г. Владимир |
|
03 ноября 2010 г. |
Дело N А11-1952/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.11.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2010
по делу N А11-1952/2010,
принятое судьей Кузьминой Т.К.
по заявлению открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод"
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 9801, 5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:0002, незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
при участии:
от открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод" -Логиновой Д.А. по доверенности от 01.01.2010 N 905/42Д; Якимчевой Е.А. по доверенности от 01.01.2010 N 905/44Д;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Турковой В.В. по доверенности от 11.01.2010 N 6;
от администрации Владимирской области - Тихонравовой О.Г. по доверенности от 08.12.2009 N 01/02-02,
и установил:
открытое акционерное общество "Муромский стрелочный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 9801, 5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:0002, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Пионерская, д. 10, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра) в размере 69 013 627 руб. 54 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7040 руб. 77 коп./кв.м, незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области от 07.12.2007, формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка, об обязании Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 69 013 627 руб. 54 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7040 руб. 77 коп./кв.м земельного участка площадью 9801, 5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:0002.
Решением от 29.07.2010 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Представители Общества в судебном заседании 20.10.2010 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление Росреестра и администрация в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании 20.10.2010 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФГУП "ФКЦ "Земля", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.10.2010 объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 27.10.2010.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, присутствовавших в судебном заседании 20.10.2010, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежит не завершенное строительством здание физкультурно-оздоровительного комплекса (свидетельство о государственной регистрации права от 02.03.2007 серии 33 АК N 161797), которое находится на земельном участке площадью 9 801,5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:2, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Пионерская, д. 10.
Указанный земельный участок, предназначенный для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса (выписка из государственного кадастра недвижимости от 10.04.2009 N 3326/202/09-448, выданная Гусь-Хрустальным межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Владимирской области), используется Обществом на основании договора аренды от 15.10.2007 N 9126.
Общество уплачивало арендную плату, определяемую исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым земельный участок площадью 9 801, 5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:2 отнесен к 7 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) с кадастровой стоимостью земельного участка в сумме 69 013 627, 54 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 7 040, 77 руб./кв.м (приложения NN 1, 4).
В связи с увеличением в 2009 году кадастровой стоимости земельного участка более чем в три раза Общество 01.06.2009 обратилось с запросом в Управление Росреестра с просьбой предоставить информацию, на основании которой проводилась кадастровая оценка земель.
Из письма Управления Росреестра от 02.07.2009 N 2062 следует, что оценка земель населенных пунктов осуществлялась ФГУП "ФКЦ "Земля", на основании которой был произведен расчет кадастровой стоимости, все отчетные материалы соответствуют требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель, прошли экспертизу в Росреестре и были переданы на утверждение губернатору Владимирской области.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:26:030301:2 заявитель обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Алекс-Бизнес-Прогноз".
Согласно отчету N 3-09-10-19-01 об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 19.10.2009 его рыночная стоимость составила 6 563 000 руб., что более чем в 10 раз меньше кадастровой стоимости земельного участка.
Посчитав недостоверными результаты оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка, незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области от 07.12.2007, выполненного ФГУП "ФКЦ "Земля", в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации 08.04.2000 принято постановление N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Такие Методические указания разработаны и утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 губернатором Владимирской области принято постановление от 19.04.2007 N 281 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов во Владимирской области в 2007 году", которым Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области (далее - Управление Роснедвижимости по Владимирской области) рекомендовано обеспечить проведение в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Владимирской области и предоставить ее результаты; Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области поручено обеспечить перечисление денежных средств для проведения указанных работ.
Приказом Управления Роснедвижимости по Владимирской области от 28.02.2007 N 42 был утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на 2007 год во Владимирской области.
Во исполнение постановления губернатора Владимирской области от 22.02.2007 N 126 "О порядке финансового обеспечения мероприятий областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости во Владимирской области (2003-2011 годы)" между Управлением Роснедвижимости по Владимирской области и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - Департамент) заключен договор от 13.06.2007 N 1/07. В свою очередь, Департамент как орган, уполномоченный в соответствии с Положением, утвержденным постановлением губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739, по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Владимирской области, поручил Управлению Роснедвижимости по Владимирской области заключать государственные контракты с подрядными организациями-победителями торгов в форме открытого конкурса на выполнение работ.
