Сверкает вывеска огнями
Как утверждают специалисты, успех ресторанного бизнеса более чем наполовину зависит от того, какая вывеска размещена у входа в заведение. Известно, что первое впечатление складывается еще до его посещения, а оно, как известно, самое сильное.
Стоимость вывесок бывает значительной, и, как часто случается, законодательство не дает четких ответов относительно порядка их учета и налогообложения. Споры о том, к какому виду расходов относятся затраты на изготовление тех или иных вывесок (на рекламу или приобретение основных средств), не утихают и по сей день. Рассмотрим положения законодательства, нормативных актов по этому вопросу, арбитражную практику, разъяснения чиновников, порядок бухгалтерского учета и налогообложения вывесок.
Зачем она нужна?
Вывеска служит не только для привлечения посетителей, необходимость ее наличия регламентирована для предприятий общепита Законом РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(1). Так, согласно п. 1 ст. 9 названного закона продавец (исполнитель, изготовитель) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Размещает он указанную информацию на вывеске.
Аналогичное требование содержится и в п. 5.9 ГОСТ Р 50762-95*(2), согласно которому предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах. Кроме того, в зависимости от типа предприятия (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная) и его класса (люкс, высший, первый) вывеска может быть либо световой с элементами оформления, либо обычной. За ее отсутствие грозит штраф: должностному лицу в размере от 500 до 1 000 руб., юридическому - от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ), так как в этом случае нарушаются права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме работы предприятия (Постановление ФАС СКО от 29.08.2007 N Ф08-5441/2007-2070А).
Арбитражная практика свидетельствует, что оштрафовать могут и по другой статье - 14.5 КоАП РФ (Постановление ФАС ПО от 26.07.2007 N А55-19194/06). Она предусматривает более серьезное наказание. За продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин налагается штраф:
- на граждан - от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Все сказанное относится к "обязательным" вывескам. Предприятие на добровольной основе может заказывать вывески для размещения на них дополнительной информации, рекламы своих услуг.
Реклама или нет?
Трудности возникают с тем, какие вывески будут являться рекламными, а какие информационными, так как определение вывески в законодательных и нормативных актах отсутствует.
Рекламой, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ*(3), является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем в законе о рекламе есть пункт, который гласит, что его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5 ст. 1).
Стопроцентной ясности определение рекламы не дает, ведь и наименование организации, указанное на вывеске (п. 1 ст. 9 Закона N 2300-1), тоже направлено на то, чтобы привлечь внимание. Обратимся к Информационному Письму Президиума ВАС РФ*(4), в котором был представлен обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе. Несмотря на то что в 2006 году приняли новый закон о рекламе, своей актуальности письмо не потеряло и по сей день, так как в нем представлены важные выводы относительно того, какие вывески являются рекламными, а какие нет (п. 18). В частности, ВАС РФ отмечает, что:
- указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой;
- наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком, поэтому размещение уличной вывески (таблички) с наименованием как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота;
- назначение информации, установленной п. 1 ст. 9 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", которую обязано довести до сведения потребителя предприятие, состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Под рекламой в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе" понимаются сведения, распространяемые для привлечения внимания, формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Следовательно, они преследуют разные цели и сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске;
- исходя из сказанного, закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации.
Следовательно, если на вывеске обозначены фирменное наименование (наименование) ресторана, адрес, режим работы, то такая вывеска не будет являться рекламной. Вывеска, в которой указаны, например, слова "рыбный ресторан" или контактные телефоны, будет являться рекламной (постановления ФАС ВВО от 22.06.2007 N А11-12907/2006-К2-22/646, ФАС СЗО от 23.04.2007 N А56-20150/2006).
