г.Москва |
|
04 февраля 2013 г. |
А40-114694/12-84-1177 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "САНРЭМ-М"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2012 по делу N А40-114694/12-84-1177 судьи Сизовой О.В.
по заявлению ООО "САНРЭМ-М" (ОГРН 1117746757776, 119049, г.Москва, 4-й Добрынинский пер., дом 2/10)
к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования и охраны природы по ЦФО
о признании незаконными и отмене постановлении
при участии:
от заявителя: Волгунина Т.В. по дов. от 13.11.2012,
от ответчика: Абдуллаев А.Г. по дов. от 08.08.2012,
УСТАНОВИЛ:
ООО "САНРЭМ-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованиями о признании незаконными и отмене постановлений Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу N N 10-35/2009, 10-35/2010, 10-35/2007, 10-35/2008 от 14.08.2012; прекращении производства по делу.
Решением от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.8.2, 8.41 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на тот факт, что по ст.8.2 КоАП РФ Общество уже привлекались за отсутствие ведения в установленном порядке учета отходов - постановление от 14.08.2012 N 10-35/2006. Считает, что последующие оспариваемые постановления по ст. 8.2 КоАП РФ являются повторным привлечением к административной ответственности, поскольку все они охватываются ненадлежащим учетом отходов. Полагает, что ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена для специализированных организаций, к которым заявитель не относится.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "САНРЭМ-М" соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенной на основании приказа начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу N 2142-пр от 03.07.2012, проведенной в период с 06.07.2012 по 02.08.2012, установлено, что ООО "САНРЭМ-М" нарушены требования: статьи 26, ч.2 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", статьи 14 ч. 3 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", статьи 14,16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"; Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632; Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N632; Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N557, статьи 26, ч.2 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
Постановлениями Департамента Росприроднадзора по ЦФО N N 10-35/2009, 10-35/2010, 10-35/2007, 10-35/2008 от 14.08.12 ООО "САНРЭМ-М" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2, 8.41 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в общем размере 280 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают ПНООЛР, но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Согласно приказу Минприроды России от 16.02.2010 N 30 отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или в его адрес по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. ООО "САНРЭМ-М" данный отчет в указанный срок в Департамент не представлен.
Статья 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Паспорта на опасные отходы у ООО "САНРЭМ-М" отсутствуют.
Указанные обстоятельства заявитель не оспаривает, но указывает при этом, что Общество уже привлекались за отсутствие ведения в установленном порядке учета отходов, следовательно, последующие оспариваемые постановления по ст. 8.2 КоАП РФ являются повторным привлечением к административной ответственности, поскольку все они охватываются ненадлежащим учетом отходов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о неоднократном привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за совершение одного правонарушения.
В соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Суд указывает, что одним из оснований подтверждения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, потому довод заявителя о том, что при наличии одного акта должен быть составлен один протокол, не соответствует действительности.
Акт проверки составляется до возбуждения дела об административном правонарушении и является одним из доказательств и основанием для возбуждения административного дела, в связи с чем изложенное в акте проверки описание события правонарушения не является основанием для окончательной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вменяемые Обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В данном случае, как установлено судом, имело место несколько эпизодов, которые образуют составы нескольких аналогичных административных правонарушений.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах (соответствующее толкование дано в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 12.07.2011 N 1752/11).
Однако из материалов административного дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным постановления Департамента N 10-35/2008 от 14.08.2012 о привлечении ООО "САНРЭМ-М" к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2012 по делу N А40-114694/12-84-1177 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования и охраны природы по ЦФО N 10-35/2008 от 14.08.2012 о привлечении ООО "САНРЭМ-М" к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114694/2012
Истец: ООО "САНРЭМ-М"
Ответчик: Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования и охраны природы по ЦФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8265/13
14.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8265/13
14.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3913/13
04.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39793/12
23.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114694/12