По итогам открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, организации и проведению массовой оценки объектов недвижимости, введению сведений в государственный кадастр недвижимости, состоявшегося 05.06.2007, победителем признано ФГУП "ФКЦ "Земля", с которым Управлением Роснедвижимости по Владимирской области 22.06.2007 заключен государственный контракт N 14.
В соответствии с пунктом 2.2 данного контракта требования к работам и их содержанию определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1 к контракту). Результатом работ является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области (абзац 2 пункта 3.3 контракта).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", которым определены административные процедуры исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами государственной функции по организации и проведению государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение данной государственной функции Управлением Роснедвижимости по Владимирской области совместно с органами местного самоуправления и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области были сформированы перечни земельных участков, подлежащих кадастровой оценке во Владимирской области. В целях контроля за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Владимирской области была создана областная межведомственная комиссия.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 9801, 5 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:0002, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Пионерская, д. 10, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля", в размере 69 013 627 руб. 54 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7040 руб. 77 коп./кв.м, о законности действий Управления Росреестра по осуществлению предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области от 07.12.2007, формированию в государственном земельном кадастре сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка.
При этом судом были проанализированы Правила проведения государственной кадастровой оценки, Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Так, суд установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Владимирской области проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля" по единой методике, установленной указанными выше Правилами проведения государственной кадастровой оценки, Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, а также Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Протоколами заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области от 03.07.2007 N 1 и от 16.07.2007 N 2 утверждены перечни земельных участков, в которых уточнены виды разрешенного использования, перечень населенных пунктов, оцениваемых по технологии городских населенных пунктов, состав факторов стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, перечень информации, содержащий сведения о значениях факторов стоимости, регламент организации работ по сбору сведений о значениях факторов стоимости земельных участков для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Владимирской области, регламент организации работ по получению информации для определения рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения портов, водных железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэродромов, аэровокзалов, земельных участков, занятых водными объектами, находящимися в обороте.
Применительно к 7 группе видов разрешенного использования межведомственной комиссией были определены 20 факторов стоимости земельных участков.
Во исполнение приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (далее - Отчет).
Из Отчета следует, что на основе факторов стоимости и рыночной информации составлена статистическая модель для получения достоверных значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по 7 группе вида разрешенного использования.
Для расчета кадастровой стоимости земельных участков данной группы была построена мультипликативная с двоичными факторами модель на основе анализа факторов стоимости, отобранных в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Технических рекомендаций, и рыночной информации, о чем свидетельствует таблица 26 приложения 7 Отчета (в электронном виде).
Проведение исполнителем работ анализа качества статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков подтверждается таблицами 20-25 приложения 7 Отчета (в электронном виде).
Исходя из положений пункта 3.2.5.3 Технических рекомендаций, согласно которому считается достаточным, если объем выборки составляет не менее 6 (m+1), где m - количество факторов стоимости, отобранных для построения модели расчета, для статистической модели указанной группы отобрано три фактора стоимости, то есть значение m равно 3. Следовательно, объем выборки, определяющий достаточность рыночной информации для построения статистической модели расчета, определяется как 6 (3+1) и составляет 24.
Из Отчета следует, что объем выборки, собранный исполнителем работ (ФГУП "ФКЦ "Земля"), составляет 35, что было достаточным для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
Таким образом, при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель группы 7 вида разрешенного использования, к которой относится земельный участок заявителя, выбрана модель расчета, выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) от значений факторов стоимости, что не противоречит Техническим рекомендациям.
При такой модели расчета определяется значение среднего УПКС каждого оцениваемого земельного участка, и затем при умножении этого полученного значения на площадь земельного участка рассчитывается его кадастровая стоимость, которая и является результатом работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала 33:26:030301 округа Муром составило 6 981, 07 руб./кв.м (приложение 14 Отчета, номер 192). Расчет указанного значения УПКС определялся как среднее (взвешенное по площади) значение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков седьмой группы вида разрешенного использования (пункт 1.2.7 Методических указаний); расчет осуществлялся на основании определенных значений УПКС земельных участков соответствующей группы (пункт 3.8 Технических рекомендаций).