Как мы уже сказали, споры о том, какие вывески являются рекламными, а какие нет, продолжаются и по сей день. Арбитражная практика показывает, что судьи до сих пор не могут определиться с этим вопросом, о чем свидетельствуют противоположные выводы, иногда весьма неожиданные.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 05.04.2007 N А56-4732/2006 судьи пришли к выводу, что информационная вывеска не относится к амортизируемому имуществу, поскольку не поименована в Классификации основных средств*(5). Кроме того, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять группу затрат в том случае, если некоторые затраты с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). Следовательно, не препятствуется учесть затраты на изготовление информационной вывески как рекламоносителя в составе расходов на рекламу на основании п. 4 ст. 264 НК РФ, поскольку к расходам организации на рекламу в числе прочих относятся и расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
Еще в одном случае в силу того, что вывеска не соответствовала всем требованиям (содержала только сведения о категории реализуемых товаров и круглосуточном режиме работы) п. 1 ст. 9 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", ее признали рекламной (Постановление ФАС УО от 18.06.2007 N Ф09-2923/07-С1). Также судьи не отнесли к рекламной вывеску с изображением денежных купюр и монет, висевшую рядом с обозначением товарного знака (Постановление ФАС УО от 04.04.2007 N Ф09-1608/07-С1). Изображение денежных купюр в Постановлении ФАС ДВО от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А59/07-2/649 отнесено к рекламе. В Постановлении ФАС СКО от 07.03.2007 N Ф08-1016/2007-433А вывеску с наименованием юридического лица, размещенную с торца здания, отнесли к рекламной.
Интересен еще один спор (по данным СМИ): Управление рекламы города N в октябре 2007 года выдало предписание ООО "ХХХ" о демонтаже рекламной конструкции "ХХХ круглосуточно". Комиссия УФАС РФ по городу N признала акт, выданный Управлением рекламы мэрии, противоречащим законодательству РФ о рекламе, так как вывеска "ХХХ круглосуточно" не содержит иных сведений, кроме наименования организации и режима ее работы, а значит, не является рекламой. Хотя, если читатели обратили внимание, название организации на вывеске было неполным: отсутствовали буквы, обозначающие организационную форму предприятия, - "ООО".
Разъяснения чиновников также не вносят полной ясности (Письмо Минфина РФ от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213). Амортизационные отчисления по вывескам Минфин считает расходами на рекламу: таким образом, если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ.
Исходя из вышеприведенного, трудно предсказать, как будут вести себя проверяющие в каждом конкретном случае. По мнению автора, можно руководствоваться выводами, содержащимися в Письме Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37, тем более что и судьи при принятии решений часто приводят их в качестве аргументов. Однако письмо не является гарантом того, что впоследствии не придется отстаивать свою позицию в суде.
Учет
В составе основных средств
Для того чтобы принять к бухгалтерскому учету вывеску, предприятию необходимо определить, является ли она основным средством. Согласно ст. 4 ПБУ 6/01*(6) актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- будет использоваться в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
- не предполагается последующая его перепродажа;
- способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
Изготавливая вывеску, предприятие общепита предполагает, что служить она будет долго, и возможно, будет привлекать клиентов в заведение значит, вывеска отвечает всем необходимым условиям для отнесения ее к основному средству. Принимается она к учету по первоначальной стоимости, которой является сумма затрат на ее приобретение, доставку и установку (п. 7, 8 ПБУ 6/01).
В соответствии с Планом счетов *(7) первоначальная стоимость основных средств формируется по дебету счета 08-4 "Приобретение объектов основных средств" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08-4 "Приобретение объектов основных средств".
Вывески стоимостью до 20 000 руб. можно учитывать в составе материально-производственных запасов, при условии если лимит установлен в учетной политике предприятия и за ними организован надлежащий контроль (п. 5 ПБУ 6/01). Их стоимость списывается в момент начала эксплуатации на затраты на производство (расходы на продажу). Стоимость вывесок, которые дороже установленного лимита, погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
В налоговом учете под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (ст. 257 НК РФ). Имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты по имуществу меньше обозначенной суммы включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере передачи его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Обратите внимание: с 1 января 2008 года амортизируемым имуществом будет являться имущество, первоначальная стоимость которого более 20 000 руб.*(8)
Соответственно, если в учетной политике установить одинаковый лимит, свыше которого активы относятся к основным средствам, то можно избежать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Расхождения не будет и в том случае, если установим одинаковый срок полезного использования с учетом классификации основных средств (п. 20 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 258 НК РФ). Для основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 НК РФ).
