г. Москва |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А40-20067/12-111-184 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей О.Н. Лаптевой, А.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.О. Тимошенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТрансЛес" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 по делу N А40-20067/12-111-184, принятое судьёй Козловским В.Э., по иску ООО "ТрансЛес" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 2 269 786 рублей 34 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Кирилин С.В. (доверенность от 01.01.2013),
от ответчика - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью "ТрансЛес" (далее - истец) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 2 269 786 рублей 34 копеек законной неустойки за нарушение сроков доставки порожних вагонов, с учетом частичного отказа от исковых требований - 2 228 649 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 иск удовлетворен частично: взыскано 458 328 рублей 22 копейки пени, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд первой инстанции сослался на статьи 33, 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что начисление пени в размере 1 122 430 рублей 87 копеек за просрочку доставки груза - неисправных вагонов противоречит понятию перевозки, пересылка неисправных вагонов в ремонт перевозкой не является. Требование о взыскании неустойки в размере 1 104 400 рублей 09 копеек признано судом первой инстанции обоснованным, но суд уменьшил неустойку до 458 328 рублей 22 копеек, исходя из небольших сроков просрочки доставки груза и фактического исключения вагонов, следовавших в отстой, из хозяйственного оборота.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на то, что доставка ответчиком порожних вагонов собственности истца в ремонт является перевозкой, а не пересылкой, груза на своих осях. Истцом данная услуга оплачена по установленному тарифу, ответчиком срок доставки груза нарушен, что является основанием выставления штрафных санкций перевозчику.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчиком указано, что провозная плата за пересылку неисправных вагонов исчисляется перевозчиком исходя из льготного тарифа, так как перевозкой данная услуга не является; фактически перевозчик лишь компенсирует затраты на передислокацию неисправных вагонов к месту ремонта, не получая при этом прибыли.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда первой инстанции от 05.05.2012 отменено, с ОАО "РЖД" в пользу истца взыскано 2 000 000 рублей неустойки, в остальной части в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2012 постановление суда апелляционной инстанции от 18.07.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что апелляционным судом не были приняты во внимание представленные ответчиком акты общей формы, исследование и оценка которых в совокупности с другими доказательствами имеют существенное значение для правильного определения периода просрочки доставки вагонов и суммы подлежащих взысканию пеней.
Законность и обоснованность принятого решения вновь проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом были переданы ответчику для перевозки собственные (арендованные) порожние вагоны, которые ответчиком доставлены к месту назначения с нарушением нормативных сроков, на основании чего истцом предъявлены ко взысканию пени за просрочку доставки груза в соответствии со статьями 33, 97 Устава, согласно которым перевозчик обязан доставлять грузы по назначению в установленные сроки; дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной; за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России N 39 от 18.06.2003, предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Ответчик не оспаривает, что вагоны, о просрочке в доставке которых заявлено истцом, доставлены к месту назначения с нарушением сроков, указанных самим перевозчиком в железнодорожных накладных.
Отказывая в удовлетворении части иска о взыскании пени в размере 1 122 430 рублей 87 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что порожние вагоны по 55-ти отправкам следовали в ремонт, факт перевозки груза отсутствовал, следовательно, отсутствовали основания для начисления пени за просрочку в доставке груза.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, неверном истолковании закона, что в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Так, статья 97 Устава прямо относит доставку на своих осях порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, к перевозке груза. Цель такой доставки - в ремонт, под погрузку, в отстой и т.д. - значения не имеет, поскольку между грузоотправителем и перевозчиком в надлежащей форме заключается договор перевозки груза путем составления и выдачи грузоотправителю транспортной накладной (железнодорожной накладной), а нарушение установленного нормативными актами срока доставки груза влечет применение штрафных санкций к перевозчику.
Довод ответчика о применении льготного тарифа к перевозке порожних вагонов в ремонт как об отсутствии основания считать такую перевозку перевозкой груза, не основан на положениях Тарифного руководства N 1, Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5. Пунктом 2.16.2 названного Тарифного руководства предусмотрено взимание платы за пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов в ремонт и из ремонта; при этом подлежат применению коэффициенты, указанные в таблице N 3 приложения 3, и не подлежат применению коэффициенты, относящиеся к количеству вагонов в отправке, технологии перевозки грузов, тарифному классу груза, виду вагонов, что соответствует специфике перевозки порожних вагонов. Таким образом, применяемый к перевозке порожних вагонов тариф не является льготным, поскольку учитывает объективное отсутствие груза в вагонах и их следование не под погрузку, а именно в ремонт.
Системное толкование положений Тарифного руководства также позволяет прийти к выводу о том, что пробег собственных (арендованных) вагонов в ремонт и из ремонта отнесен к перевозке груза.
Установленный тариф истцом оплачен.
Применяемые к спорной перевозочной операции термины - "перевозка", "доставка", "пересылка", "пробег", "передислокация", вопреки доводам ответчика, также не имеют правового значения, так как нормативное разграничение указанных терминов относительно железнодорожных перевозок отсутствует.
