г. Чита |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А19-21178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С., рассмотрел в открытом судебно заседании апелляционную жалобу Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2012 года о возвращении искового заявления по делу N А19-21178/2012 по иску Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Проект Град Сервис" о взыскании 219 730 руб. 50 коп.
(суд первой инстанции: Михайлова В.В.)
от Службы ЗАГС Иркутской области (ОГРН 1033801019020, ИНН 3808018244; адрес: 664003, Иркутск Город, Киевская Улица, 1): не явился, извещен;
от ООО "Проект Град Сервис" (ОГРН 1073801008808, ИНН 3801092898; адрес: 665825, Иркутская Область, Ангарск Город, 94-й Квартал, 30, 7): не явился, извещен;\
установил:
Служба записи актов гражданского состояния Иркутской области (далее - истец, Служба ЗАГС Иркутской области) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Проект Град Сервис" (далее - ответчик, ООО "Проект Град Сервис") о взыскании 219 730 руб. 50 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10.12.2012 исковое заявление возвращено истцу на основании пункта 4 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Служба ЗАГС Иркутской области обжаловала его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене определения и направлении вопроса на новое рассмотрение. Заявитель апелляционной жалобы считает, что исковое заявление неправомерно оставлено без движения и возвращено, поскольку Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в связи с чем освобождена от уплаты государственной пошлины.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200058476566, почтовым конвертом N 67200058476573, возвращенным с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу", а также отчетом о публикации 30.01.2013 08:47:34 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Служба ЗАГС Иркутской области ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к его форме и содержанию.
Требования к форме и содержанию искового заявления, а также перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, установлен статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Возвращая исковое заявление Службы ЗАГС Иркутской области, суд первой инстанции указал, что истцом не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, в частности, не представлены доказательства уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры и особенности уплаты государственной пошлины, в том числе по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Как предусмотрено подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139) данное положение, распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Разъясняя применение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 информационного письма от 13.03.2007 N 117 указал, что глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем, в случае, если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 Положения о службе записи актов гражданского состояния Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 397/176-пп (ред. от 28.12.2010) "О службе записи актов гражданского состояния Иркутской области" служба записи актов гражданского состояния Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Иркутской области.
С учетом изложенных выше норм Служба ЗАГС Иркутской области (истец) является органом государственной власти Иркутской области и соответственно освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно оставил без движения исковое заявление Службы ЗАГС Иркутской области и впоследствии возвратил его в связи с не представлением истцом доказательств уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 270, подпунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о возвращении заявления подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2012 года по делу N А19-21178/2012 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21178/2012
Истец: Служба записи актов гражданского состояния Иркутской области
Ответчик: ООО "Проект Град Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6271/12
13.05.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21178/12
19.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6271/12
10.12.2012 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21178/12