У Вас проверка. Контролирующие организации в РБ.
Виды и способы проверок
В настоящее время очень актуальна внешняя аудиторская проверка предприятий. И если при этом аудитор окажется опытным и грамотным, то он может предоставить реальную помощь вашему предприятию. Он поможет тщательно проверить бухгалтерский учет предприятия и отчетность. Тем самым подготовить вас к финансовым и налоговым проверкам. Но на основании закона аудит могут проводить предприятия, выручка которых без учета НДС превышает 50 млн руб. либо сумма актива баланса превышает 20 млн руб. Кроме этого, обязательной проверке аудита подлежат ОАО, ЗАО. Аудит в современном понимании давно уже вышел за рамки обычных проверок отчетности. Для оказания качественных услуг к работе аудитов подключаются специалисты разных профилей. Это бухгалтера, юристы, методологи, экономисты. А в отдельных случаях аудиторы привлекают к себе в компанию разработчиков программного обеспечения.
При такой проверке опытные бухгалтера и методологи проверят правильность ведения всего бухгалтерского учета.
Юристы со своей стороны проверят правильность соблюдения налогового законодательства, лицензирования и т.д.
Экономистам достанется роль консультантов по вопросам корпоративных финансов, проектного финансирования, бюджетирования, управленческого учета и отчетности.
А роль программистов заключается в разработке программ по автоматизации БУ и процессов управления предприятием.
Имея в своей команде таких специалистов, аудиторы всегда смогут вовремя обратить внимание руководства предприятия на потенциальные риски. При этом они могут предложить пути решения возникших проблем, обосновать перспективы развития предприятия. Они окажут вам консультационные услуги в области бизнес-администрирования.
Почему необходимо привлекать аудиторов, а не собственных работников к проверке, понятно. Ведь им приходится работать в разных сферах деятельности, в результате у них гораздо больше опыта.
Всем крупным предприятиям важно иметь аудиторскую отчетность. Ее наличие является требованием кредитных комитетов банков. И, как правило, чем выше уровень компании аудитов, тем больше появляется шансов на снижение банковских процентов за пользование кредитом. А при таком раскладе, глядишь, за счет снижения кредитов погасишь стоимость услуг аудиторов. И всем при этом хорошо.
А ведь стоимость аудиторской компании велика. И чем выше их ответственность за результаты работы, тем выше цена. Например: аудиторские компании, оказывая предприятиям услуги, часто заносят в договор пункт "об ответственности". Что это означает? Если в результате налоговой проверки обнаружена ошибка, одобренная аудитором, и на нее начислен штраф, то в этом случае ответственность должна ложиться на аудиторов. При этом им устанавливается ответственность за происшедшее. Они должны возместить из полученного гонорара сумму штрафа. Но при этом цена услуг по договору увеличивается.
Однако не все так просто, на практике очень трудно доказать ошибку аудитора и получить с него возмещение. Потому, нанимая аудиторскую компанию, полагайтесь только на их высокие профессиональные качества.
Но аудит все же проводить надо. Такое требование при сдаче годового отчета касается многих компаний. И если аудиторская проверка пройдет ранее отчета, то вы успеете внести изменение в годовую отчетность, а значит, налоговые риски будут снижены.
Любое предприятие может попасть в список под аудиторскую проверку. Для этого ей достаточно лишь превысить лимит по объему выручки за год, который установлен в размере 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда или сумма актива предприятия на конец отчетного года превысила 200 тыс. МРОТ (ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Добавить к этому можно только то, что аудиторскую проверку могут совершить только аудиторские фирмы.
Главному бухгалтеру не помешает напомнить, что затраты, связанные с аудиторской проверкой, можно считать расходами по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в налоговые инспекции не позднее сроков сдачи годового отчета. Данное аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность, и без него она считается не полной. И если по каким-то причинам аудиторы не уложились в срок, налоговую надо об этом уведомить и приложить оправдательные документы (договор о проверке с указанием дат и другие.)
В настоящее время за сдачу годовой отчетности без заключения аудиторов предприятию грозит штраф в сумме 50 руб. за "непредставление в установленный срок документов" (подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Могут еще наказать и руководство фирмы за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП). Размер штрафа составит от 300 до 500 руб.
Сумма штрафа невелика, тем не менее это не освобождает кампании от обязанностей представлять аудиторские заключения.
Давайте разберем примеры аудиторских проверок.
В предприятии в марте 2007 г. прошла аудиторская проверка. Проверка установила факт неправильного оформления первичных документов. Так, в некоторых авансовых отчетах 2006 г. не было подписи подотчетного лица. Данное упущение было исправлено, но уже после произведенной проверки. А можно ли признать данные, неправильно оформленные, как расходы в налоговом учете 2006 г.?
Прежде всего надо отметить то, что на основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами могут признаться только обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. И согласно нормам ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться оправдательными документами. Данные оправдательные документы являются первичными учетными документами, и именно на них осуществляется бухгалтерский учет. Первичные документы должны приниматься к учету строго по унифицированным формам или формам, утвержденным учетной политикой предприятия (ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ). При этом они должны быть оформлены надлежащим образом. Предприятие начисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода. Основанием для начисления являются регистры бухгалтерского учета.
И если была обнаружена ошибка в исчислении налоговой базы прошлого периода, то перерасчет налоговых обязательств должен производится в периоде совершения ошибки.
Исходя из этого расходы, подтвержденные документами и соответствующие требованиям ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ, должны быть учтены в целях налогообложения прибыли в 2006 г., на дату составления документа.
По результатам аудиторской проверки, проведенной в предприятии в июне 2007 г., было выявлено нарушение. Так, предприятие использовало в работе полностью амортизированный, списанный с производства, станок. В налоговом же учете данный объект тоже был списан. Первоначальная стоимость данного станка составляла 47 000 руб.
Может ли здесь что-нибудь насторожить проверяющих?
То, что полностью самортизируемый объект в бухгалтерском учете используется в производстве, не есть нарушение. Поскольку 100%-ное начисление амортизации по объекту никак не является основанием для списания такого объекта с бухгалтерского учета. Основанием для списания является его выбытие или неиспользование в производственной деятельности. Но поскольку бухгалтер списал данный объект и с бухгалтерского, и налогового учета, то данный объект нельзя использовать в производстве.
Но данный станок нельзя снять с производства, на основании того, что производство стоять не может, а заменить его пока нечем. Да и работает он исправно. Будем считать, что списание произошло по ошибке бухгалтера, и это положение надо поправить.
Исправить данную ошибку необходимо на дату выявления ошибки (абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н).
