г. Томск |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А27-2070/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Эглит Т.В. от 28.11.2012 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шахта Тырганская"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 04 декабря 2012 года по делу N А27-2070/2012 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Шахта Тырганскяа"
о взыскании 786 463, 72 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Шахта Тырганская" (далее - ООО "Шахта Тырганская", Общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 года в размере 786 463, 72 руб.
Решением Арбитражного Кемеровской области от 04.12.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, конкурсный управляющий ООО "Шахта Тырганская" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на применение судом первой инстанции закона, не подлежащего применению, полагая, что при разрешении настоящего дела следовало руководствоваться нормами Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом N 296-ФЗ от 30.12.2008 г., п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (ред. без учета изменений ФЗ N 296-ФЗ от 31.12.2008 г.), соответственно заявленные требования подлежат установлению в деле о банкротстве, Росприроднадзор не является лицом, наделенным правом на обращение в рамках дела о банкротстве с требованием об уплате обязательных платежей, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт - оставить без рассмотрения заявление Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
Управление Росприроднадзора в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение Арбитражного Кемеровской области от 04.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, также известил суд апелляционной инстанции о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20 июня 2007 года по делу N А27-4610/2007-4 ООО "Шахта Тырганская" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4610/2007-4 от 18 января 2012 года срок конкурсного производства был продлен до 20 июня 2012 года.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4610/2007-4 от 4 июля 2012 года срок конкурсного производства был продлен до 20 ноября 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, Общество в процессе хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, вследствие чего является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и имеет задолженность за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 года в размере 786 463, 72 руб., что подтверждается расчетами, представленными Обществом в Управление.
Установив задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за по состоянию на 18.10.2011, Управление Росприродонадзора по Кемеровской области направило Обществу требование от 29.11.2011 N 14-5/6388 об уплате в течение 15 дней с момента получения требования суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за вышеуказанные периоды, полученное 06.12.2011 г. (том 1 л.д. 16).
В связи с неуплатой ООО "Шахта Тырганская" в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 года, Управление Росприродонадзора по Кемеровской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из неисполнения Обществом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке, подтверждения суммы задолженности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О), утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В целях приведения пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 632 в соответствие со статьей 16 Закона N7-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал (пункты 1, 2).
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Шахта Тырганская" в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество, руководствуясь положениями вышеуказанного Приказа N 204, самостоятельно рассчитало размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 года в размере 786 463, 72 руб., в подтверждение представила соответствующие платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды, прошитые и пронумерованные главным бухгалтером предприятия и подтвержденные руководителем предприятия.
Факт неполной уплаты исчисленных платежей ООО "Шахта Тырганская" не отрицает.
При этом в апелляционной жалобе Обществом оспаривается только процедура взыскания данных платежей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Федеральный закон N 127-ФЗ состав и размер обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
В силу пунктов 1,2 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ денежные обязательства и обязательные платежи относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения соответствующего определения.
По смыслу этой нормы текущими платежами являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 41 Постановления от 23.07.2009 N 60 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ, текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
В новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.
В связи с этим, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве также относятся к текущим платежам (абзац 2 пункта 41 постановления от 23.07.2009 N 60 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Поскольку в рассматриваемом случае обязательства по уплате платежей за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 возникли у Общества после возбуждения дела о банкротстве, то спорные платежи являются текущими и требования об их уплате подлежат рассмотрению вне дела о банкротстве.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", датой возникновения обязанности по уплате обязательных платежей является окончание налогового периода.
Исходя из пункта 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" отчетным периодом уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный квартал, в связи с чем, у Управления по окончании квартала возникает право на взыскание текущих платежей за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011, рассмотрение которых осуществляется в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве) (пункт 4 разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признавая законным требование Управления Росприроднадзора о взыскании с ООО "Шахта Тырганская" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2011 в сумме 786 463, 72 руб., дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что Управление Росприроднадзора не является лицом, наделенным правом на обращение в рамках дела о банкротстве с требованием об уплате обязательных платежей, не имеет правового значения, поскольку с требованием о взыскании заявитель обратился вне рамок дела о банкротстве, а в порядке главы 26 АПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не влияют на законность принятого судом первой инстанции решения по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы, отсроченная к уплате при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года по делу N А27-2070/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Шахта Тырганская" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе, отсроченную к уплате, в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2070/2012
Истец: Управление Росприроднадзора по Кемеровской области
Ответчик: ООО "Шахта Тырганская"