Приглашаем на новогодний банкет
В преддверии новогодних праздников бухгалтерские издания уделяют внимание вопросам учета и налогообложения расходов на проведение новогодних праздников в компании. Предложения разнообразные - начиная от подарков работникам и их детям, предновогодних вечеров в офисе и заканчивая организацией настоящего новогоднего праздника "под ключ" с банкетом, поздравлениями и праздничной шоу-программой.
В общей периодике перечисленные мероприятия описываются с позиции организаций, выступающих в роли заказчиков новогоднего банкета. В специализированном журнале о предприятиях общественного питания мы решили рассмотреть проведение новогодних праздников с противоположной стороны, "встав на место" непосредственных "исполнителей" новогодних банкетов - ресторанов, кафе, баров и даже столовых. Для каждого из них холодные предновогодние дни - жаркая пора, когда нужно подготовиться и провести новогодние банкеты "на пять", и тогда предприятие питания не только получит хорошую прибыль, но и завоюет симпатии постоянных посетителей и новых клиентов. Для того чтобы достичь такого результата в процессе подготовки и проведения новогодних банкетов, предприятиям питания предстоит решить множество различных вопросов, часть из которых освещена в представленной вниманию читателя статье.
Что включить в новогоднее "меню"?
Ответ на этот вопрос, конечно, не входит в сферу деятельности бухгалтера, если рассматривать меню как перечень предлагаемых предприятием лакомств и блюд. Удобное расположение, стильный интерьер, хорошая кухня, вежливый и внимательный персонал - что еще нужно для празднования Нового года в ресторане, кафе или баре? Однако в предпраздничный вечер угощением гостей не удивишь, нужно поднять настроение и отметить наступление Нового года на более высоком уровне.
Для того чтобы создать атмосферу праздника, в первую очередь следует по-новогоднему украсить заведение. Следующий шаг навстречу пожеланиям клиентов - приглашение творческих и эстрадных коллективов, развлекающих гостей шоу-программами в течение всего вечера. Кроме того, этим же коллективам можно заказать (или провести самостоятельно) розыгрыш новогодних призов и подарков между посетителями, а также проведение дегустации блюд и напитков. Не последнее место в организации праздника занимает украшение банкетных столов. Эффектным будет новогодний фейерверк (салют), который можно заказать прямо у входа в заведение. Все это плюс желание самих приглашенных отпраздновать наступление Нового года - незабываемый "коктейль" предстоящих праздников готов!
Мы перечислили все то, что оставит гостям и посетителям ресторанов, баров и кафе лишь приятные воспоминания. В то же время ряд недоработок в организации и проведении праздника могут привести к неприятному осадку и недовольству приглашенных гостей. Назовем наиболее существенные из недостатков, которых следует избежать предприятию общепита, проводящему предновогодние и новогодние вечеринки.
Начать следует с размещения гостей. Если не сменить повседневное расположение столиков, то может оказаться так, что не всем приглашенным будет видно сцену и новогоднее представление. Не добавит плюсов организатором и распорядителям праздничного банкета непроработанная развлекательная программа, ориентированная на определенную категорию посетителей и не учитывающая вкусы других приглашенных лиц.
Также ошибкой может стать присутствие на мероприятии посторонних людей, особенно если заказчиком проплачен корпоративный праздник. Нехватка к концу вечера на праздничных столах напитков и закусок, недостаточно уделенное внимание новогодним подаркам и призам, нерешенные вопросы развоза празднующих по домам - лишь часть из тех малозаметных на первый взгляд недостатков, которые могут свести на нет положительные моменты праздничного банкета.
Мы привели общие рекомендации по проведению праздничных банкетов, воспользоваться ими или нет при организации новогоднего праздника - решать предприятию общественного питания, накрывающего праздничный стол для гостей. При этом "меню" угощений, напитков и праздничных мероприятий определяется, прежде всего, установленными расценками на новогоднее угощение и уровнем обслуживания предприятия общественного питания. Если заведение на хорошем счету и умеет приятно удивлять посетителей разнообразием блюд, то праздничную выручку может ограничить лишь количество посадочных мест зала обслуживания. Существует несколько вариантов наполнения зала. Наиболее прибыльный из них - сдать зал под проведение корпоративного праздника (можно нескольким компаниям). В этом случае предприятие питания продает места практически "оптом", и вопрос составления праздничного меню оно может решить с заказчиком корпоративной вечеринки, согласовав с ним все позиции праздничного вечера, начиная с блюд и заканчивая шоу-программами и иными увеселительными мероприятиями. В предпраздничные и праздничные дни, когда нет корпоративных клиентов, предприятию питания следует разработать свой "универсальный" сценарий празднования Нового года и Рождества, включив в него только то, что подойдет обычным посетителям заведения соответствующего уровня.
