
Из письма министерства от 27.11.2006 N 10/2959 следует, что передача на баланс кооператива инженерных сетей в виде труб орошения была произведена в целях сохранности сети, ввиду отсутствия собственника.
Заказчиком данных инженерных сетей выступало Министерство мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР, на тот период подведомственного Государственному агропромышленному комитету Калмыцкой АССР.
На сегодняшний день Министерство мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР упразднено, все документы переданы в ГУ "Национальный архив Республики Калмыкия".
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия направляло письма от 27.11.2006 M10/29S9 и от 28.04.2007 N 01 ОД/966, где не возражает о закреплении в собственность оросительной сети за кооперативом.
Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации представило отзыв на исковое заявление кооператива, в которым с иском кооператива не согласно в связи с отсутствием у кооператива в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований приобретения права собственности и непредставлением кооперативом документов, подтверждающих, что указанный объект создан им или приобретался в собственность.
Изучив материалы дела, выслушав представителей кооператива, администрации, апелляционный суд считает, что первоначальный и встречный иски подлежат отклонению исходя из следующего.
Как следует из исковых требований кооператива и других материалов дела, кооператив просит признать за ним право собственности на инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод) общей протяженностью 11600 метров, в том числе: трубопровод d=530 мм протяженностью 7100 метров, трубопровод d=426 мм протяженностью 3600 метров, трубопровод d=325 мм протяженностью 900 метров, находящиеся по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, бывший орошаемый участок совхоза "Маныч" (5 000 метров к юго-востоку от п. Чолун-Хамур).
В обоснование признания права собственности кооператив ссылается на то, что он является правопреемником совхозов "Маныч" и "Манцын Кец".
Однако согласно своему уставу кооператив образован в 2003 году, членами кооператива являются физические лица. В уставе кооператива не указано, что кооператив является правопреемником совхозов "Маныч" и "Манцын Кец".
Кроме того, согласно решению от 21.02.2000 совхоз "Маныч" был признан банкротом, что согласно законодательства о банкротстве является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, а в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Материалами дела не подтверждается и переход и передача спорного имущества кооперативу в результате безвозмездной сделки.
Так согласно распоряжению Главы администрации N 320 от 25.10.2004, акта приема-передачи основных и оборотных средств от 22.12.2004, заявке комиссии министерства от 18.10.2004 магистральный трубопровод был передан на баланс кооператива только для использования в хозяйственных целях и обеспечения сохранности, а не в собственность.
Что касается согласия министерства на признание права собственности за кооперативом, выраженного в отзыве на исковое заявление кооператива, и имеющихся в материалах дела письмах, то министерство не представило документы, подтверждающие право собственности министерства, и соответственно право распоряжаться спорным имуществом.
Представленные министерством приказ N 53 от 19.07.2002 о районном Управлении государственных сельскохозяйственных служб, положение о районном Управлении государственных сельскохозяйственных служб, приказ Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 864/274 от 30.12.1987 "О подготовке мелиоративных систем к вегетационному периоду 1987 года", планы к приказу Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 864/274 от 30.12.1987 "О подготовке мелиоративных систем к вегетационному периоду 1987 года", приложение N 2 к приказу Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 864/274 от 30.12.1987 "О подготовке мелиоративных систем к вегетационному периоду 1987 года", приказ Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 766/236 от 06.12.1988, планы к приказу Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 766/236 от 06.12.1988, приложение N 2 к приказу Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства Калмыцкой АССР N 766/236 от 06.12.1988, приказ Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР от N 368 от 02.07.1986, приложение N 1 к приказу Государственного агропромышленного комитета Калмыцкой АССР от N 368 не подтверждает право собственности министерства на спорный трубопровод.
Факт уплаты кооперативом налога на имущество по объекту налогообложения - инженерные сети регулярного орошения (магистральный трубопровод) не является основанием для признания права собственности кооператива.
На основании изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для признания права собственности кооператива на спорный трубопровод.
Что касается требований администрации о признании права собственности на спорный трубопровод, мотивированных положениями статьи 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой преимущественное право на нераспроданное и оставшееся после банкротства предприятия имущество имеют органы местного самоуправления, то они также подлежат отклонению исходя из следующего.
Согласно статье 148 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действующего в настоящее время, и статье 118 Федерального закона N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действовавшего на момент признания совхоза "Маныч" несостоятельным (банкротом), при отказе кредиторов от принятия имущества должника для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования, которые не позднее установленного в законе срока с момента получения уведомления принимают это имущество на баланс и несут все расходы по содержанию этого имущества.
Однако согласно определению Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.08.2001 по делу N А22-1345/99/10-105 о завершении конкурсного производства в отношении совхоза "Маныч" в ходе конкурсного производства было установлено, что имущество у должника (совхоза "Маныч") отсутствует.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований администрациине имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по искам относится на истцов. Государственная пошлина кооперативом при подаче иска уплачена, а администрация от уплаты государственной пошлины по встречному иску освобождена. (Подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между сторонами поровну.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении иска сельскохозяйственного производственного кооператива "Манцын-Кец" отказать.
В удовлетворении встречного иска администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Манцын-Кец" в пользу администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия 500 рублей государственной пошлины в возмещении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Н.В. Винокурова |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-517/2007
Истец: Сельскохозяйственно-производственный кооператив "Манцын кец"
Ответчик: Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия