Формирование отчета за 2007 год по новым правилам
Начиная с отчетности на 1 января 2008 года вводится в действие приказ Минфина России от 24.08.2007 N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Этим приказом изменены формы бюджетной отчетности, порядок составления отчетности, заданы правила консолидации данных в сводных отчетах. В статье, подготовленной методистами фирмы "1С", рассказывается, как подготовить отчетность за 2007 год по новым правилам в решениях для бюджетной сферы фирмы "1С".
Для составления регламентированной отчетности за 2007 год в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 24.08.2007 N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 72н) в программных продуктах системы "1С:Предприятие 7.7" для бюджетного учета "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений", "1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств", "1С:Воинская часть", "1С:Бюджет муниципального образования", "1С:Свод отчетов", "1С:Свод отчетов ПРОФ" фирмой "1С" подготовлен комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2007 года.
Новый комплект можно получить в виде файла-архива в фирме "1С" или у ее региональных партнеров сети "1С:Франчайзинг". Подписчикам диска ИТС комплекты регламентированных отчетов доступны также на интернет-сайте фирмы "1С".
При наличии диска ИТС они имеют возможность оперативного обновления комплекта регламентированных отчетов с помощью режима "Интернет-поддержка" программ системы "1С:Предприятие".
Комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2007 года содержит формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, а также сервисные обработки, предназначенные для качественного составления бюджетной отчетности - проверки состояния учета и составления отчетности и выгрузки данных отчетов в файл.
Список регламентированных отчетов разбит на несколько групп, которые, в свою очередь, также могут включать группы.
Бухгалтерская отчетность
В состав бухгалтерской отчетности включены формы бухгалтерской отчетности, регламентированные Приказом N 72н.
Бюджетная отчетность сгруппирована по участникам бюджетного процесса:
- отчетность ГРБС, РБС, ПБС - содержит формы, необходимые для подготовки отчетности главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов;
- отчетность финансового органа - содержит формы, необходимые для подготовки отчетности органами, организующими исполнение бюджетов;
отчетность органа казначейства - содержит формы, необходимые для подготовки отчетности органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 72н главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы годовой, квартальной и месячной отчетности, отражающие специфику деятельности подведомственных учреждений.
Следует отметить, что в комплект регламентированных отчетов включаются только те формы бухгалтерской отчетности, по которым должны отчитываться все бюджетные учреждения России. Регламентированные отчеты по ведомственным формам могут разрабатываться специалистами самого ведомства или специалистами сети "1С:Франчайзинг" и передаваться для использования подведомственным учреждениям.
Пояснительная записка
В отдельную группу объединены таблицы пояснительной записки (группа "Пояснительная записка"). В состав группы "Пояснительная записка" включены формы отчетности, регламентированные Приказом N 72н.
Подгруппа "Пояснительная записка", в свою очередь, разбита на группы в соответствии со структурой, приведенной в Инструкции N 72н:
1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности.
2. Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности.
3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъекта бюджетной отчетности.
4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности.
5. Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности.
Отчетность при реорганизации (ликвидации)
В данную группу входят отчеты:
форма 0503230, Баланс - Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
форма 0503230, Справка - Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503230).
Показатели отчетов групп "Бухгалтерская отчетность", "Пояснительная записка" и "Отчетность при реорганизации (ликвидации)" могут быть консолидированы в программах "1С:Свод отчетов", "Свод отчетов ПРОФ".
В программах "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений", "1С:Бухгалтерии для распорядителей бюджетных средств", "1С:Воинская часть", "1С:Бюджет муниципального образования" отчеты групп "Бухгалтерская отчетность", "Пояснительная записка", "Отчетность при реорганизации (ликвидации)" заполняются в автоматическом режиме в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 N 72н.
Алгоритм формирования значений показателей можно увидеть после автоматического заполнения отчета. Для расшифровки конкретного автоматически рассчитанного показателя следует выделить ячейку с интересующим показателем и нажать кнопку "Раскрыть (F5)". Будет выдан табличный документ, содержащий описание алгоритма заполнения показателя.
Для подготовки отчета бюджетополучателя можно использовать также программы "1С:Свод отчетов", "Свод отчетов ПРОФ", в которых бухгалтерские данные в отчеты вводятся вручную, а расчетные показатели вычисляются автоматически.
Дополнительные бухгалтерские отчеты
В эту группу включены отчеты, которые заполняются автоматически по данным бюджетного учета.
Многие бюджетные учреждения являются плательщиками налога на имущество, поэтому в состав группы "Дополнительные бухгалтерские отчеты" включен отчет "Расчет среднегодовой стоимости имущества". Его следует использовать для подготовки данных - расчета среднегодовой стоимости имущества (основных средств), числящегося на балансе учреждения, необходимых для составления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
В эту группу также включен отчет "Сводная ведомость переоценки".
Отчет предназначен для анализа и консолидации данных отчетов подведомственных учреждений. Отчет следует формировать по состоянию на 01.01.2007 г.
Сведения об исполнении судебных решений
В группу включен отчет "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", форма 0521298 (утверждена приказом Минфина России от 07.07.2005 N 84н).
