г. Хабаровск |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А04-7951/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Самойловой О.А., представителя по доверенности от 31.01.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу на решение от 3 декабря 2012 года по делу N А04-7951/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Эльнур - Партнер Плюс"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, Росалкогольрегулирование) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эльнур-Партнер Плюс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление оборота (поставки) алкогольной продукции без оформленных надлежащим образом сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота данной продукции - товарно-транспортных накладных.
Оспаривая привлечение к административной ответственности, ООО "Эльнур-Партнер Плюс" ссылается на то, что установленные административным органом ошибки (недочеты) в оформлении товарно-транспортных накладных не свидетельствуют о нелегальном обороте алкогольной продукции и не образуют объективного состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением суда от 3 декабря 2012 года Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
По утверждению административного органа товарно-транспортные накладные, не содержащие обязательных реквизитов (печать, подписи и расшифровка подписи), не должны приниматься к учету, т.е. фактически отсутствуют. ООО "Эльнур-Партнер Плюс", приобретая алкогольную продукцию и осуществляя ее оборот, не предприняло контрольных мер за правильностью оформления документального оформления продукции.
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Представитель общества в рассмотрении апелляционной жалобы участие не принимал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционную жалобу следует удовлетворить.
Как следует из материалов дела, ООО "Эльнур-Партнер Плюс" имеет лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на срок с 18.11.2008 по 04.08.2013, выданную Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области 18.11.2008.
В период с 09.10.2012 по 11.10.2012 на основании приказа МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному округу от 05.10.2012 N 393 по месту нахождения обособленных подразделений (складов) ООО "Эльнур-Партнер Плюс" проведена внеплановая выездная поверка с целью выполнения задания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.09.2012 N 20242/01-02.
В ходе внеплановой выездной проверки выявлены нарушения документального оформления операций, связанных с поставкой товаров, установленных Инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Установленные нарушения зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 11.10.2012 N у7-а171/09.
Административным органом установлено:
- в нарушение пункта 13 раздела II Инструкции в строке "с грузом следуют документы" раздела "Сведения о грузе" транспортного раздела (II) ТТН отсутствуют наименования документов и номера документов, прилагаемых к ТТН или отсутствуют номера документов, прилагаемых к ТТН (справки А и Б, ТОРГ-12, накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств, счетов-фактур);
- в нарушение пункта 14 раздела II Инструкции в строке "массой брутто" раздела "Сведения о грузе" транспортного раздела (II) ТТН грузоотправителем не заполняются сведения о массе груза - прописью или данная информация искажена;
- в нарушение пункта 14 раздела II Инструкции в строке "количество мест" раздела "Сведения о грузе" транспортного раздела (II) ТТН грузоотправителем не заполняются сведения о количестве мест, предусмотренные формой N 1-Т;
- в нарушение пункта 14 раздела II, пункта 20 раздела IV Инструкции в строках "принял водитель-экспедитор", "сдал водитель-экспедитор" раздела "Сведения о грузе" транспортного раздела (II) ТТН отсутствует подпись водителя-экспедитора;
- в нарушение пункта 20 раздела IV Инструкции в строке "принял" раздела "Сведения о грузе" транспортного раздела (II) ТТН отсутствует должность материально-ответственного лица, принявшего груз.
Указанные нарушения, по мнению административного органа, свидетельствуют о том, что общество в нарушение пункта 1 статьи 10.2 и абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ осуществляет оборот (поставку) алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота таковой.
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии законного представителя ООО "Эльнур-Партнер Плюс" составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2012 N 590-09/2012 по признакам нарушений, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридического лица к административной ответственности части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Отказывая административному органу в привлечении к административной ответственности, суд посчитал, что действия общества не образуют события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решая вопрос о законности принятого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют действующему законодательству.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет наличие у лица, осуществляющего поставку товара, в том числе не надлежаще оформленных товаротранспортных документов.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Закона (пункт 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной.
Постановлением Государственного комитета по статистике от 28.11.1997 N 78 утвержден Перечень форм первичной документации, согласно которому утверждена форма товарно-транспортной накладной N 1-Т. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, утвержденных данным Постановлением, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Как следует из материалов дела, представленные обществом товарно-транспортные накладные составлены по форме товарно-транспортной накладной N 1-Т, входящей в перечень форм первичной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета по статистике от 28.11.1997 N 78.
Данная форма предусматривает, в том числе, обязательное наличие печати организации-получателя в транспортном разделе II к товарно-транспортной накладной, а также обязательное наличие подписи и расшифровки подписи грузополучателя. Данные реквизиты являются подтверждением факта поставки алкогольной продукции.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обществом приняты к бухгалтерскому учету первичные документы, с незаполненными обязательными реквизитами.
Суд первой инстанции согласился с выводами административного органа о том, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением вышеприведенных положений, с ненадлежащим оформлением сопроводительных документов на алкогольную продукцию.
В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факт приобретения обществом алкогольной продукции и осуществления ее оборота без надлежаще оформленных товаротранспортных документов в июле - октябре 2012 года подтверждается протоколом осмотра актом проверки от 11.10.2012 N у7-а171/09, копиями товарно-транспортных накладных, протоколом об административном правонарушении от 11.10.2012 N 590-09/2012, пояснениями руководителя общества от 12.10.2012 о том, что нарушения устранены.
При названных обстоятельствах наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, установлено, как и вина ООО "Эльнур-Партнер Плюс" в его совершении.
Общество при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции обязано соблюдать установленные законом ограничения в области оборота данной продукции. Общество, имея возможность для соблюдения таких норм, не предприняло необходимых мер по их соблюдению.
Вместе с тем, в данном случае общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить, административному органу - отказать в привлечении правонарушителя к административной ответственности в связи с истечением срока привлечения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 3 декабря 2012 года по делу N А04-7951/2012 отменить.
В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эльнур-Партнер Плюс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7951/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Эльнур - Партнер Плюс"