Итак, если "меню" проведения новогоднего банкета составлено, предприятию общественного питания можно переходить к исполнению принятых на себя обязательств.
Как украсить зал обслуживания?
Не секрет, что от уровня и качества оформления залов обслуживания и предприятий общественного питания в целом складывается общее впечатление о процветании и успешности заведения. Поэтому важно, чтобы обстановка и убранство залов обслуживания посетителей кафе, баров и ресторанов в канун новогодних праздников радовала посетителей.
Об украшении зала обслуживания следует побеспокоиться заранее, скажем, за полтора или два месяца до проведения банкетов, что позволит не только детально проработать варианты оформления, но и по оптимальным ценам закупить материалы и комплектующие, а также значительно снизить стоимость работ. Для тех, кто не успел подготовиться или не видит в этом острой необходимости, подойдет альтернативный вариант - заключение договоров на украшение внутреннего убранства банкетных залов с дизайн-студиями.
И в том и в другом случае расходы на украшение зала обслуживания предприятий общественного питания учитываются в традиционном порядке на счете 44 "Расходы на продажу" в размере фактически осуществленных затрат.
Для целей налогообложения предприятие может учесть расходы на украшение зала обслуживания в составе материальных затрат (в том числе и по оплате услуг сторонних исполнителей), при условии если сможет обосновать перед проверяющими необходимость и направленность расходов на получение доходов. На первый взгляд может показаться, что это сделать достаточно проблематично, тем не менее у предприятий общественного питания больше шансов, чем у других организаций, доказать правомерность учета при налогообложении расходов на елочные украшения.
Зал обслуживания используется непосредственно в основной деятельности предприятия общественного питания, поэтому от того, как он будет украшен в канун новогодних праздников, будет зависеть выбор заведения посетителями. Иными словами, затраты на приобретение елочных украшений вызваны необходимостью принятия мер для привлечения посетителей и корпоративных клиентов. Следовательно, данные затраты направлены на получение дохода. В силу отсутствия нормативно установленных критериев экономической оправданности произведенных расходов налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов обоснования. Основной признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сводится к наличию связи с деятельностью, направленной на получение дохода. При выполнении этого условия организация вправе учесть в уменьшение налогооблагаемой прибыли поименованные новогодние расходы. Такие выводы сделаны в Постановлении ФАС ВСО от 01.03.2007 N А33-10956/06-Ф02-725/07, которое служит примером того, как налогоплательщик смог отстоять свою позицию, уменьшив налоговую базу по прибыли на стоимость приобретенных елочных украшений. В Постановлении ФАС МО от 22.07.2004 N КА-А40/5181-04 рассмотрены "елочные" расходы с другой стороны - как рекламные затраты организации, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Судебных решений на этот счет не много, они свидетельствуют о том, что у налогоплательщика есть шансы побороться за учитываемые при налогообложении расходы, особенно если предприятие питания достаточно крупное, с сетью филиалов, и приобретенные ею украшения составляют значительные для налогообложения суммы.
Читатель может заметить, что пока мы говорили лишь о расходах на приобретение "елочных" украшений, а как же учесть затраты на покупку главного атрибута приближающихся праздников - новогодней елки? Ее стоимость не настолько велика, чтобы превысить установленный лимит для основных средств. Это дает основания предположить, что затраты на приобретение главного атрибута праздника можно включить в состав текущих расходов, а не капитальных вложений, при условии если покупка елки вызвана необходимостью привлечения посетителей в заведение. Такая позиция, конечно, небесспорная, ношансы отстоять ее перед контролерами у организации есть, о чем свидетельствуют судебные решения в отношении елочных украшений, используемых для у крашения новогодней елки. Мы описали традиционный способ придания залу обслуживания праздничного вида, а можно ли это сделать за счет клиента - непосредственного заказчика новогоднего корпоративного банкета?