При этом делаются следующие проводки:
Дебет счета 01 " Основные средства",
Кредит счета 02 "Амортизация основных средств".
Данная проводка делается в сумме, равной первоначальной стоимости основного средства, т.е. по нашему примеру 47 000 руб.
В налоговом учете списание объекта тоже повлекло за собой нарушение. Поскольку при этом была искажена налоговая база по налогу на прибыль (абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ).
В ходе аудиторской проверки предприятия выявлено следующее нарушение.
Предприятие постоянно за наличные денежные средства закупает для производственных нужд запасные части. Так, в марте 2007 г. их было закуплено на 24 000 руб. с учетом НДС (3660 руб.). Запчасти были закуплены в частном предприятии, которое вскоре закрылось. Наше предприятие осуществляет два вида деятельности, один из которых облагается ЕНВД. В связи с этим предприятие в долевом участии распределило стоимость НДС с приобретенного товара. Так, 1660 руб. предприятие предъявило к вычету, а 2000 руб. было включено в стоимость полученного товара. Аудиторская проверка прошла в июне 2007 г.
Проверяющие, проверяя все первичные документы, обнаружили, что выписанный на этот товар счет-фактура был оформлен ненадлежащим образом. В нем не был проставлен ИНН продавца и не указан был адрес. Поскольку ЧП уже не существовало, подтвердить и исправить счет-фактуру нельзя.
Вот как это надо отразить в бухгалтерском учете. Принять к учету данные материалы надо так.
Дебет счетов 10-05 "Запасные части", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (ПБУ 5/01).
На основании п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ, НДС, предъявленный покупателю, деятельность которого осуществляется по двум видам деятельности, принимается к вычету или учитывается в стоимости пропорционально используемых в производстве материалов. При этом материалы пропорционально делятся на подлежащие и на неподлежащие налогообложению.
По условиям нашего примера, предприятие именно так и распределило НДС, и 1660 руб. предъявило к вычету, а 2000 руб. включило в стоимость приобретенных запасных частей.
НДС к вычету отражается проводками:
Дебет счета 68-1 "Расчеты по НДС",
Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Возмещение НДС производится на основании предъявленного счета-фактуры (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Однако предъявленные счета-фактуры, оформленные ненадлежащим образом, не могут служить основанием для вычета НДС из бюджета (п.п. 2, 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ). И на основании подп. 2 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура должен содержать адрес и ИНН продавца. В данном случае именно это условие не выполнено. Поэтому сумма НДС, принятая к вычету предприятием в марте 2007 г., должна быть восстановлена. Ее необходимо вернуть в бюджет на основании невыполнения условия п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ.
При этом в учете можно сделать обратную проводку:
Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит счета 68-1 "Расчеты по НДС".
Эта стоимость должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99), следовательно, ее надо отразить:
Дебет счета 91-2 "Прочие расходы",
Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Сумма восстановленного НДС (внереализационного расхода), на основании п. 1 ст. 170 Налогового кодекса РФ, не может учитываться в расходах при исчислении налога на прибыль. А потому в предприятии возникает постоянная разница и соответственно постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02, п.п. 4, 7).
Постоянное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете на дебете счета 99-4 "Отложенные налоговые обязательства" а по кредиту - на счете счетом 68-2 "Налог на прибыль".
Что касается суммы НДС, включенной в стоимость товара, по виду деятельности применяющего ЕНВД, то восстановление части НДС производить не надо. Ведь подтвердить получение материала можно и другими документами, в которых НДС выделен отдельной строкой.
А как указано в Письме МНС России от 29.07.2004 г. N 03-1-08/1695/15 О праве налогоплательщика на вычет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), распределенным до момента получения счетов-фактур и их оплаты, доля НДС, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг) и приходящегося на необлагаемые операции, подлежит включению в стоимость товаров (работ, услуг) именно в момент принятия к учету товаров (работ, услуг), используемых для необлагаемых НДС операций. Осуществляется это на основании первичных документов, при этом независимо от факта оплаты суммы налога.
Исходя из условий нашего примера бухгалтерские проводки должны выглядеть следующим образом.
Содержание операций | Дебет счета | Кредит счета | Сумма, руб. | Первичный документ |
Март 2007 г. | ||||
Отражено в учете приобретение запас- ных частей для производства |
10-05 | 60 | 20 340 (24 000 - 3 660) |
Отгрузочные документы продавца |
Отражен НДС по приобретенным запас- ным частям |
19 | 60 | 3 660 | Счет-фактура |
Часть НДС, предъявленного продавцом, включена в себестоимость запасных частей |
10-05 | 19 | 2 000 | Счет-фактура, Бухгалтер- ская справка-расчет |
Часть НДС, предъявленного продавцом, принята к вычету из бюджета |
68-1 | 19 | 1 660 | Счет-фактура, Выписка банка по расчетному сче- ту, Бухгалтерская справ- ка-расчет |
Июнь 2007 г. | ||||
Восстановлен НДС в сумме, принятой ошибочно к вычету по счету-фактуре, оформленному ненадлежащим образом |
19 | 68-1 | 1 660 | Бухгалтерская справка |
Восстановленная сумма НДС учтена в составе внереализационных расходов |
91-2 | 19 | 1 660 | Бухгалтерская справка |
Отражено постоянное налоговое обяза- тельство (1660 х 24%) |
99-4 | 68-2 | 398 | Бухгалтерская справка- расчет |
Следующий вид проверок предприятий - это налоговые. Чаще всего именно их вы боитесь больше всего. Конечно же, здесь все связано с законами, которые надо соблюдать и их требования выполнять. Хорошо, знаете законы, дружите с ними, соблюдаете их, спите спокойно, налоговая проверка вас не напугает. Новая редакция ст. 87 Налогового кодекса РФ делит налоговые проверки только на два вида: камеральные и выездные. На этом основании, казалось бы, с 1 января 2007 г. отменены встречные проверки. На самом деле встречная проверка заменена понятием "истребование документов". С этого года в первую часть Налогового кодекса РФ ФЗ N 137-ФЗ внесено много поправок. Так, законом изменен порядок проведения налоговых проверок, изменились и сроки их проведения.
Остановимся на камеральной проверке. Проверка осуществляется налоговыми инспекторами на основании поданных вами документов и отчетности. Теперь такая проверка может продолжаться три месяца, со дня представления декларации и документов, которые должны прилагаться к ней в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
И если в ходе проверки необходимо будет представить дополнительные документы, срок от этого не увеличится. Ровно через три месяца после подачи декларации можно рассчитывать на получение акта камеральной проверки.
