г. Пермь |
|
09 марта 2010 г. |
Дело N А71-11931/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О. Ф.
судей Масальской Н. Г., Лихачевой А. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Минкович И. А.
при участии:
от истца, ООО "Удмуртские коммунальные системы" - не явились;
от ответчика, МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" - не явились;
МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска - не явились;
МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 декабря 2009 года
по делу N А71-11931/2009,
принятое судьёй О. А. Сидоренко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района"; МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска; МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальным контрактам, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" о взыскании 2 379 245 руб. 93 коп. задолженности за поставленную в период с декабря 2008 г. по июнь 2009 г. тепловую энергию, 84 980 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статей 309, 310, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т.1,л.д.5-6).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.09.2009 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (т.1, л.д.140-141).
После неоднократного уточнения исковых требований истец просит увеличить период взыскании с декабря 2008 г. по декабрь 2009 г., взыскать с ответчика неустойку в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2008 г., от 01.01.2009 г. в размере 110 575 руб. 96 коп. с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты долга, при недостаточности денежных средств у МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" к субсидиарной ответственности привлечь МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "г. Ижевск" (т.2, л.д.31-32).
Ходатайство истца рассмотрено судом первой инстанции по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2009 г. (резолютивная часть от 09.12.2009 г., судья О. А. Сидоренко) с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы взыскано 1 370 руб. 60 коп. неустойки, 500 руб. расходов по уплате госпошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска ко второму ответчику отказано. В удовлетворении иска к Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска отказано (т.2, л.д.53-57).
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", с решением суда в части отказа во взыскании 109 205 руб. 36 коп. неустойки, а также в части нерассмотрения требований о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательств не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, взыскать неустойку в размере 110 575 руб. 96 коп., с последующим ее начислением с 04.12.2009 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Считает, что в соответствии с условиями муниципальных контрактов N К87 от 01.01.2008 г., N К87 от 01.01.2009 г. энергоснабжающая организация обязана выставлять счета-фактуры на оплаты потребленной тепловой энергии МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района г. Ижевска", являющемуся муниципальным заказчиком по указанным муниципальным контрактам. Счета-фактуры и акты приема-передачи тепловой энергии, предъявленные ответчику своевременно, предоставлены Управлению финансов Администрации г. Ижевска, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что требование об оплате впервые предъявлено Управлению финансов путем направления искового заявления, по мнению ответчика, является ошибочным. Кроме того полагает, что судом первой инстанции не решен вопрос о начислении неустойки с 04.12.2009 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из 1/300 ставки рефинансирования 9% годовых за каждый день просрочки.
В судебное заседание истец явку представителя не обеспечил.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в соответствии со ст. ст. 48, 120 ГК РФ, ст. ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.06.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В судебное заседание МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска явку представителя не обеспечило.
Ответчики, МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района", МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, извещенных времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) и МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" (абонент) заключен муниципальный контракт на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2008 г. N К87, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а Абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и теплоноситель (горячую сетевую воду), не возвращенный на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации (т.1, л.д.12-29).
Пунктом 6.1 договора срок его действия определен с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.
Муниципальный контракт N К87 перезаключен сторонами 01.01.2009 г. на период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в редакции протокола разногласий, протокола разногласий к протоколу урегулирования разногласий (т.1, л.д.30-39).
Во исполнение условий муниципальных контрактов истец в период с декабря 2008 г. по декабрь 2009. поставил ответчику тепловую энергию, предъявил к оплате счета-фактуры.
Порядок расчетов за тепловую энергию предусмотрен п. 1.2. Приложения N 3 к муниципальным контрактам (в редакции протокола разногласий к протоколу урегулирования разногласий), согласно которому оплата тепловой энергии производится в течение 30 календарных дней с даты поступления счета-фактуры за расчетный период от Энергоснабжающей организации.