Для отнесенного к 7 группе вида разрешенного использования земельного участка площадью 9802 кв.м с кадастровым номером 33:26:030301:2, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Пионерская, д. 10, с использованием названной статистической модели расчета определено индивидуальное значение среднего УПКС, равное 7040,77 руб./кв.м, после умножения которого на площадь земельного участка - 9 802 кв.м получена его кадастровая стоимость, равная 69 013 627,54 руб. (приложение 15 Отчета (выписка на бумажном носителе), номер 9187).
Оценив действия ФГУП "ФКЦ "Земля" как исполнителя работ исходя из его обязанности с целью установления кадастровой стоимости выполнить работу по сбору достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе факторов стоимости (пункт 3.2.5 Технических рекомендаций), суд первой инстанции не установил нарушения требований Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Так, из таблицы 6 приложения 7 (в электронном виде) к Отчету следует, что для получения рыночной информации исполнитель использовал такие источники, как: база данных ООО "ПРОЭКОМ", газета "Из рук в руки", газета "Экспресс Недвижимость & Цены", приложение к журналу "Недвижимость & Цены", Интернет (сайт): www.vlad-rialty.ru, www.magazine.dm-realty.ru, www.realty.ru, www.sdelka.ru, www.irr.ru и другие, база данных Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области. Данные источники указаны в Технических рекомендациях в качестве допустимых, потому использование исполнителем работ информации, полученной из этих источников, не противоречит принципам достоверности информации.
Во исполнение пункта 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации исполнителем проводился ее статистический анализ, результаты которого оформлены отчетом, предусмотренным пунктом 1.2.7 Методических указаний, по форме таблицы 7 приложения 11 (пункт 3.2.5.3 Технических рекомендаций), что подтверждается таблицами 16 и 17 приложения 7 Отчета "Расчет кадастровой стоимости земельных участков ВРИ 1-10".
В отчете о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования содержится исходная рыночная информация об объектах - аналогах (35 объектов).
Проведение работ по проверке непротиворечивости, достоверности, а также обеспечение сопоставимости рыночной информации путем внесения поправок обосновано исполнителем работ в реферате Отчета. Обоснование процедуры корректировки рыночной стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" привело в отзыве от 30.04.2010 N 1-05/1048 на заявление Общества.
При этих условиях суд первой инстанции правильно отклонил довод заявителя о недостаточности рыночной информации либо ее источников, поскольку в рассматриваемом случае пригодная для последующего расчета кадастровой стоимости статистически значимая модель была построена.
Кроме того, как установлено судом, в реферате Отчета также обоснован выбор факторов стоимости для построения моделей из числа утвержденных протоколом заседания областной межведомственной комиссии от 16.07.2007 N 2, осуществленный в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Технических рекомендаций, и отмечено, что отобранные для моделирования факторы стоимости проанализированы на репрезентативность. Сведения о факторах стоимости предоставлены исполнителю работ органами местного самоуправления и государственными учреждениями, перечень источников информации в разрезе видов разрешенного использования содержится в таблице 2 приложения 7 Отчета. Результаты выбора факторов для 7 группы вида разрешенного использования отражены в таблице 18 приложения 7 Отчета (выписка на бумажном носителе).
Результаты расчета кадастровой стоимости земельных участков отображены для каждой сформированной группы в таблице 27 приложения 7 Отчета (выписка на бумажном носителе).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области, в том числе спорного земельного участка, представлены в приложении 15 Отчета (выписка на бумажном носителе).
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, в частности, и среднее значение УПКСЗ кадастрового квартала 33:26:030301 представлены в приложении 14 Отчета.
В полном объеме исследовав Отчет, суд первой инстанции правильно указал, что определение в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Технических рекомендаций состава факторов стоимости значительно большего числа, чем необходимо для построения статистической модели, позволяет выбрать из них те, которые в наибольшей степени влияют на кадастровую стоимость земельных участков.
Поскольку Техническими рекомендациями обусловлено осуществление выбора нескольких факторов из общего состава факторов для каждой группы, судом правомерно не принято во внимание утверждение заявителя об обязательности использования всех двадцати факторов стоимости, утвержденных областной межведомственной комиссией.
