г. Ессентуки |
|
07 февраля 2013 г. |
N А63-10979/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2012 по делу N А63-10979/2012 (под председательством судьи Турчина И.Г.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644, 355020, Ставропольский край, Ставрополь г., Ленина пл., 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737, 355012, Ставропольский край, Ставрополь г., Комсомольская ул., 58)
об обжаловании отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, регистрирующий орган), в котором, согласно уточненным требованиям в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило:
- признать незаконными решения управления, выраженные в сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости от 26.04.2012, N 01/011/2012-890, N 01/011/2012-892, N 01/011/2012-894, N 01/011/2012-896, N 01/011/2012-898;
- обязать управление зарегистрировать переход от Российской Федерации к субъекту Российской Федерации Ставропольскому краю права государственной собственности на объекты недвижимого имущества: нежилое помещение литер Г 2, помещение 1, общей площадью 22.1 кв.м, ИНОН 040124340002; нежилое помещение литер Г 2, помещение 2, общей площадью 23.4 кв.м, ИНОН 040124340003; нежилое помещение литер Г 2, помещение 3, общей площадью 23.4 кв.м, ИНОН 040124340004; нежилое, помещение литер Г 2, помещение 4, общей площадью 23.2 кв.м, ИНОН 040124340005; гараж, литер Г1, общей площадью 15.8 кв.м, ИНОН 040124340007, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72а.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд установил, что спорные объекты на основании приказа министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к переданы в собственность Ставропольского края. Право собственности на недвижимое имущество, возникло у Российской Федерации до вступления Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), поэтому признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРП. Заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, в том числе приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к, акт приема-передачи имущества. Спора о праве собственности на заявленные к регистрации объекты не имеется, претензий со стороны Российской Федерации либо иных лиц относительно них не заявлено.
Не согласившись с решением, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда о незаконности отказа в регистрации, указывая, что в ходе проверки представленных на регистрацию документов управлением выявлено противоречие между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Определением от 22.01.2013 судебное разбирательство по делу откладывалось в пределах срока, предусмотренного абзацем 2 пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением судьи Луговой Ю.Б. в краткосрочном учебном отпуске.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.01.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в апреле 1998 года комитетом природных ресурсов по Ставропольскому краю построены и введены в эксплуатацию объекты недвижимости: гаражи, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72а, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта гаражей боксового типа.
Бюро технической инвентаризации г. Ставрополя выдано регистрационное свидетельство N 254 от 25.06.1998 о регистрации за Российской Федерацией в лице Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края права собственности на заявленные объекты, о чем имеются записи в кадастровых паспортах.
Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к комитет природных ресурсов по Ставропольскому краю был реорганизован в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Ставропольскому краю.
На основании приказа министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к в 2004 году имущество, в том числе и спорное, было предано в собственность Ставропольского края и оперативное управление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29.03.2005 N 479 спорное имущество изъято из хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов" и передано на баланс министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.04.2009 N 364 право оперативного управления министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на заявленные объекты прекращено, объекты недвижимости переданы на баланс государственному казенному учреждению "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.03.2010 N 441 "О внесении изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края" в реестр государственного имущества Ставропольского края и перечень объектов учета, находящихся на праве оперативного управления на балансе государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" внесены изменения в объекты недвижимого имущества, вместо гаражей указаны нежилое помещение 1 литер Г 2, общей площадью 22.1 кв.м; нежилое помещение 2 литер Г 2, общей площадью 23,4 кв.м; нежилое помещение 3 литер Г 2, общей площадью 23,4 кв.м; нежилое помещение 4 литер Г 2, общей площадью 23.2 кв.м; гараж литер Г1, общей площадью 15,8 кв.м, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72а.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности Ставропольского края на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Уведомлениями от 26.04.2012 N 01/011/2012-890, N 01/011/2012-892, N 01/011/2012-894, N 01/011/2012-896 управление отказало министерству в государственной регистрации права собственности на объекты со ссылкой на абзац 11 пункта 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), ввиду наличия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными. Регистрирующий орган указал, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации является препятствием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Считая данные решения незаконным, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у управления правовых оснований для принятия решений об отказе в государственной регистрации права собственности на рассматриваемые объекты.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с действующим законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закон N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Судом установлено, что заявленные нежилые помещения 25.06.1998 зарегистрированы по праву государственной собственности за Российской Федерацией в лице Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края, о чем имеются записи в кадастровых паспортах.