Можно ли переложить расходы на заказчика?
Исходя из норм гражданского законодательства, предоставляющих сторонам свободу в заключении различных договоров (п. 2 ст. 421 ГК РФ), организация общественного питания может заключить с заказчиком новогоднего банкета такое соглашение, по условиям которого услуги по проведению новогоднего банкета, в том числе по украшению зала ресторана (кафе, бара), его фасада, прилегающей территории, оплачиваются заказчиком. Это подтверждает Письмо Минфина РФ от 20.12.2005 N 03-03-04/1/430. В нем говорится, что во всех случаях отношения сторон по оказанию услуг, предприятия общественного питания с одной стороны и юридического (физического) лица, выступающего в качестве заказчика, с другой, регулируются достигнутыми соглашениями. Они могут быть оформлены как отдельные письменные договоры или в форме составления предприятием общественного питания разовых документов, подтверждающих заказ услуг со стороны заказчика и принятие его для исполнения и расчетов (в частности, в виде составления счета-заказа).
Для организаций общественного питания такая схема финансирования новогодних мероприятий за счет заказчика является достаточно удобной. Последний же, наоборот, не заинтересован в оказании "спонсорской" поддержки ресторану, кафе или бару, тем более что чиновники считают неправомерным учет им соответствующих расходов при налогообложении. Ответ финансового ведомства в названном письме можно предугадать, в п. 29 ст. 270 НК РФ прямо сказано о затратах, связанных с оплатой культурно-зрелищных мероприятий и не учитываемых при расчете налога на прибыль. Расходы на оплату новогоднего банкета весьма близки этой категории расходов, поэтому не могут быть учтены при налогообложении прибыли. Можно "замаскировать" новогодний банкет под представительские расходы, однако это достаточно рискованное с позиций налогообложения мероприятие, требующее тщательного составления документов.
Для предприятия общественного питания, напротив, риска нет. Для него новогодний банкет является не развлекательным мероприятием, а основным видом деятельности, связанным с оказанием услуг общественного питания. Оказание услуг по украшению зала ресторана (кафе, бара), его фасада и прилегающей территории направлены на получение дохода, поэтому такие расходы предприятия питания, оплачиваемые заказчиком, являются экономически обоснованными и могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли предприятия. Но повторимся, переложить оплату таких расходов на заказчика банкета непросто, вероятно, придется подготовить зал обслуживания перед праздниками самостоятельно и учесть расходы на елочные и иные украшения, воспользовавшись изложенными выше рекомендациями. Перейдем к следующим затратам, связанным с праздничными банкетами в ресторанах, кафе и барах.
Как быть с новогодними шоу-программами?
Затраты на музыкальное и развлекательное обслуживание посетителей ресторана, кафе или бара, в том числе и при проведении новогоднего банкета, являются частью услуг общественного питания*(1). Это так называемые услуги по организации досуга, включающие музыкальное обслуживание, проведение концертов и программ варьете. Новогодние развлекательные программы прямо не поименованы в этом перечне, однако организацию питания это не лишает возможности отразить расходы на новогодние шоу-программы в учете и налогообложении, обговорив с артистами репертуар выступлений в рамках перечисленных услуг по проведению досуга.
Не совсем ясно, с какой целью финансовое ведомство в Письме от 20.12.2005 N 03-03-04/1/430 выделяет в отдельный вид услуг предоставление предприятием питания оркестров, иных художественных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления торжественных мероприятий. Можно предположить, что это сделано с целью подчеркнуть тот факт, что данные услуги, хотя и относятся к услугам общественного питания, имеют свои отличительные черты не только в порядке оказания, но и в учете и налогообложении*(2). Тем не менее это не мешает предприятию общественного питания учесть "досуговые" затраты на новогоднее музыкальное сопровождение в составе расходов, связанных с основным видом деятельности*(3).
В последнее время все чаще новогодние банкеты в ресторанах и кафе заканчиваются праздничным фейерверком. Это недешевое удовольствие, поэтому вполне объяснимо, что предприятию питания хотелось бы учесть затраты на его проведение не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. О том, что налоговые органы постараются исключить из состава учитываемых расходов оплату новогодних фейерверков, можно даже несомневаться (например, Постановление ФАС СЗО от 23.10.2006 N А44-722/2006-9).