В законе оговорено и следующее. Если в ходе проверки инспекторами будут обнаружены несоответствия сведений, поданных предприятием, со сведениями, имеющимися у налоговиков, то они обязаны предприятию предложить дать письменное пояснение таких расхождений.
Что касается представления дополнительных документов, то предприятие может самостоятельно решить, какие документы подавать. При этом документы, оговоренные законом, предприятия должны представить в полном объеме. К таким относятся: документы, подтверждающие право предприятий на применение налоговых льгот, документы, подтверждающие применение налоговых вычетов НДС, документы, касающиеся исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
По окончании камеральной проверки инспектора обязаны предприятию выдать акт с указанием в нем выявленных нарушений. Предприятие вправе высказать налоговой инспекции свои возражения.
Другой вид налоговой проверки - это выездная. Данная проверка, как правило, производится в предприятии. Однако она может производиться в самой налоговой инспекции, если при этом у предприятия нет возможности представить место для проверки. Такие проверки актуальны для мелких предприятий. В этих случаях предприятие должно все необходимые документы представить в налоговые органы.
При такой проверке главное - правильно определить дату проверки, именно она вызывает много споров. Ведь датой начала проверки можно считать дату вынесения решения о ее назначении или дату фактического начала контрольных мероприятий. Почему это так важно? А потому, что проверить налоговики могут только три года, предшествующие году проверки.
Предприятия часто получают решения о назначении проверки в декабре текущего года, а контрольные мероприятия начинаются только в следующем году. Что получается в таком случае? Такой подход позволяет налоговикам, назначив проверку, например, в конце 2006 г., проверить период 2003-2005 гг., в то время как проводить контрольные мероприятия за 2003 г., если бы проверка была назначена в начале 2007 г., было бы уже нельзя.
В настоящее время закон утвердил дату начала проверки. Теперь это дата вынесения решения о ее проведении.
Теперь согласно Закону срок выездной проверки исчисляется независимо от времени нахождения проверяющих на территории предприятия. Он составляет два месяца, но может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев. Но новое при этом то, что теперь в срок проведения выездной проверки не включается период исполнения налогоплательщиками требований о представлении документов.
Бывают еще и повторные проверки. До 2006 г. такие проверки проводились в случаях реорганизации или ликвидации предприятия. Они также могли проводиться вышестоящим налоговым органом и служили контролем за деятельностью своего нижестоящего органа.
С новой редакцией Налогового кодекса РФ появилось еще одно основание повторной проверки.
И этому можете вы сами поспособствовать. Например, вы сдаете в налоговую инспекцию уточненные декларации. В них вы уменьшаете сумму уплаты в бюджет. Налоговики могут в этом случае принять решение о повторной проверке вашего предприятия.
Так что будьте внимательны при составлении деклараций, если хотите избежать лишних встреч с налоговиками.
При этом помните, выездные проверки могут быть не более двух раз в году, а вот на повторные это ограничение не распространяется.
Если повторная проверка обнаружит невыявленные при первоначальной проверке нарушения, вам ничего не грозит. Налоговые санкции к вам не применят.
По требованию налоговой вы должны предоставить им необходимые документы.
Документы должны быть отксерокопированы, заверены подписью и печатью предприятия.
Нотариально никакие документы заверять не надо. Документы вы должны представить в течение десяти дней. И если вы не уложитесь в этот срок, у вас на это должны быть объективные причины, которые вы представите налоговикам. Представить письменно с указанием причин их вы должны в день, следующий за днем получения требования о представлении документов. На основании чего налоговики в течение двух дней примут решение и, возможно, продлят вам срок. Наверняка они примут во внимание большой объем, территориальную удаленность мест хранения документов и т.п.
Многие предприятия не раз сталкивались с тем, что налоговые органы истребуют документы, которые им уже представлялись для проведении камеральных или выездных проверок. Скоро такая ситуация поправится, и согласно п. 5 ст. 93 Налогового кодекса РФ, который вступит в силу 1 января 2010 г., налоговые органы такого права будут лишены. Исключением будут случаи, когда документы представлялись в виде подлинников и были возращены налогоплательщикам, а также когда представленные документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Если же вы не предъявите документы по требованию налоговых инспекций, они могут у вас их просто изъять.
И при камеральной, и при выездной проверке налоговиками составляется акт. Он составляется в течение 10 рабочих дней после ее окончания (ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Вы же можете с момента получения акта в течение 15 рабочих дней подать свои возражения.
Если по акту проверок налоговикам надо с вас взыскать штрафы и налоги, будьте внимательны. Сейчас для этого порядок другой.
С начала этого года утратила силу ст. 103.1 Налогового кодекса РФ. Эта статья предусматривала внесудебный порядок взыскания штрафа.
А если налоговики захотят с вас принудительно взыскать налог, на это у них теперь только шесть месяцев. Такой срок установлен Законом, ст. 46 Налогового кодекса РФ. Правда, там есть оговорка, что суд может продлить срок обращения в суд налоговых органов для взыскания налогов и штрафов. Но на это у них должны быть уважительные причины.
Пример.
В предприятии прошла налоговая проверка, в ходе которой был установлен факт неприменения предприятием контрольно-кассовой техники (ККТ). Этот факт произошел при получении наличных денежных средств в качестве авансовых платежей за предстоящие услуги. Налоговики оштрафовали предприятие на 40 000 руб. Данный размер штрафа предприятием был уплачен в добровольном порядке.
Главный бухгалтер предприятия должен это отразить в бухгалтерском и налоговом учете следующим образом.
Начнем с того, что за неприменение ККТ при получении авансовых платежей в счет предстоящей поставки товара предприятие привлекается к административной ответственности. Такая ответственность предусмотрена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так как Федеральный закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт" не освобождает предприятия от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров до их предоставления покупателю.
Сумма наложенного на предприятие административного штрафа отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", на отдельном субсчете, а по кредиту - счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (План счетов).
Данная сумма штрафа отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) по свободной строке перед показателем "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода".
Таким образом, сумма административного штрафа не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого предприятие исчисляет условный расход или доход по налогу на прибыль. Это делается в соответствии с п. 20 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Но сумма штрафа формирует показатель строки 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Бухгалтерского баланса (форма N 1).
А расходы в виде штрафов, взимаемые государственными должностными лицами, не учитываются в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ).
Рассмотрим пример, когда предприятие не согласно с решением выездной налоговой проверки.
Пример
В предприятии прошла выездная налоговая проверка. На основании ее в мае 2007 г. предприятию был предоставлен акт. Данный акт содержал в себе определенные нарушения. Предприятие с решением налоговых органов не согласилось. В этом же месяце предприятие подало заявление в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки. Но суд остался на стороне налоговиков, о чем он и уведомил предприятие в июле 2007 г. Но предприятие при подаче заявления в суд заплатило государственную пошлину в сумме 2000 руб. Как же эти понесенные расходы надо правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете?