В период с 01.01.1998 и до создания учреждения юстиции на территории Ставропольского края (май 1999 года) обязанности по регистрации прав на объекты недвижимости выполняли органы технической инвентаризации (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Законом.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на заявленные объекты зарегистрировано в порядке, установленном действующим на момент данной регистрации законодательством.
Как видно из материалов, приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к комитет природных ресурсов по Ставропольскому краю был реорганизован в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Ставропольскому краю.
На основании приказа министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 632-к в 2004 году имущество, в том числе и спорное, было предано в собственность Ставропольского края и оперативное управление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Материалами дела подтверждается, что указанные документы представлены заявителем на регистрацию. Заявитель также направил в регистрирующий орган на государственную регистрацию акты о приеме - передаче зданий (сооружений); выписку из реестра государственного имущества Ставропольского края от 20.09.2011 N 4484/04/3; кадастровые паспорта. Помимо этого по запросу регистрационной службы в регистрационное дело представлено регистрационное удостоверение N 254 от 25.06.1998 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, для регистрации права собственности на объекты требовалось заявление министерство, с приложением доказательств подтверждающих передачу имущества от Российской Федерации в собственность Ставропольского края.
Управление указывает, что министерство на регистрацию представило документы не в полном объеме. Кроме того указывает на наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорное имущество, что является препятствием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Материалами дела установлено, что действительно заявителем на регистрацию представлены не все необходимые документы для перехода права собственности на имущества от Российской Федерации Ставропольскому краю, предусмотренные Законом N 122-ФЗ. В связи с чем, действия регистрирующего органа в указанной части соответствуют требованиям Закона N 122-ФЗ.
В данном случае возникшую правовую неопределенность в отношении спорного имущества можно устранить путем признания права собственности на спорные объекты в судебном порядке.
Однако, как видно из материалов дела такая возможность Министерством имущественных отношений Ставропольского края утрачена. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.04.2012 по делу N А63-4946/2012 министерству отказано в иске о признании права собственности на спорные объекты по мотиву избрания истцом ненадлежащего способа защиты своих прав. Суд указал, что для регистрации права собственности заявителю следует обратиться орган государственной регистрации, что и было сделано министерством.
Доводы заинтересованного лица о наличии препятствий в осуществлении регистрации права собственности отклоняются.
Факт передачи спорного имущества от Российской Федерации Ставропольскому краю в достаточной степени подтвержден представленными в дело доказательствами. Спорные объекты в реестре Федерального имущества не значатся, что подтверждается решением Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае от 05.09.2001 об отказе в предоставлении информации об объектах учета из реестра федерального имущества.
Наличие государственной регистрации права Российской Федерации, возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ, не только не препятствует, а, напротив, в силу установленного статьей 6 названного Закона правила государственная регистрация ранее возникшего права может быть произведена регистрирующим органом одновременно с регистрацией перехода права собственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спора о праве не имеется, спорное имущества находится в фактическом владении Ставропольского края с 2004 года, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения заявленных требований министерства.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (абзац 4 пункта 62), в резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял решение, обязывающее управление совершить оспариваемые действия по государственной регистрации.
Учитывая изложенное, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного, всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2012 по делу N А63-10979/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10979/2012
Истец: Министерство имущественных отношений по Ставропольскому краю
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3386/12
07.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2401/13
07.02.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3386/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10979/12