г. Вологда |
|
12 февраля 2013 г. |
N А13-9542/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ярстройпроект" представителя Тюгаева А.С. по доверенности от 22.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярстройпроект" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2012 года по делу N А13-9542/2012 (судья Корепин С.В.),
установил:
государственная жилищная инспекция Ярославской области (ОГРН 1057600606612; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ярстройпроект" (ОГРН 1047600800609; далее - Общество) с иском о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства десятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: город Ярославль, Дзержинский район, микрорайон 12, сроком на 12 месяцев.
Решением суда от 25.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
Доводы Общества сводятся к следующему. Судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а именно, наличие необходимых полномочий обратившего в суд лица. В материалах дела отсутствуют предусмотренные действующим законодательством документы, доказательства, подтверждающие правоспособность гражданина Мещерекова Д.Д. в качестве руководителя Инспекции, вопреки чему суд считает это существенное обстоятельство установленным. Суд делает вывод, что с иском обратилась именно Инспекция в лице ее руководителя, однако гражданин Мещереков Д.Д. не наделен в соответствии с действующим законодательством полномочия Главного жилищного инспектора Ярославской области. Судом не применено постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, которым установлен порядок наделения полномочиями руководителей региональных жилищных инспекций.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы и требования жалобы поддержал.
Инспекция в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила. В связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, Общество осуществляет строительство десятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: город Ярославль, Дзержинский район, микрорайон 12, в соответствии с разрешением на строительство N RU7631000-343-2012, которое выдано Департаментом архитектуры и развития территории города мэрии города Ярославля 05.10.2011 сроком до 04.06.2013.
При строительстве указанного дома ответчик осуществляет деятельность по привлечению денежных средств граждан - участников долевого строительства, что подтверждается уведомлением о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от 07.02.2011, ответчиком не отрицается.
Ответчик постановлениями от 09.02.2012 и 01.08.2012 привлекался к административной ответственности за непредставление предусмотренной законом отчетности.
Ссылаясь на пункт 1 части 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), Поскольку Обществом ежеквартальная отчетность об осуществлении Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их законными и удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статьей 23 Закона N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно части 2 приведенной статьи, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названого Положения система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Ярославской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, наделенным постановлением Правительства Ярославской области от 01.11.2011 N 840-п "Об утверждении положения о государственной жилищной инспекции Ярославской области" функциями по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Положение принято в соответствии со статьей 1 Закона Ярославской области от 24.11.2008 N 55-з "О системе органов исполнительной власти Ярославской области", согласно которой систему органов исполнительной власти области образуют Правительство Ярославской области, Департаменты Ярославской области, Инспекции Ярославской области.
В силу части 3 статьи 214-ФЗ уполномоченный орган вправе:
- издавать в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- разрабатывать и издавать методические рекомендации по вопросам практики осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- запрашивать у контролирующих органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Согласно части 4 названной статьи, нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе:
1) осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.2) получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2.3) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
3) ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
4) осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
5) осуществлять контроль за соблюдением положений настоящего Федерального закона, рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
6) направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
7) принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
9) осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по привлечению денежных средств граждан - участников долевого строительства. Застройщиком разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено, обязательства по договорам не исполнены.
Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за непредставление в контролирующий орган отчетности за 3 и 4 кварталы 2011 года в установленные сроки, что подтверждается постановлениями от Инспекции от 09.02.2012 и 01.08.2012.
Кроме того, при привлечении к административной ответственности Инспекцией учтен в качестве отягчающего обстоятельства совершение Обществом однородного административного правонарушения за не представление отчетности за 1 квартал 2011 года.
В силу пункта 1 части 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (далее - Постановление N 645) ежеквартальная отчетность представляется в уполномоченный орган застройщиком за квартал, если в течение квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по ранее заключенным договорам.
Согласно пункту 4 Постановления N 645 установлено, что отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за 4 квартал, которая предоставляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания 4 квартала.
В соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае если застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
Поскольку доказательств устранения допущенных нарушений законодательства ответчик не представил, арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования Инспекции и приостановил осуществление его деятельности на двенадцать месяцев.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у истца соответствующих полномочий на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, а также на подписание заявления неуполномоченным лицом не принимаются во внимание как необоснованные.
Согласно Положению Государственной жилищной инспекции Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 01.01.2011 N 840-п, основными полномочиями Инспекции являются, в том числе, осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости: за соблюдением застройщиками положений Закона N 214-ФЗ; за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Законом N 214-ФЗ, проводимого в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 4.2.4 названого Положения, Инспекция вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, Инспекция уполномочена осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере долевого участия в строительстве, обращаться в арбитражный суд с настоящим иском.
Полномочия лица, подписавшего исковое заявление, подтверждается Указом губернатора Ярославской области, а также пунктом 5.5 Положения о Государственной жилищной инспекции Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.01.2011 N 840-П.
Исходя из вышеизложенного следует, что решение суда является законным, а доводы жалобы - необоснованными.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2012 года по делу N А13-9542/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярстройпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9542/2012
Истец: Государственная жилищная инспекция Ярославской области
Ответчик: ООО "Ярстройпроект", ООО "Ярстройпроект" (представителю Тюгаеву А. С.)
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5309/13
03.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5309/13
03.07.2013 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9542/12
12.02.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9746/12
25.10.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9542/12