Кроме того, следование вагона в ремонт само по себе не может означать право перевозчика нарушать установленные сроки доставки порожнего вагона только на том основании, что данный вагон не участвует в хозяйственном обороте, поскольку ремонт вагона предполагает возвращение этого вагона в хозяйственный оборот; собственник вагона имеет законный интерес в своевременной доставке вагона в ремонт, нарушение срока доставки в ремонт может повлечь более позднее окончание ремонта, соответственно, более поздний возврат отремонтированного вагона в хозяйственный оборот.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заявленные исковые требования правомерными и обоснованными, с учетом частичного отказа от исковых требований, за следующим исключением.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции проверил доводы ответчика о наличии оснований, предусмотренных пунктами 5, 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), допускающих увеличение сроков доставки вагонов.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 27, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (подпункт 5.9); на 1 сутки - при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12); задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам (подпункт 6.3); задержки вагонов в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (подпункт 6.4); задержки приема вагонов к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей вагонов, установленных перевозчиком в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (подпункт 6.5); задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях при причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами (подпункт 6.6). О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы.
Согласно акту общей формы N 46049, вагон N 43033539 задержан по причине коммерческой неисправности, срок доставки увеличен на 5 суток. Следовательно, довод ответчика об уменьшении просрочки указанного вагона на 5 суток является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 11873 от 30.09.2011, вагоны NN 44537223, 44660850, 54444526, 54509310, 54468533 прибыли с уже истекшими сроками доставки и простаивают по причине занятости путей вагонами собственников. Ответчиком по данному акту не доказано, что простой указанных вагонов не возник по причине опоздания в доставке вагонов к месту назначения. Доводы ответчика в отношении указанных вагонов признаются апелляционным судом необоснованными.
Согласно акту общей формы N 1/8546, вагон N 54482286 прибыл с истекшим сроком доставки, акт составлен для снятия ответственности со станции Азей за просрочку срока доставки. Довод ответчика в отношении указанного вагона признается судом необоснованным.
Согласно актам общей формы N N 3410, 3409, 3396, 3400, 3392, 3293, вагоны NN 68398155, 68315209, 68764844, 63360135, 61281572, 54490982 простаивают на станции из-за занятости фронта погрузки. Правилами N 27 такое основание увеличения срока доставки как "занятость фронта погрузки" не предусмотрено. Доводы ответчика в отношении указанных вагонов признаются судом необоснованными.
Согласно акту общей формы N 2/2643, вагон N 68677723 отцеплен по техническому браку (истек срок деповского ремонта), срок доставки увеличен на 17 суток. Довод ответчика в отношении данного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 1/2838, вагон N 68762749 задержан по неприему груза грузополучателем. Довод ответчика в отношении указанного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 1/1805, вагон N 62312889 задержан по неприему груза грузополучателем. Довод ответчика в отношении указанного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 46048, причина задержки вагона N 43425362 - коммерческая неисправность, срок доставки увеличен на 5 суток. Довод ответчика в отношении указанного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 3/7402, вагон N 54851043 отцеплен по технической неисправности, срок доставки увеличен на 5 суток. Довод ответчика в отношении данного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 3/555, вагон N 64206535 отцеплен по технической неисправности, срок доставки увеличен на 7 суток. Довод ответчика в отношении данного вагона является обоснованным.
Согласно акту общей формы N 3819, вагон N 63005300 отцеплен по технической неисправности, срок доставки увеличен на 9 суток. Довод ответчика в отношении данного вагона является обоснованным.
Согласно актам общей формы N 1/2616, N 1/2615, вагоны N 66101783, N 64664311 задержаны по неприему груза грузополучателем. Доводы ответчика в отношении указанных вагонов являются обоснованными.
Согласно акту общей формы N 654, вагон N 54435045 возвращен с железнодорожной станции ремонтным предприятием, в связи с чем ответственность за просрочку в доставке данного вагона не может возложена на перевозчика.
В отношении вагона N 54851043, по которому ответчиком заявлены возражения, исковые требования не заявлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заявленные исковые требования обоснованными на сумму 2 190 195 рублей 01 копейка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства, поскольку ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 по делу N А40-20067/12-111-184 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансЛес" 2 190 195 (два миллиона сто девяносто тысяч сто девяносто пять) рублей 01 копейку пени, 35 074 (тридцать пять тысяч семьдесят четыре) рубля 33 копейки в возмещение расходов по государственной пошлине.
В остальной части в иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20067/2012
Истец: ООО "ТрансЛес"
Ответчик: Восточно-Сибирский ТЦФТО-структурного подразделения ЦФТО-филиала ОАО "РЖД", Восточно-Сибирский ТЦФТО-филиала ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41875/12
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12297/12
18.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18502/12
05.05.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-20067/12