Государственная пошлина при подаче искового заявления в арбитражный суд оплачивается предприятием на основании абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ. Госпошлина считается внереализационным расходом предприятия (ПБУ 10/99 п. 2, 12). Сумма расхода признается на момент ее уплаты (п. 16 ПБУ 10/99).
При этом в бухгалтерском учете делаются записи:
Дебет 91-2 "Прочие расходы",
Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".
По условиям нашего примера, суд не удовлетворил иск предприятия и признал решение налогового органа правомерным. В этом случае уплаченная государственная пошлина не подлежит ни возврату, ни возмещению.
В налоговом учете эта сумма может быть учтена в составе прочих расходов, связанных с производством (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Она может также учитываться и в составе внереализационных расходов (подп. 10 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). При этом датой признания расходов будет являться дата вынесения решения по исковому заявлению предприятия (подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ). И, несмотря на то, что арбитражный суд не удовлетворил поданный иск предприятия, корректировка расходов на сумму ранее учтенной в целях налогообложения прибыли государственной пошлины производиться не будет.
По результатам налоговой выездной проверки предприятию необходимо доначислить и заплатить налог на прибыль и пени за 2006 г. Это произошло за счет отражения в себестоимости сверхнормативных расходов, к примеру представительских. Требование об уплате предъявлено налоговым органом в марте 2007 г. Как это правильно сделать?
Налоговые органы правы, не приняв в расходы сверхнормативные представительские расходы. Их действие основано на ст. 270 Налогового кодекса РФ. Ведь за счет этого занижается налоговая база по налогу на прибыль, а следовательно, и сам налог, подлежащий уплате в бюджет.
На основании п.п. 2, 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ суммы налога на прибыль и пени, начисленные за нарушение налогового законодательства, в составе расходов при исчислении налога на прибыль не учитываются. А раз это так, то и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 год в налоговые органы представлять не надо (абз. 4 подп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 07.02.2006 г. N 24н).
А доначисления налога на прибыль и пени необходимо сделать в бухгалтерском учете марта 2007 г. Это делается на основания требования об уплате налога и пени.
При этом, согласно разъяснениям Минфина России, сумма доплаты налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок в предыдущих налоговых периодах не влияет на текущий налог на прибыль отчетного (налогового) периода (Письмо от 10.12.2004 г. N 07-05-14/328 "О дополнительных доходах и расходах, выявленных организацией после утверждения бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год").
Следовательно, предприятие может отразить сумму доначисленного налога на прибыль и сумму пени по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" на определенном субсчете и по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Данные суммы не учитываются при определении бухгалтерской прибыли или убытка, исходя из величины которой исчисляется условный расход (условный доход) по налогу на прибыль, на основании ПБУ 18/02. А значит, эти суммы не формируют сумму текущего налога на прибыль в 2007 г.
При составлении бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 г. доначисленные суммы учитываются при формировании показателя строки 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" формы N 1 "Бухгалтерский баланс".
Заполняя форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках", доначисленные суммы отражаются по свободной строке после показателя "Текущий налог на прибыль".
Учетные записи при этом такие.
Содержание операций | Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
Доначислен и отражен налог на прибыль по результатам выездной налоговой проверки |
99 | 68 | 37 000 |
Сумма пени, доначисленная по результатам проверки, отражена в учете |
99 | 68 | 345 |
Погашена образовавшаяся задолженность перед бюджетом | 68 | 51 | 37 345 |
Так уж случилось, но в последнее время законодательные органы все больше и больше уделяют внимание сфере налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков. При этом они преследуют фискальные интересы.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" свидетельствует об этом.
Для того чтобы налоговые проверки были качественными, Федеральная налоговая служба не перестает издавать внутренние регламенты, методички, рекомендации. И другие подобные документы. Тем самым они пытаются координировать действия своих сотрудников, учат их, как, где искать ошибки, нарушения. Они издали методическую рекомендацию по проверке декларации по налогу на прибыль. И это не случайно, налог на прибыль был и остается одним из самых сложных налогов. Да и составление ее очень трудоемкое, есть за что зацепиться.
Давайте немного остановимся на ее заполнении, это поможет вам защититься при налоговой проверке.
Сразу нужно сказать, налоговики налог на прибыль проверяют двумя этапами. Но это совсем не обязательно, они могут ограничиться и одним этапом, а кому больше повезет, то будет и второй этап. Он уже будет состоять из глубоких проверок вашей поданной декларации.
Первый этап проверки включает в себя проверку показателей декларации по налогу на прибыль. При этом проверяется их соответствие нормам законодательства.
Главным принципом проведения такой проверки является сопоставление данных бухгалтерской и налоговой отчетности. На основании ст. 88 Налогового кодекса РФ инспектора могут от вас потребовать различных пояснений и в части полученных доходов, и в части затрат и других операций. Главное, чтобы эти документы имели отношение к проверяемой декларации. Правда, пояснений инспектора могут от вас потребовать в случаях расхождения отчетностей.
Но в обязательном порядке инспектор попросит разъяснить, как рассчитаны те или иные суммы, когда вы заявляете о своих льготах, применяете заниженные ставки, отражаете убытки от финансовой деятельности предприятия. Кроме того, в вашей декларации отражается использование средств целевого финансирования.
И, конечно же, инспектора потребуют от вас объяснения в случаях, когда в бухгалтерском учете финансовый результат положительный, а в декларации показан убыток. Простите, но такой факт любого заинтересует.
Еще обратите внимание на то, что первичные документы инспектор вправе истребовать от налогоплательщика только при наличии оснований предполагать занижение налоговой базы по налогу на прибыль.
Проверка показателей на выполнение контрольных соотношений осуществляется в отделе, ответственном за ввод налоговой отчетности. При этом специальная программа проверяет взаимосвязь показателей, строк, граф. Кроме того, проверяются арифметические ошибки. При этом выдается протокол. Затем протокол попадает в отдел камеральных проверок.
При проверке правомерности применения предприятием льгот по налогу на прибыль налоговики обращают свое внимание на следующие моменты.
Так, начиная с 1 января 2006 г. малые предприятия не могут воспользоваться льготами, предусмотренными п. 4 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий" N 2116-1 (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23, 26 июня, 30 ноября, 27, 31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999 г., 5 августа 2000 г., 9 мая, 6 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 8 декабря 2003 г.). Так как к этому времени истек установленный четырехлетний срок, в течение которого они могли быть применены. По прибыли, полученной от вновь созданного до 01.01.2002 г. предприятия, установленные абз. 27 п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы не могли быть заявлены с 2005 г. в связи с истечением трехлетнего суммарного срока использования льготы.