Несвоевременная оплата тепловой энергии явилась основанием для начисления истцом ответчику неустойки за просрочку оплаты тепловой энергии в 2009 г. и обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования частично, взыскивая с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны МО "город Ижевск" 1 370 руб. 60 коп. неустойки, суд первой инстанции исходил из просрочки оплаты тепловой энергии; обоснованности взыскания неустойки с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска с момента предъявления ему требования об оплате (15.10.2009 г.) по 03.12.2009 г.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Факт поставки тепловой энергии, а также несвоевременной оплаты энергоресурса подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается.
В силу ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 9 п. 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Порядок расчетов за тепловую энергию предусмотрен сторонами в п. 1.2. Приложения N 3 к муниципальному контракту (в редакции протокола разногласий к протоколу урегулирования разногласий) оплата тепловой энергии производится Абонентом путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет Энергоснабжающей организации в течение 30 календарных дней с даты поступления счета-фактуры за расчетный месяц от Энергоснабжающей организации.
Из буквального толкования указанных условий договора следует, что оплата должна быть произведена Абонентом после предъявления Энергоснабжающей организацией счета-фактуры (ст. 431 ГК РФ).
Оспаривая решение суда, истец ссылается на то, что стороной муниципального контракта является МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района г. Ижевска", в связи с чем счета-фактуры на оплату должны предъявляться муниципальному заказчику, а не МО "город Ижевск" в лице уполномоченного органа. Указанный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению в силу следующего.
Муниципальные контракты N К87 от 01.01.2008 г., N К87 от 01.01.2009 г. заключены в целях удовлетворения муниципальных нужд по организации теплоснабжения.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков
Согласно ст. 9 названного закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является муниципальное образование.
Согласно дополнительным соглашениям к муниципальному контракту N К87 от 01.01.2009 г., и Приложению N 1.3 к муниципальному контракту N К87 от 01.01.2009 г. оплата поставленной тепловой энергии производится за счет бюджетных средств (основная сумм) и за счет внебюджетных средств (менее 1 процента).
Следовательно, поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование.
Поскольку при исполнении муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, обязательство по оплате поставленной ООО "Удмуртские коммунальные системы" тепловой энергии по муниципальным контрактам N К 87 от 01.01.2008 г., N К 87 от 01.01.2009 г., не может быть признано обязательством учреждения.
В связи с тем, что надлежащим ответчиком является МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, то оснований для взыскания неустойки, предусмотренной ч.9 ст.9 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ с МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" не имеется.
При таких обстоятельствах требование на оплату тепловой энергии должно быть предъявлено МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска.
Требования об оплате поставленной тепловой энергии в течение 2009 г. Управлению финансов Администрации г. Ижевска не предъявлялись, счета-фактуры на оплату энергоресурса не выставлялись. О предъявленном истцом требовании о взыскании задолженности за отопление за спорный период ответчик узнал только из искового заявления. Указанные обстоятельства свидетельствуют о просрочке кредитора, т.к. истец не совершил действий, предусмотренных вышеуказанными нормами права, вытекающими из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (п. 1 ст. 406 ГК РФ).
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о неустойке не предусмотрена возможность ее взыскания за неопределенный период, в данном случае по день фактической уплаты суммы долга. При этом, условия договора не должны противоречить требованиям закона (ст.422 ГК РФ). Следовательно, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Упомянутый отказ не лишает истца обратиться с иском о взыскании неустойки, в случае неисполнения ответчиком договорных обязательств за иной период времени.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки за период с 15.10.2009 г. по 03.12.2009 г. в сумме 1 370 руб. 60 коп. с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны Мо "город Ижевск" (т.2, л.д.34,35).
Доводы истца о нерассмотрении судом требования о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства не могут быть приняты во внимание. Поскольку оснований для взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства не имеется, то суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного требования, о чем указал в п.3 резолютивной части решения.
С учетом изложенного, решение суда от 16.12.2009 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2009 г. по делу N А71-11931/2009 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф.Соларева |
Судьи |
Н.Г.Масальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11931/2009
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания" Индустриального района г. Ижевска, МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания" Индустриального района г.Ижевска, МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска, Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска