город Воронеж |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А14-15616/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баткаевой А.Р.,
при участии:
от ООО "ТАР": 1) Попова Ю.М., представителя по доверенности б/н от 01.09.2012, 2) Горяйнова А.Ю., представителя по доверенности б/н от 01.09.2012,
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Ерохинова Л.И., представителя по доверенности N Д-12140327 от 28.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2012 по делу N А14-15616/2012 (судья Росляков Е.И.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАР" (ОГРН 1023601544119, ИНН 3664034034) к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652, ИНН 7717151380) о возложении обязанности устранить препятствия в эксплуатации автозаправочной станции,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТАР" (ООО "ТАР", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Государственная компания "Автодор", ответчик) о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании, владении и распоряжении автозаправочной станцией, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережный район, ул. Димитрова, д. 149а, путём выдачи согласия, содержащего технические требования и условия на реконструкцию переходно-скоростных полос существующих съездов и выездов, предназначенных для съезда (выезда) с автомобильной дороги М 4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов - на Дону, Краснодар до Новороссийска, к автозаправочной станции, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережный район, ул. Димитрова, д. 149а.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2012 заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Государственная компания "Автодор" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственная компания "Автодор" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители ООО "ТАР" просили оставить ее без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, обществу ООО "ТАР" на праве собственности принадлежат: отдельно стоящее здание по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 149-А, площадью 39,1 кв.м, инвентарный номер 5679, литер 1А, кадастровый (или условный) номер 36:34:03:00-00-00:00:5679:2001-227-58, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36-АВ 593572 от 03.11.2009; земельный участок по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 149а, земли населенных пунктов, фактически занимаемый комплексом АЗС, площадью 2 062 кв.м, кадастровый (или условный) номер 36:34:03 03 048:0006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36-АВ 593573 от 03.11.2009; сооружение по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 149-А, площадью 218,5 кв.м, инвентарный номер 5679, литер 2А, кадастровый (или условный) номер 36:34:03:00-00-00:00:5679:2001-227-56, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36-АВ 593574 от 03.11.2009.
22.09.1999 Государственным учреждением Управлением Автомагистрали М 4 "Дон-1" Федеральной дорожной службы России были выданы технические условия N 15/13-2193 на размещение АЗС на км 516 (право) обход г. Воронежа. Названные технические условия обязывали первого владельца АЗС запроектировать и выполнить устройство переходно-скоростных полос в соответствии с типовыми материалами для проектирования "Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне" 503-0-51.89: п.п. 5.22-5.26 СНиП 2.05.02-85; п.п. 1.11-1.18; 2.1-2.3; 2.16; 4.1-4.4; 4.5-4.8 ВСН 103-74 "Технические условия по проектированию примыканий и пересечений автомобильных дорог в одном уровне" - длина полосы разгона 180 м, длина полосы торможения - 95 м, длина отгона полосы разгона и торможения 80 м, ширину полос принять равнозначной соответствующей полосе проезжей части.
Требования данных технических условий были исполнены, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта (АЗС) в эксплуатацию от 11.07.2001, утвержденным постановлением Администрации города Воронежа от 21.08.2001 N 928.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р, Распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N249-р Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в доверительное управление передана автомобильная дорога М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, до Новороссийска.
04.08.2011 ООО "ТАР" в связи с осуществлением капитального ремонта участка федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" обратилось к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" с заявлением N 31 о выдаче технических требований и условий на осуществление капитального ремонта примыкания (съезда, въезда, переходно-скоростных полос) объекта дорожного сервиса, традиционной АЗС, расположенной на 516 км (право), автомагистрали М-4 Дон.
В письме N 3933 от 14.09.2011 Воронежский филиал Государственной компании "Российские автомобильные дороги" сообщил об отказе в выдаче технических условий на реконструкцию примыканий, переходно-скоростных полос, поскольку проектом реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, предусмотрено доведение существующей автомобильной дороги до параметров 1-б категории с расчетной скоростью движения - 120 км/ч, 6 полосами движения и минимальным количеством примыканий и пересечений (п. 5.4 СНИП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги").
В соответствии с проектной документацией, а также рабочей документацией, разработанной в целях оптимизации, уменьшения количества примыканий в одном уровне - съезды, въезды, примыкания к объектам дорожного сервиса, на участок реконструкции км 492 - км 517 (лево/право), с автомобильной дороги М-4 "Дон" не предусмотрены; обществу рекомендовано рассмотреть вопрос организации подъезда/выезда к объекту через местную сеть автомобильных дорог, либо через существующие пересечения (развязки) в разных уровнях.
Ссылаясь на то, что отказ ответчика не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "ТАР", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым относится в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.
Спорная автозаправочная станция расположена в придорожной полосе автомобильной дороги М-4 "Дон" и в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является объектом дорожного сервиса (сооружением обслуживания), предназначенным для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Обязательные требования к объектам дорожного сервиса установлены статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями с обустройством переходно-скоростных полос в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.
Аналогичные положения содержаться в пункте 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
Согласно пункту 5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования" в целях обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса следует оборудовать переходно-скоростными полосами.
Устройство переходно-скоростных полос в целях обеспечения безопасного использования автомобильных дорог и их сохранности является обязанностью владельца дорожного сервиса, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Более детальный состав имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам, определен в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
В соответствии с данным перечнем переходно-скоростные полосы являются конструктивным элементом федеральной автомобильной дороги.
Вывод суда о том, что автозаправочная станция может быть отнесена к элементам автомобильной дороги логически вытекает из следующего.
Исходя из пункта 1.3. Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (Ведомственные строительные нормы (ВСН 1-83) элементами дороги являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы.
Пунктом 1.6. упомянутых ВСН 1-83 переходно-скоростные полосы отнесены к дорожным инженерным устройствам и обстановке дорог.
Из пункта 1.8. ВСН 1-83 следует, что автозаправочные станции входят в состав зданий автотранспортной службы.
Таким образом, переходно-скоростные полосы являются составной частью федеральной автомобильной дороги, также обеспечивающие ее эксплуатацию.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Государственная компания "Автодор" в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязана осуществлять дорожную деятельность, то есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог является нормативной обязанностью компании, в том числе - обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог компании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, требованиям технических регламентов и других нормативных технических документов, в том числе в части обеспечении требований безопасности дорожного движения; обеспечение необходимого уровня качества услуг (комфортабельность, безопасность, скорость), оказываемых пользователям автомобильными дорогами компании и связанных с проездом и обслуживанием данных пользователей по пути их следования.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.
Пункту 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пункт 15 названного Положения обязывает соответствующих должностных лиц и иных лиц в случаях, предусмотренных действующим законодательством в установленном порядке согласовывать: проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
В силу статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция, капитальный ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос допускается только при наличии согласия (оформленного в виде технических требований и условий) владельца автомобильной дороги на выполнение указанных работ.
Таким образом, суд первый инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что выдача Государственной компанией "Автодор" технических условий на реконструкцию переходно-скоростных полос существующих съездов и выездов к АЗС является не только правом, но и обязанностью ответчика, наделение правомочиями не может трактоваться как возможность отказа от их реализации по основаниям, не предусмотренным законодательством.
В связи с чем, довод жалобы о том, что у ответчика отсутствует такая обязанность, необоснован.
Как усматривается из материалов дела, АЗС, собственником которой в настоящее время является ООО "ТАР", была размещена в установленном законом порядке по согласованию с Государственным учреждением Управление Автомагистрали М 4 "Дон-1" Федеральной дорожной службы России, в соответствии с техническими условиями N 15/13-2193 от 22.09.1999.
Указанные технические условия обязывали владельца АЗС выполнить устройство переходно-скоростных полос в соответствии с типовыми материалами для проектирования "Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне" 503-0-51.89: п.п. 5.22-5.26 СНиП 2.05.02-85; п.п. 1.11-1.18; 2.1-2.3; 2.16; 4.1-4.4; 4.5-4.8 ВСН 103-74 "Технические условия по проектированию примыканий и пересечений автомобильных дорог в одном уровне" - длина полосы разгона 180 м, длина полосы торможения - 95 м, длина отгона полосы разгона и торможения 80 м, ширину полос принять равнозначной соответствующей полосе проезжей части.
Технические условия были выполнены, АЗС введена в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт ввода в эксплуатацию.
Проводимая Государственной компанией "Автодор" реконструкция автомобильной дороги повлекла изменение параметров автомобильной дороги и изменение границ полосы отвода, в связи, с чем возникла необходимость переоборудования (реконструкции) переходно-скоростных полос.
В соответствии с пунктом 25 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 13.01.2010 N 5, в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов примыканий к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги.
Довод жалобы о том, что в данном случае необходимо применять п.5.4. СНиП 2.05.02-85, согласно которого в целях доведения автодороги М-4 "Дон" до параметров категории 1б проектом реконструкции съезды, въезды, примыкания к объектам дорожного сервиса на участке реконструкции км 492 - км 517 (лево/право) с автомобильной дороги М-4 "Дон" не предусмотрены, вместо применяемого п.5.2. СНиП 2.05.02-85 отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
В силу пункта 5 названных Правил отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, автомобильных дорог, состоящих из 8 позиций, включающих в себя: общее число полос движения, ширину полосы движения, ширину обочины, ширину разделительной полосы, пересечение с железными дорогами, максимальный уровень загрузки дороги движением, доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне, который для автодороги 1 категории допускается не чаще чем через 5 км.
Согласно пункту 4 примечаний к названным Правилам допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечений с автомобильными и железными дорогами.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что п. 5.4. СНиП 2.05.02-85, на который ссылается ответчик, не распространяет свое действие на переходно-скоростные полосы АЗС, а применяются согласно пункту 5.2. СНиП 2.05.02-85 в случаях пересечения и примыкания автодороги IА категории с автодорогами всех категорий, автодороги 1Б и II категории с дорогами II и III категорий.
По смыслу статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядка установления и использования полос отвода, автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 13.01.2010 N 5, объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги.
Согласно пункту 2.2.4. заключения государственной экспертизы N 1150-10/ГГЭ-6729/04 (N в реестре 00-1-4-4460-10) проектной документации "Реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 502,6-517 в Воронежской области" АЗС входит в состав объектов дорожного сервиса, обеспечивающих обслуживание участников движения на указанном участке автодороги.
Пункт 4.3.3. вышеуказанного заключения, описывающий основные технические параметры проектируемого участка реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" от км 502.6 до км 517, не содержит указаний на то, что доведение автодороги до параметров категории 1Б будет осуществляться за счет сноса АЗС.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательств несоответствия указанным требованиям спорной АЗС не представил как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, в силу изложенных обстоятельств суд первый инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что реконструкция автомобильной дороги, влекущая за собой изменение параметров автомобильной дороги и изменение границ полосы отвода, без предоставления истцу как владельцу объекта придорожного сервиса возможности переоборудования (реконструкции) переходно-скоростных полос, может привести к нарушению возникших в установленном порядке прав истца в отношении названного объекта.
Иные доводы апелляционной жалобы опровергаются вышеизложенными выводами.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2012 по делу N А14-15616/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15616/2012
Истец: ООО "ТАР"
Ответчик: ГК "Российские автомобильные дороги"