На этом основании начиная с 01.01.2006 г. и по сегодняшний день налогоплательщики вправе отразить по строке 090 листа 02 декларации по налогу на прибыль только суммы льгот, предусмотренные абз. 10 и 14 п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1.
Производя проверку правомерности учета в налоговой базе убытков предыдущих налоговых периодов, налоговики обращают свое внимание на такой факт. Сумма убытка, полученная после 01.01.2002 г. (строка 030 Приложения N 4 к листу 02), должна включаться в убытки, исчисленные в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. При этом сумма убытков разбивается по годам их образования (строки 040-130 Приложения N 4 к листу 02). Она включает в себя еще и убытки от реализации компенсационной продукции, полученные налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим, который установлен гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" Налогового кодекса РФ (данные строки 260 Приложения N 3 к листу 02 декларации за предшествующий налоговый период).
На основании п. 2 ст. 283 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее. При этом срок может быть до десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом в 2007 г. совокупная сумма переносимого убытка ни в каком налоговом периоде не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 Налогового кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона N 58-ФЗ). Такое ограничение распространяется на все предприятия.
Предприятия, имеющие обособленные подразделения, будьте готовы к тому, что инспектора проверят правильность определения налоговой базы отдельно по каждому подразделению.
Особое внимание инспектора уделяют правильности распределения ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль на следующий квартал (Данные отражаются по стр. 120 Приложения N 5, лист 02). Это имеет место, когда предприятие уплачивает авансовые платежи как по месту головного предприятия, так и по местам обособленных подразделений. Их заинтересует, каким образом вы распределили сумму авансовых платежей между подразделениями.
Во избежание таких трений заранее пусть бухгалтер сделает и приложит расчет авансовых платежей по каждому обособленному подразделению. И еще прикладывайте к декларациям копии документов, подтверждающие уплату налога. Это облегчит вашу участь при проверке, поможет сэкономить ваше драгоценное время.
При этом учтите, если у вас несколько таких подразделений, но они находятся на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из них может и не производиться (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ).
Инспектора обязательно проверят у вас обоснованность неначисления сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на следующий квартал (по отношению к которому проверяется декларация по налогу на прибыль) по строкам 290-310 листа 02 декларации.
При этом они проверяют за предыдущие четыре квартала ваши доходы.
Ст. 249 Налогового кодекса РФ разрешает предприятиям, имеющим выручку в течение четырех кварталов в среднем менее 3 миллионов руб., уплачивать только квартальные платежи по итогам отчетного периода.
Чтобы избежать таких проверок, приложите к декларации расчет средней выручки, не превышающей 3 млн. руб.
И не забудьте учесть еще один факт: ведь авансовые платежи на предстоящий квартал основываются на полученной прибыли предыдущего периода. И если у вас будут расхождения, вы обязаны подать уточненные декларации по каждому налоговому периоду отдельно (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ).
Проверка убытков от реализации амортизируемого имущества может коснуться вас в том случае, если вы реализуете в отчетном периоде амортизируемое имущество. Данные отражаются по строке 060 Приложения N 3 к листу 02.
Ведь в результате такой реализации уменьшается остаточная стоимость основных средств.
И если инспектор обнаружит расхождения бухгалтерского учета с налоговым, он потребует от вас объяснения. Ведь может же быть такое: вы реализовали имущество, но при этом остаточная стоимость не уменьшилась. Это может произойти за счет замены реализуемого имущества на новое. Вот и опишите все это в своем пояснении налоговикам.
А вот как они проверяют убытки от реализации прав требований.
Все делается на основании ст. 279 Налогового кодекса РФ. Так, при уступке предприятием-продавцом товара, работающим по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара признается убытком налогоплательщика.
Но вот что важно: размер убытка не может превышать суммы процентов, которую предприятие уплатило бы с учетом требований ст. 269 Налогового кодекса РФ по долговому обязательству. Согласно этой статье она равна доходу от уступки права требования за период от даты уступки до даты платежа. Это все предусмотрено договором на реализацию товаров. В целях налогообложения убыток принимается в следующем порядке (ст. 279 Налогового кодекса РФ):
1) 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
2) 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования. И если вы в декларации показываете уменьшение налоговой базы на сумму таких убытков (стр. 100, 120, 140, 150 Приложения N 3 к листу 02), приложите к декларации пояснения, где укажите дату уступки права требования и дату исчисления 45-дневного срока. Приложите также и сам расчет убытков, признанный в налоговом учете. При этом помните, лимит убытка от уступки права требования может быть равен среднему проценту по долговым обязательствам, полученным на сопоставимых условиях. А при их отсутствии в соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ предел процентов по рублевым обязательствам равен ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (Указание ЦБ РФ от 23.06.2006 г. N 1696-У с 26 июня 2006).
Проверят налоговики и расходы на капитальные вложения.
А потому помните, рассчитывая налоговую базу за налоговый период, вы можете учесть расходы на капитальные вложения. Но при этом они не могут превышать 10% первоначальной стоимости основных средств. Это правило не относится к полученным ОС безвозмездно и расходам, понесенным в случаях достройки, модернизации, частичной ликвидации ОС (п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Для этого инспектора проведут сравнительный анализ показателей стоимости ОС на начало и конец отчетного периода. И если стоимость не изменилась, они потребуют от вас объяснения.
Сделайте заранее пояснительную записку и приложите ее к декларации. Укажите в ней причину несоответствия.
На этом этап первой проверки наверняка закончится.
Второй этап выездной налоговой проверки, как уже отмечалось выше, происходит очень редко. Но не остановиться на нем нельзя. Ведь все в жизни может случиться, а вдруг и вашего предприятия коснется такая участь? Бояться нечего, просто надо быть подготовленными.
Для того чтобы второй этап проверки состоялся, инспектора должны произвести экономический анализ показателей у себя, на месте.
Ведь целью второго этапа является сопоставление показателей, влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельности предприятия, а значит, и на налоговую базу налога на прибыль за продолжительный налоговый период, к примеру, несколько лет. Одним словом, это экономический анализ. Как правило, инспектора исследуют, анализируют последние три отчетные года.
По результатам такого анализа предприятиям не предписывают штрафы, однако, используя его данные, налоговики определяют для себя предприятия и делают там выездные налоговые проверки. Конечно же, это коснется в большинстве случаев крупнейших предприятий. По таким предприятиям инспектора будут ежеквартально проводить анализ. И в первую очередь попадут предприятия, чьи налоговые платежи превышают 60% всех поступлений инспекции.
