г. Челябинск |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А76-15350/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чумановым Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2012 по делу N А76-15350/2012 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия") - Журавлев В.В. (доверенность б/н от 21.03.2011);
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Карабанов Е.С. (доверенность N 91 от 14.01.2013); Литвинова Ю.В. (доверенность N 5 от 01.01.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия" (далее - заявитель, ООО "Гарант-Евразия", страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Кыштымского филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, фонд социального страхования, фонд) о признании недействительным уведомления (решения) об установлении надбавки в размере 40 процентов к страховому тарифу ООО "Гарант-Евразия".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на неверные выводы суда в части нарушения фондом порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, поскольку на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовала Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н (далее - Методика N 39н от 01.08.2012).
Податель жалобы указывает, что до вступления в силу 18.09.2012 Методики расчета скидок и надбавок к страховым на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, действовала Методика расчета скидок и надбавок, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, утвержденная позже методика не содержит новых норм права или нормативов по расчету надбавок, а лишь конкретизирует порядок, установленный Правилами. При исчислении размера надбавки по обеим методикам расчет надбавки составляет 40%, что свидетельствует о том, что оспариваемым уведомлением права и законные интересы страхователя нарушены не были.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители фонда и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, фондом социального страхователя вынесен Приказ от 29.06.2012 N 1037/12/12 (л.д. 79).
На основании данного Приказа фонд направил 09.07.2012 страхователю уведомление от 29.06.2012 о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому обществу установлена надбавка к страховому тарифу в размере 40 процентов (л.д. 7).
Согласно данному уведомлению, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля 2012 года устанавливается для страхователя в размере 0,28% к начисленной оплате труда по всем основаниям застрахованным, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Полагая, что данное уведомление вынесено в нарушение законных прав и интересов страхователя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что на момент направления оспариваемого уведомления страхователю отсутствовала Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н, в связи с чем, у фонда отсутствовали правовые основания для установления страхователю такой надбавки.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В силу статьи 21 и пунктов 1 и 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила о классах риска) утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ), размер надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 утверждены "Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Правила), действующие с 14.06.2012.
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Во исполнение приведенных Правил, приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена, "Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которая действует с 18.09.2012.
Вместе с тем, поскольку данная методика на дату вынесения оспариваемого уведомления не могла быть применена, фондом социального страхования была применена "Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Методика N 11 от 05.02.2002), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, которая действовала до 17.09.2012,
В силу пункта 2 этой Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - скидки и надбавки) устанавливаются Фондом на текущий календарный год в размерах не более 40 процентов страхового тарифа, исходя указанных в методике основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году утверждены постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 N 75 "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Гарант-Евразия" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.12.2002 ИФНС России по г.Снежинску Челябинской области, ОГРН 1027401354991, а также в качестве страхователя в Кыштымском филиале N 9 - ГУ ЧРО ФСС РФ.
09.07.2012 фондом направлено в адрес страхователя уведомление от 29.06.2012 о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому обществу установлена надбавка к страховому тарифу в размере 40 процентов (л.д. 7). Также в данном уведомлении указано, что размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля 2012 года составляет 0,28% к начисленной оплате труда по всем основаниям застрахованным, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Основанием для вынесения данного уведомления является Приказ Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.06.2012 года N 1037/12 (л.д. 79), вынесенный во исполнение положений Постановления Правительства от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователем скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление Правительства N 524).
Из содержания уведомления следует, что основным видом деятельности общества является "Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий"", данный вид деятельности отнесен к 1 классу профессионального риска, страхователю установлен тариф 0,28 %. Надбавка по страховому тарифу установлена в размере 40%.
Установление надбавки и вынесение данного уведомления произведено фондом социального страхования во исполнение Постановления Правительства N 524, с учетом внесенных изменений: расчет надбавки произведен, исходя из показателей за три предшествующих года, а не за один год, как было установлено ранее применяемой методикой.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что Методика N 11 от 05.02.2002 на момент выдачи оспариваемого уведомления не могла применяться в части расчета надбавок исходя из показателей по итогам работы за предыдущий год, как противоречащая пункту 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ.
Следовательно, применение положений Методики N 11 от 05.02.2002 за исключением расчетного периода подлежало применению до утверждения новой Методики N 39н от 01.08.2012.
Также в ходе судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы фонда, было установлено, что сам заявитель против установленного в оспариваемом уведомлении размера надбавки в 40 % не возражает, контррасчета не представил.
Учитывая, что размер надбавки в 40% заявителем не оспаривается, что при расчете набавки в качестве расчетного периода был взят трехлетний период, а также с учетом того, что заявителем не поименовано, каким именно образом нарушаются его законные права и интересы, суд апелляционной инстанции, установив отсутствие необходимой совокупности элементов для признания спорного уведомления недействительным (несоотвествие действующему законодательству и нарушение законных прав), приходит к выводу о наличии оснований для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба фонда подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются судом апелляционной инстанции по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2012 по делу N А76-15350/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15350/2012
Истец: ООО "Гарант-Евразия"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ ЧРО ФСС РФ Кыштымский филиал N 9, Кыштымский филиал N 9 ГУ - ЧРО ФСС России
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4391/13
07.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4391/13
07.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4391/13
18.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4391/13
30.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13199/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-15350/12