Начисление амортизации по вывескам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию (п. 21 ПБУ 6/01, ст. 259 НК РФ). Начисляется амортизация одним из выбранных способов, который также необходимо закрепить в учетной политике:
- в бухгалтерском учете: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01);
- в налоговом: линейным и нелинейным методами (п. 1 стр. 259 НК РФ).
Суммы начисленной амортизации в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 8 ПБУ 10/99*(9)), в налоговом относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Начисление амортизации отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами 20, 25, 26, 44.
Применяющие упрощенную систему налогообложения в состав основных средств включают имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств принимаются с момента ввода их в эксплуатацию равными долями в течение налогового периода (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) и отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Пример 1.
3 ноября 2007 г. ресторан "Сатурн" заказал световую вывеску. Ее цена составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. 19 ноября 2007 г. она была установлена и в этот день ресторан оплатил ее стоимость и расходы на установку, которые составили 15 078 руб., в том числе НДС - 2 300 руб. 20 ноября 2007 г. вывеску приняли к учету в составе основных средств. Срок полезного использования вывески установлен 7 лет (84 мес.) Амортизация и в бухгалтерском, и в налоговом учете начисляется линейным способом.
В бухгалтерском учете ресторана "Сатурн" будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
19 ноября 2007 г. | |||
Приобретена световая вывеска | 08-4 | 60 | 100 000 |
Сумма НДС по вывеске | 19-1 | 60 | 18 000 |
Отражена стоимость установки вывески | 08-4 | 60 | 12 778 |
Сумма НДС по установке | 19-1 | 60 | 2 300 |
НДС к возмещению (18 000 + 2 300) руб. | 68-НДС | 19 | 20 300 |
Оплачены вывеска и расходы на ее установку (118 000 + 15 078) руб. |
60 | 51 | 133 078 |
20 ноября 2007 г. | |||
Вывеска учтена в составе основных средств | 01 | 08-4 | 112 778 |
31 декабря 2007 г. | |||
Начислена амортизация за декабрь (112 778 руб. х (1 / 84 мес.) х 100 %) |
26 |
02 |
1 343 |
В составе рекламных расходов
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Установка без разрешения (самовольная) не допускается, и такая вывеска подлежит демонтажу. За нарушение законодательства о рекламе предприятие могут привлечь к административному наказанию по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа:
- гражданам - от 2 000 до 2 500 руб.;
- должностным лицам - от 4 000 до 20 000 руб.;
- юридическим лицам - от 40 000 до 500 000 руб.
Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются при расчете налога на прибыль (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся в том числе и расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. Причем эти расходы принимаются в полном размере и не ограничиваются 1% выручки от реализации. Порядок признания расходов при применении метода начисления регулируется п. 7 ст. 272 НК РФ, в случае применения кассового метода - пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ.
Применяющим упрощенную систему налогообложения стоимость рекламной вывески также можно включить в налоговую базу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 РФ), так как рекламные расходы, согласно п. 2 ст. 346 НК РФ, определяются в соответствии со ст. 264 НК РФ, признаются они после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Пример 2.
Изменим условие примера 1. Предположим, что расходы на световую вывеску отнесены к рекламным.
В бухгалтерском учете ресторана "Сатурн" будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
19 ноября 2007 г. | |||
Приобретена световая вывеска | 10-6 | 60 | 100 000 |
Сумма НДС по вывеске | 19-3 | 60 | 18 000 |
Отражена стоимость установки вывески | 26 | 60 | 12 778 |
Сумма НДС по установке | 19-3 | 60 | 2 300 |
НДС к возмещению (18 000 + 2 300) руб. | 68-НДС | 19-3 | 20 300 |
Оплачены вывеска и расходы на ее установку (118 000 + 15 078) руб. |
60 | 51 | 133 078 |
20 ноября 2007 г. | |||
Признаны расходы на рекламу по переданной в эксплуатацию вывеске |
26 |
10-6 |
100 000 |
Н.В. Лебедева
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(2) "Общественное питание. Классификация предприятий. ГОСТ Р 50762-95", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 198.
*(3) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(4) Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".
*(5) Хотя проверяющие, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", настаивают на включении таких вывесок в состав основных средств как относящихся к пятой группе: электрифицированные рекламные конструкции различных форматов (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
*(6) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(8) Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
*(9) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"