Такая же участь может ожидать и предприятия, у которых проверка отчетности в предыдущих периодах выявила нарушения в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Прошлая проверка давала налоговикам основания предполагать занижение суммы налога или авансовых платежей. Кроме того, во время проверки имелись случаи расхождений данных налоговой и бухгалтерской отчетности.
Во всех других случаях экономический анализ производится по налоговым декларациям налога на прибыль по итогам года.
Ну и, конечно же, интерес налоговиков падет на ту предпринимательскую деятельность, которая представляет в инспекцию отчетность с минимальными суммами налога на прибыль, а то и с убытками.
Если в ходе проведения экономического анализа инспектора найдут значительные отклонения, касающиеся налога на прибыль, то они должны будут выяснить их причины, определить перечень вопросов для выездной проверки. Они передадут свой материал в отдел выездных проверок, те его рассмотрят и включат такое предприятие в план по выездным проверкам.
Как они проводят анализ? Они так же сопоставляют отчетности: бухгалтерскую и налоговую.
Только в отличие от первого этапа данные анализируются за три года.
Для этого анализируются декларации по налогу на прибыль и формы бухгалтерской отчетности:
1) формы N 3 - отчет об изменениях капитала;
2) формы N 4 - отчет о движении денежных средств;
3) формы N 5 - Приложение к бухгалтерскому балансу;
4) формы N 6 - отчет о целевом использовании полученных средств.
Налоговики еще производят анализ, используя данные внутренних источников.
Цель такого экономического анализа заключается в сопоставлении сумм разных налогов. При этом анализируются суммы к уплате и исчисленные предприятиями в зависимости от показателей их деятельности.
При этом используются только данные, имеющиеся в инспекциях. Инспектор находит в них доходные и расходные части и делает выводы о возможных уровнях налогов, которые предприятие должно исчислить и уплатить.
Это можно отследить на примере.
Сдавая налог на прибыль, предприятие показывает значительную долю в расходах на оплату труда, чего раньше не наблюдалось. Чего ждать от этого налоговикам? Это, конечно же, увеличит суммы ЕСН и НДФЛ. А если этого не происходит, что тогда?
Налоговики расценят это как искажение информации.
Другой пример. Вы сдаете декларацию по НДС, и выручка от реализации у вас по сравнению с прошлым годом возросла почти на 40%. Налоговики радуются, будет увеличение налога на прибыль, ведь верно? А если нет, то тогда выходит что расходы возросли? Тут встает другой вопрос, почему? Вот так на легких примерах налоговики могут провести экономический анализ, используя данные вашей же отчетности и поданных вами же деклараций.
При этом они обращают внимание на взаимоувязку налоговых баз по разным налогам.
Ну и, конечно же, инспектора могут провести анализ, основываясь при этом на данных внешних источников. Чаще всего это делается при анализе налога на прибыль.
Ведь как можно проверить резкое увеличение материальных затрат в предприятии при снижении показателя выручки от продажи?
Информацию можно получить из различных специализированных источников.
Например, налоговикам необходимо получить сведения о движении денежных средств по счетам предприятия. Такую информацию они получат от финансово-кредитных организаций или банков.
А если им нужна информация об имеющихся на предприятии транспортных средствах, то им поможет транспортная инспекция, ГИБДД.
Информацию о производстве продукции (работ, услуг) в количественном выражении и уровне затрат можно получить от органов Госстатистики.
Ну а если их заинтересует имущество, сданное вами в аренду, на помощь придет Комитет по управлению имуществом. Этот список можно продолжать, источников информации достаточно.
А кроме того, информация зачастую появляется в результате встречных проверок контрагентов предприятия, в том числе и поставщиков.
И, конечно же, налоговики пытаются всегда на основе экономического анализа найти в предприятиях неучтенные доходы. Это они могут сделать разными способами.
Для этого ФНС России предлагает инспекторам найти аналогичное предприятие с предполагаемым аналогичным оборотом и выявить при этом неучтенные доходы.
Определить по двум таким предприятиям рентабельность, среднюю зарплату и исходя из этих данных посчитать налог на прибыль, при этом исходя от обратного, произведенных расходов. Хотя такой анализ малоэффективен, он может послужить основанием для выездной проверки.
И все же, если по итогам проверки обнаружены правонарушения, чего ждать?
Пример.
В предприятии прошла камеральная налоговая проверка декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2007 г. В результате обнаружены нарушения налогового законодательства.
С 1 января 2007 г. внесены изменения в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ, ст. 88 и 100 Налогового кодекса РФ, изложены в новой редакции (ФЗ от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").
И на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, то об этом сообщают и предъявляют требование о представлении в течение пяти дней всех необходимых пояснений. Они могут предъявить вам решение и о внесении соответствующих исправлений в установленный срок.
После того как вы представите свои пояснения, инспектор, проводящий проверку, рассмотрит их. И если после рассмотренных пояснений налоговый орган все же установит факт налогового правонарушения, должностное лицо обязано составить акт проверки в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ. Данный акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной проверки. Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка под расписку, или вы его можете получить заказным письмом (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Вы можете не согласиться с фактами, изложенными в акте, и в течение 15 дней со дня его получения представить свои письменные возражения в налоговый орган (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Ваше предприятие посетил ОБЭП - отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Ваше предприятие уже неоднократно проверяли. Проверяли на соответствие его деятельности законодательству, при этом многие. Но ведь это же могут проверить и государственный ОБЭП.
ОБЭПы действуют на основании закона N 1026-1 "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта 2007 г.).
На основании этого закона ОБЭП имеет право произвести на предприятии осмотр всех помещений, всех мест хранения имущества. У него есть право изучать документы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при этом ОБЭП может потребовать от вас их копии. Могут на полном основании потребовать от вас все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления. При этом могут настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия. У ОБЭП достаточно полномочий, чтобы узнать о предприятии все. Для этого необходим только повод для проверки. Основными поводами могут быть следующие.
Вы по роду своей деятельности имеете много партнеров по бизнесу. У вас в предприятии все хорошо, а вот один из ваших партнеров нарушил закон и попал в ОБЭП. Тем самым у них возникает подозрение и по поводу деятельности вашего предприятия, ведь вы же работали с недобросовестным партнером. От такой опасности не застрахован никто, ее очень трудно предугадать. Но такая ситуация называется - сомнительные партнеры.
Ваше предприятие может попасть под такую проверку заодно с другими родственными по виду деятельности предприятиями.
Ну и, конечно же, источником проверки ОБЭП служат наши любимые жалобы. Куда уж без них.