Исходя из состава утвержденных факторов стоимости для группы земельных участков, в состав которой входит земельный участок заявителя, достоверную информацию по их значениям предоставила администрация округа Муром, которая располагает картографическими материалами. Администрация организовывала и работу по сбору информации о наличии на территории соответствующих земельных участков систем теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, канализации, водоснабжения.
В данном случае в целях сбора полной и достоверной информации Управлением Роснедвижимости по Владимирской области (заказчиком работ) информация о факторах стоимости земельных участков, подлежащих оценке, была передана исполнителю работ по государственному контракту.
Сбор рыночной информации осуществлялся исполнителем работ - ФГУП "ФКЦ "Земля" самостоятельно, все обоснования по сбору данной информации, в том числе источники о факторах стоимости земельных участков, содержатся в Отчете (в реферате Отчета).
При этом судом обоснованно отмечено, что информация о значениях факторов стоимости и рыночная информация используются в совокупности при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости, но их сбор не взаимосвязан. Сбор значений о факторах стоимости земельных участков по установленному межведомственной комиссией перечню и сбор рыночной информации не являются тождественными понятиями, проводятся эти мероприятия разными государственными органами и организациями.
В соответствии с полномочиями, предоставленными Административным регламентом по исполнению государственной функции, Управление Роснедвижимости по Владимирской области провело проверку Отчета, направленного в его адрес ФГУП "ФКЦ "Земля" письмом от 10.12.2007 N 2-13-15, на соответствие требованиям технического задания (приложение к государственному контракту) на предмет наличия соответствующих приложений и отчетных материалов, что подтверждается протоколами о результатах проверок.
Результаты кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов, подготовленные ФГУП "ФКЦ "Земля" и проверенные на соответствие требованиям технического задания, согласно пункту 9.4 названного Административного регламента неоднократно направлялись Управлением Роснедвижимости по Владимирской области в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое, в свою очередь, осуществляет контроль за полнотой и правильностью выбора факторов стоимости для построения статистической модели расчета, сбора рыночной информации о земельных участках, то есть проверяет отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие Методическим указаниям и Техническим рекомендациям.
После устранения всех выявленных недостатков Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости письмом от 31.01.2008 N ВС/0106 направило в Управление Роснедвижимости по Владимирской области акт проверки Отчета о согласовании результатов оценки, которым подтверждается соблюдение в полном объеме требований законодательства по составлению Отчета, то есть соблюдение всех необходимых административных процедур территориальным органом Роснедвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области утверждены постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Проанализировав отчетные материалы государственной кадастровой оценки населенных пунктов во Владимирской области (на бумажном и электронных носителях), суд первой инстанции также установил, что их форма соответствует форме, утвержденной приказом Роснедвижимости от 18.09.2007 N П/0240 "Об утверждении формы отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов": соблюдена форма реферата отчета, который состоит из предусмотренных данным приказом разделов; наименование и содержание приложений соответствует типовой структуре отчета.
В силу вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка Общества на отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:26:030301:2, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Алекс-Бизнес-Прогноз", как доказательство недостоверности результата оценки кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Доводам Общества судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая правовая оценка.
Основания для принятия позиции заявителя у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При этих условиях суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия ФГУП "ФКЦ "Земля" и Управления Росреестра соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Довод Общества о ненаправлении в его адрес определения об отклонении заявленного им ходатайства о назначении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области, в связи с чем отсутствовала возможность его обжалования, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку обжалование подобного определения не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а его ненаправление в адрес Общества не является обстоятельством, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, отказ в назначении экспертизы не повлиял на оценку обстоятельств спора, правильные выводы суда и принятое им решение.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2010 по делу N А11-1952/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1952/2010
Истец: ОАО "Муромский стрелочный завод", ФГУ "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
Ответчик: Управление Росреестра по Владимирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, ФГУП "ФКП "Земля", ФГУП Федеральный кадастровый центр "Земля"
Третье лицо: Администрация Владимирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4778/10
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8757/13
19.02.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4778/10
28.12.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-1952/10
16.12.2011 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-1952/10
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4714/11
28.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4714/11
05.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4714/11
28.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5006/10
03.11.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4778/10