В отличие от музыкального оформления и концертных программ проведение фейерверка не входит в разряд традиционных услуг предприятия общественного питания по организации досуга. Затраты на оплату таких мероприятий достаточно проблематично учесть при налогообложении, так как в Налоговом кодексе нет ни прямых, ни косвенных указаний на этот счет. Поэтому налоговики справедливо могут указать на п. 43, 44 ст. 270 НК РФ и исключить расходы на такие развлечения из расчета налогооблагаемой прибыли. Отстоять иную позицию будет проблематично, требование ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности осуществленных расходов в данной ситуации на стороне проверяющих. "Новогодний банкет можно провести и без фейерверков", - скажут они и будут правы. Единственный выход - переложить данные расходы на заказчика корпоративного праздника, настоявшего на включение фейерверков в состав новогодней программы банкета.
Как учесть новогодние призы и подарки?
Новогодний праздник не обходится без подарков. Поэтому, чтобы порадовать участников новогоднего торжества, организация может разыграть между ними призы или вручить памятные подарки. Для кафе, баров и ресторанов приготавливаемые к новогоднему банкету подарки связаны не с рекламой, а с проведением развлекательно-досуговых мероприятий, которые являются частью услуг общественного питания.
В случае проведения корпоративного банкета у предприятия общественного питания нет необходимости в приобретении подарков, о них позаботится сама фирма, заказавшая банкет. Но если вечеринка не корпоративная, то приглашенным лицам в заведение будет приятно получить подарки или даже выиграть призы в разгар празднования Нового года.
Расходы на приобретение подарков или призов для посетителей ресторана, бара или кафе достаточно сложно классифицировать для целей бухгалтерского учета и налогообложения. С одной стороны, их можно рассматривать как расходы на рекламу, однако в этом случае подарки должны быть адресованы неопределенному кругу лиц, а в кафе или ресторане круг приглашенных лиц вполне определен. С другой стороны, в общем случае расходы на приобретение подарков являются прочими расходами организации, единственный нюанс - у предприятия общественного питания они связаны с основным видом деятельности. Как учесть такие расходы в составе расходов на продажу (Дебет 44 Кредит 41, 60) или прочих затрат (Дебет 91-2 Кредит 41, 60), решать предприятию, автору ближе последний вариант. И в том и в другом случае осуществленные затраты признаются в бухгалтерском учете "по факту", чего нельзя сказать о налогообложении.
При расчете налога на прибыль стоимость новогодних подарков достаточно проблематично учесть в уменьшение налоговой базы. Они являются безвозмездно переданным имуществом, стоимость которого не учитывается при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ). Единственный шанс дает п. 4 ст. 264 НК РФ. В нем говорится о том, что организация может учесть не только поименованные в этом пункте расходы (в частности, расходы на приобретение призов), но и иные расходы на рекламу в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации товаров. Однако, как указывалось выше, расходы на раздачу подарков на новогоднем банкете проблематично признать рекламными. Поэтому не исключено, что учет стоимости подарков, пусть даже и в пределах норматива, может привести к разногласиям с налоговиками. В этом случае мы можем порекомендовать лишь снизить налоговые риски, вручая партнерам и клиентам недорогие подарки, или просто не учитывать данные расходы при налогообложении.
При обложении подарков НДС ситуация не лучше. Организация может не начислять налог только лишь на передачу в рекламных целях товаров, расходы на приобретение которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Очевидно, что новогодние подарки превышают эту ценовую категорию, поэтому при их передаче организации придется начислить НДС, так как в целях исчисления данного налога безвозмездная передача признается налогооблагаемой реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Подарки чреваты еще и тем, что вручающая их физическим лицам организация признается налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с полученных налогоплательщиком доходов. Даже если доход получен в натуральной форме (в виде подарка) и у организации нет возможности удержать налог, то она не освобождается от персонифицированного учета получателей подарков и представления соответствующих сведений в налоговую инспекцию. Отчасти избежать лишних хлопот можно, если вручать новогодние подарки стоимостью, не превышающей 4 000 руб. Тогда организация в силу положений п. 28 ст. 217 НК РФ не признается налоговым агентом и не обязана представлять в налоговые органы сведения о подарках, полученных физическими лицами (Письмо Минфина РФ от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254).