А на них очень даже хорошо реагирует ОБЭП. Ведь сами ищут повод, а тут им помогают.
Кроме всего прочего, ОБЭП может проводить оперативно-розыскные мероприятия. Целью этого является сбор сведений о потенциальном нарушителе. При этом они могут запросить информацию о счетах предприятия в банке. Их можно даже уличить в прослушивании телефонных разговоров. Результатом таких проверок может стать возбуждение уголовного дела на основании п. 3. ч. 1. ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса. ОБЭП по своему решению могут передать материал по проверке в налоговые органы, а те вас, в случае нарушения законодательства, привлекут к определенной ответственности. Но проверка может пройти и без наказания. Но каким бы ни было их решение, они обязаны вам в течение трех суток со дня окончания проверки сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
В последнее время, благодаря действиям руководства МВД, прокуратуры и законодателей риск невиновного предприятия пострадать от визитов ОБЭП стал значительно ниже. Так, появились жесткие регламентирующие документы, которые не позволяют проверяющим парализовать деятельность предприятия без веских оснований. Например, оперативники не имеют права без постановления суда опечатывать склады и прочие служебные помещения предприятия. Если же они все-таки сделали это, не дождавшись решения арбитров, руководство предприятия может сломать печать и будет право.
Застраховать компанию от проверок оперативников на сто процентов невозможно. Однако предприятие может обезопасить себя от неприятных последствий таких визитов, прибегнув к помощи специализированных юридических компаний.
В заключение хочется отметить: чем прозрачнее в организации ведутся дела, чем бережнее руководство относится к репутации своего бизнеса, тем у предприятия меньше шансов увидеть на своей территории незваных гостей.
В ходе своей деятельности главным бухгалтерам приходится встречаться и с Федеральной инспекцией труда. И нет такого предприятия, кто не боится с ними встречи. Такие трудовые проверки бывают плановыми, внеплановыми, а бывают и по жалобам сотрудников предприятия. Именно проверки по жалобам очень актуальны в настоящее время. Работники подают жалобы на своего работодателя. Причин много, и они разные, например, работника не устраивают условия труда, оплата труда, разработанная система стимулирования труда и т.д. Часто жалуются уволенные по инициативе руководителя. Они не согласны с принятым решением их увольнения с предприятия.
Такие проверки принято считать конфликтными. Такие проверки могут проводится длительное время, а вы при этом можете и не узнать имя подавшего на вас жалобу.
В ходе проверки инспектор может у вас запросить необходимые ему для проверки документы. Они обязательно проверят трудовые договора. Поэтому будьте внимательны и четко прописывайте в них должностные обязанности сотрудников предприятия. А если это в трудовом договоре сделать нельзя, то составляйте должностные инструкции.
Поскольку чаще всего сотрудники жалуются на заработную плату и систему премирования, то в предприятии обязательно должно быть разработано положение об оплате труда. Оно должно в себя включать минимальную зарплату, порядок и сроки выплаты, даже место выплаты должно быть оговорено. Разрабатывая положение о премировании, постарайтесь более конкретно формулировать условия премирования и показатели, понижающие, повышающие размер премии.
В настоящее время очень распространено премирование по коэффициенту трудового участия (КТУ). Контролируйте, чтобы премия распределялась советом бригады, чтобы это было закреплено протоколом и подписями.
А если руководитель примет решение и премирует только часть своих сотрудников, то на это должен быть оправдательный документ. В нем четко должно быть сформулировано, за что производится премия, определен источник премирования и приложен пофамильный список.
Все эти вопросы обязательно коснутся главного бухгалтера.
Если инспектор найдет нарушение в условиях труда, то предприятию грозит административный штраф. Если инспектор не найдет виновного, то он может приостановить деятельность предприятия до 90 суток либо оштрафовать одного из руководителей до пяти тысяч рублей.
Но такая проверка может привести предприятие и к уголовной ответственности. Это будет в случае нарушения правил охраны труда. И все будет зависеть от тяжести последствий. Предприятие могут оштрафовать на сумму до 200 тыс. руб. либо лишить свободы руководителя сроком до трех лет (ст. 143 Уголовного кодекса РФ).
Исходя из изложенного главному бухгалтеру, наряду с руководителем предприятия, надо сделать вывод, что соблюдать трудовое законодательство просто необходимо.
Предприятие может проверить и Пенсионный фонд. Эта выездная проверка, их полномочия ограничиваются проверкой только сданных индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке работников. Они не будут проверять начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, это входит в полномочия налоговых инспекций.
Проверка не может быть более двух месяцев, и проводится она выборочным способом.
Проверка коснется не только кадровых работников, но и работников бухгалтерии во главе с главным бухгалтером. Прежде всего их будут интересовать сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, сотрудниках, претендующих на льготную пенсию. Не обойдут они стороной и сотрудников, привлекаемых к работе по гражданско-правовым договорам.
Они обязательно проверят штатное расписание, список внештатных работников, список работников по договорам, приказы на прием и увольнение, трудовые договора. Проверив это, они начнут проверять достоверность данных, отраженных в индивидуальных сведениях, о выплатах, начисленных застрахованным работникам. Эти сведения они возьмут из расчетно-платежных ведомостей, лицевых счетов и прочих бухгалтерских документов, связанных с начислением заработной платы. Они обязательно проверят трудовые книжки, табеля учета рабочего времени и заработной платы, приказы об отпусках и другие касающиеся заработной платы документы. Весь перечень необходимых документов указан в Постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1.
Проверяющие могут проверить в предприятии учредительные, кассовые, банковские документы, которые подтверждают дополнительные показатели занятости во вредных условиях труда, карточки налогоплательщика.
Проверка Пенсионного фонда оформляется актом. При этом, если в ходе проверки проверяющие найдут ошибки в представленных индивидуальных сведениях, предприятию необходимо будет сдать в Пенсионный фонд исправительные ведомости в течение двух недель (п. 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования N 318, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г.).
Размер взыскания в виде штрафа зависит от вида нарушения.
Если это будет неполная уплата суммы страховых взносов, то предприятию грозит штраф в размере от 20 до 40 процентов от причитающейся к уплате суммы (п. 1 ст. 19, ст. 27 Закона). А, если это будет нарушение сроков представления отчетности о стаже и заработке сотрудников, представление недостоверных данных, непредставление сведений, то за это будут санкции предприятию в размере 10 процентов от суммы, причитающейся к перечислению в Пенсионный фонд (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изм. и доп. от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г.)).
А вот за несдачу отчетности в срок могут быть наказаны руководитель и главный бухгалтер. При этом размер штрафа может быть установлен от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). О наложении штрафа принимает решение районный или мировой судья. Действуют они на основании протокола, который составляют сотрудники Пенсионного фонда. Начисления пени за несвоевременную уплату вам тоже не избежать. Размер их составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки. А платить взносы необходимо ежемесячно в срок, предусмотренный для выплаты заработной платы (п. 2. ст. 24 ФЗ N 27-ФЗ).
Пенсионный фонд вправе взыскать с предприятия всю сумму недоимки, но только по решению суда. Это касается сумм недоимки предприятий в сумме более 50 000 руб., делается на основании полученных данных из налоговых инспекций (ст. 25 ФЗ N 167-ФЗ).
А если сумма задолженности менее 50 000 руб., то для взыскания Пенсионному фонду совсем не обязательно обращаться в суд. Они подлежат списанию с расчетного счета предприятия. Штрафных санкций можно избежать. Необходимо сразу же после проверки подать уточненные декларации в ПФ, заплатив при этом всю сумму недоимки.
Торговые предприятия могут посетить и проверить муниципальные власти (местные власти). Внутри каждого муниципалитета созданы различные подразделения. Это и торговые отделы, и управления потребительского рынка и услуг, и отделы по защите прав потребителей. Вот именно они-то и могут проверить предприятия. Но проверки могут коснутся только предприятий розничной торговли и бытового обслуживания.
Они могут проверить соблюдение правил торговли, условия патента. И если они обнаружат нарушения, то могут приостановить торговлю или изъять патент. Проверить соблюдение правил патента администрация может в любое время.
Местные власти обязаны защищать права потребителей. И если в администрацию поступила жалоба от потребителя, глава местной администрации может назначить проверку предприятия или предпринимателя. При этом, если жалоба окажется обоснованной, муниципалитет вправе обратиться в другие контролирующие структуры или в районный суд.
Проверки по жалобам могут проводиться часто, по мере поступления жалоб.
Придя к вам с проверкой, они должны предоставить документ, дающий право на проверку.
Проверка также заканчивается актом, который составляется в двух экземплярах. Акт должен отражать все результаты проведенной проверки.
Если в ходе проверки представители власти обнаружат, что ваше предприятие торгует некачественной продукцией, они обязательно поставят об этом в известность федеральные и региональные контролирующие структуры. Такие, как Госторгинспекция, санэпиднадзор.
Действуют они на основании ст. 44 Закона о защите прав потребителей.
Что касается наказаний, то здесь надо отметить, что самостоятельно оштрафовать предприятие они, как правило, не могут. Единственно, за что могут оштрафовать предприятия, это за нарушения местных правовых актов. Такой штраф может быть установлен только региональным законом. При этом нарушения, включенные в этот закон, не должны повторять то, что уже есть в КоАП РФ. Оштрафовать могут за нарушения региональных правил торговли, за торговлю без разрешения или без торгового патента, а также за нарушение региональных правил розничной продажи алкогольной продукции и т.п.
Ну и, конечно, говоря о проверках, нельзя обойти Государственную санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС). Такая проверка в настоящее время очень популярна. Она контролирует хозяйственную деятельность предприятий. Но прежде всего это касается предприятий общественного питания, торговли, сфер бытовых услуг. Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Внеплановые проверки могут быть произведены в любое время, они даже могут быть несколько раз в неделю. При этом им совершенно нет необходимости предупреждать предприятие о своем приходе. В полномочия СЭС входят и обязательные проверки. Проводятся они в случаях обследования объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию. Они выдают разрешения на осуществление деятельности, занятие которой требует разрешения СЭС, расследуют причины и условия возникновения инфекционных, профессиональных заболеваний, предусмотренных законодательством. Осуществляют такие проверки должностные лица СЭС. Проверку они могут сделать только в пределах административной территории. По окончании ее составляется акт, либо предписание, либо протокол. Действуя на основании ст. 50 ФЗ N 52-ФЗ, должностные лица СЭС могут беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. Они могут проводить отбор для исследований проб воздуха, воды, почвы, а также образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов. В их полномочия входит досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов для проверки на соответствие транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам. Они могут даже проводить санитарно-эпидемиологические расследования.
Проверяя пищевое производство, они потребуют от предприятия все учредительные документы и лицензии на осуществление деятельности.
Если СЭС найдет в предприятии нарушения, то должностные лица привлекаются к штрафу. Его размер составляет от 20 до 30 МРОТ. А если СЭС решит оштрафовать само предприятие, то размер его уже будет от 200 до 300 МРОТ. В отдельных случаях они могут приостановить деятельность предприятий до трех месяцев.
Поэтому запомните: если деятельность вашего предприятия подлежит сертификации или лицензированию, то при проверке эти документы должны быть в наличии. Кроме того, обязательно должно иметься в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение, на основании которого они были выданы. При обнаружении нарушений санитарного законодательства СЭС выдает предписание. Данное предписание обязательно для исполнения в установленные сроки. Кроме предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, должностные лица СЭС могут вынести и решение о прекращении реализации продукции, не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения. А если проверяющие найдут грубые нарушения, то они могут направить материалы о нарушениях в правоохранительные органы, а те, в свою очередь, могут возбудить уголовное дело.
Можно ли всего этого избежать? Конечно, можно, если вы будете время от времени брать в районной СЭС нормативные документы и постоянно выполнять указанные в них требования. Будете следить, чтобы ваши работники вовремя проходили профилактические медицинские осмотры. Постоянно будете следить за санитарным состоянием помещений и прилегающих территорий.
В процессе проверки сотрудниками СЭС в торговых предприятиях возникают расходы, и часто перед главным бухгалтером встает вопрос о возможности их списания на издержки производства.
Что здесь можно посоветовать? Прежде всего, относя такие расходы на издержки предприятия, пользуйтесь Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ по торговле по согласованию с Минфином России 20.04.1995 г. N 1-550/32-2. Они разработаны в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
И, конечно же, если в ходе проверки торгового предприятия возникли расходы, связанные с предоставлением проверяющим на экспертизу или на лабораторный анализ товаров, продуктов, то их можно списать на издержки производства. При этом это будут прочие расходы (п. 2.15 Рекомендаций).
А если расходы возникли в результате применения к предприятию со стороны должностных лиц СЭС мер административной ответственности (штрафа), то такие расходы на издержки обращения относить никак нельзя. Это ни Положением о составе затрат, ни Рекомендациями не предусмотрено. А потому единственным источником затрат по выплате штрафных санкций будет являться чистая прибыль предприятия.
Т.С. Фролова
"Горячая линия бухгалтера", N 23-24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.