Банкет "с доставкой" в офис
Данное направление деятельности в сфере общественного питания весьма перспективно в преддверии новогодних праздников. Не каждая организация снимает ресторан или кафе в предновогодние дни, да и к тому же всем желающим просто не хватит места. В таких случаях организация может заказать банкет непосредственно у себя в офисе, обратившись в агентство, устраивающее корпоративные праздники, или непосредственно в организацию общественного питания.
Для кафе, баров или ресторанов, которые в течение года занимаются доставкой обедов в офис, такой заказ не доставит хлопот, так как у них уже налажен раздельный учет операций по стационарному и выездному обслуживанию клиентов. Для чего это нужно, нетрудно догадаться. Стационарные услуги общественного питания можно перевести на спецрежим - "вмененку", чего нельзя сделать в отношении выездного обслуживания (в том числе доставки готовых блюд в офис) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295). Поэтому если ресторан, кафе или бар находится по стационарным услугам общественного питания на "вмененке", а выездное обслуживания облагается налогами в общеустановленном порядке или в рамках "упрощенки", то главная задача бухгалтера - это организовать раздельный учет в целях правильного исчисления налогов.
В отличие от стационарного обслуживания "на выезде" организация общественного питания может не заботиться о новогоднем настроении корпоративных клиентов. Организации питания останется только приготовить блюда и своевременно доставить их в офис. К расходам по приготовлению блюд и новогодних лакомств добавятся только транспортные расходы, которые предприятие может включить в себестоимость выездного обслуживания и учесть в уменьшение полученных от такого вида деятельности доходов.
О новогодних выплатах персоналу
Работа в новогодние праздники обязывает любые организации позаботиться о сотрудниках, а точнее о выплатах им сверхурочных, ночных и праздничных. На праздничном банкете со стороны организации питания главными действующими лицами являются шеф-повар, приготавливающий новогодние блюда и угощения по фирменным рецептам, бармен, отвечающий за приготовление новогодних коктейлей, и коллектив официантов, создающих уют и праздничную атмосферу. Для них Трудовой кодекс гарантирует:
- минимальный размер оплаты сверхурочной работы: за первые два часа сверхурочная работа оплачивается не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ);
- повышенный размер оплаты работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ). Конкретный размер оплаты ночных часов Трудовым кодексом не указан, поэтому работодатель и работник решают этот вопрос самостоятельно. При этом если ночные часы приходятся на праздничный день, то работодатель должен оплатить и праздничные, и ночные часы работы, так как эти выплаты не являются взаимоисключающими с позиций трудового законодательства;
- повышенный размер оплаты труда в выходные и нерабочие дни (ст. 153 ТК РФ). Работникам, которым установлена почасовая (дневная) оплата труда, компенсация должна составлять не ниже двойного размера часовой (дневной) ставки. Для тех, кто получает оклад, работа в праздничный день оплачивается по двойным расценкам только в случае, если работник привлечен в праздник сверх месячной нормы рабочего времени. В пределах этой нормы работа в праздничный день оплачивается по обычным расценкам (за день или час работы сверх оклада)*(4).
При обложении НДФЛ, ЕСН, налогом на прибыль и пенсионными взносами бухгалтер обязан учесть все доплаты, связанные с режимом работы сотрудника (ст. 208, 236, 255 НК РФ). На суммы начисленной заработной платы по всем основаниям также нужно начислить страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Кроме того, эти выплаты также в полном размере учитываются при расчете среднего заработка, в том числе и для оплаты государственных пособий по социальному страхованию.
Л.А. Евстратова
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Общероссийский классификатор услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(2) Более подробные рекомендации по приглашению артистов на предприятие общественного питания в статье С.В. Булаева "Приглашаем артистов "к столу", N 3, 2007.
*(3) При обосновании данной позиции организация может воспользоваться Письмом Минфина РФ от 25.09.2007 N 03-03-06/1/694.
*(4) Более подробно о том, как рассчитать сверхурочные, ночные и праздничные работников предприятий общественного питания, рассказано с помощью практических примеров в статье С.В. Булаева "Оплата труда на предприятиях общественного питания", N 1, 2, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"