Предусмотрена выгрузка формы 0521298 в формате, установленном "Требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде "Сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам главных распорядителей средств федерального бюджета", представляемых в Федеральное казначейство".
Отчетность о расходах и численности работников
государственных органов
В группу включены отчеты, утвержденные приказом Минфина России от 03.07.2007 N 57н:
форма 14 - "Отчет о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации" (Приложение N 1);
форма 14МО - "Отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований" (Приложение N 2).
Показатели указанных отчетов могут быть консолидированы в программах "1С:Свод отчетов", "1С:Свод отчетов ПРОФ".
Статистическая отчетность
В состав раздела "Статистическая отчетность" включены такие отчеты как:
- Сведения о проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (форма 1-Торги, утверждена постановлением Росстата от 22.09.2006 N 52);
Сведения о просроченной задолженности по заработной плате (форма 3-Ф, утверждена постановлением Росстата от 28.06.2006 N 28);
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (форма П-1, утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 N 34);
Сведения об инвестициях (форма П-2, утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28.06.2006 N 30) и др.
Налоговая отчетность
Комплект регламентированных отчетов содержит налоговые декларации по тем налогам, по которым требуется отчитываться большинству бюджетных учреждений. Предусмотрена выгрузка данных налоговых деклараций в формате, утвержденном Федеральной налоговой службой для представления налоговой отчетности в электронном виде, - регламентированный отчет "Выгрузка для ИФНС (формат версии 3.00)". В формы налоговых деклараций, имеющих возможность выгрузки данных в электронном виде в формате версии 3.00, включена технология нанесения двухмерного штрих-кода, содержащего данные декларации.
Набор отчетов, включенных в каждую группу, а также состав показателей типовых форм во многом определяется текущим законодательством.
Сервисные отчеты
С целью сократить сроки подготовки бухгалтерской отчетности бюджетополучателями в комплект регламентированных отчетов включаются дополнительные отчеты (обработки) в формате произвольных отчетов, с помощью которых можно:
1. Проверить корректность ведения бюджетного учета, проанализировать правильность применения кодов бюджетной классификации, а также заполнения аналитических признаков (субконто) с целью выявления возможных ошибок формирования бухгалтерской отчетности.
2. Проверить взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности - провести как внутриформенный, так и межформенный контроль заполнения бухгалтерской отчетности.
3. Просмотреть список сохраненных отчетов за указанный пользователем период. Отобранные отчеты можно открыть для просмотра и корректировки, распечатать, также можно удалить файлы сохраненных отчетов.
4. Выгрузить бухгалтерские отчеты в файл для последующей загрузки в электронном виде в программу "1С:Свод отчетов" (Свод отчетов ПРОФ).
Таким образом, возможности, предоставляемые комплектом регламентированных отчетов, позволяют подготовить качественный бухгалтерский отчет в сжатые сроки.
При составлении некоторых отчетов используются дополнительные классификаторы. Все перечисленные классификаторы включены в виде текстового файла в комплект регламентированных отчетов. Перед началом подготовки отчетности классификаторы необходимо загрузить в программу.
Порядок загрузки внутриведомственных классификаторов подробно описан в документации и встроенном описании обработки "Загрузка внутриведомственных классификаторов".
С каждой группой регламентированных отчетов поставляется инструкция, содержащая описание состава отчетов, их использования и условий применения (1sbinst7.txt). Доступ к этой инструкции выполняется также из списка отчетов ("Инструкция по формированию отчетности" в списке отчетов). Каждая форма также имеет описание порядка и особенностей ее составления. В комплекте отчетов поставляется также описание изменений, внесенных в него по сравнению с предыдущим комплектом (Release.txt). Для просмотра изменений в форме обращения к регламентированным отчетам следует нажать кнопку "i".
Прежде чем формировать отчетность из нового комплекта, обязательно ознакомьтесь с инструкцией по составлению отчетности и описанием изменений.
Очередность составления отчетов
Реализованная в программе технология подготовки отчетности не предполагает определенной очередности - формы отчетов можно заполнять в любом порядке, то есть не важно, заполнять сначала баланс или отчет об исполнении бюджета.
Последовательность составления годового отчета
Хотя в формах отчетности, предполагающих возможность автозаполнения, предусмотрена возможность формирования после заключительных записей по закрытию счетов бюджетного учета, рекомендуется следующий порядок составления отчета за 2007 год:
формирование всех форм бюджетной отчетности, кроме баланса и справки к балансу;
закрытие счетов бюджетного учета (с помощью документов "Закрытие года", "Закрытие сч. 17 и 18" (закрытие забалансовых счетов 17, 18 в конце года), "Закрытие сч. 500" (закрытие счета 500 в конце года), "Закрытие сч. сметы" (закрытие забалансовых счетов учета сметных назначений));
формирование баланса и справки к балансу по заключению счетов.
Порядок подготовки регламентированного отчета
Режим "Регламентированные отчеты" может использоваться для составления отчетности как получателем, так и распорядителем бюджетных средств в части подготовки отчетности об исполнении сметы доходов и расходов на свое содержание.
Подготовка регламентированного отчета предполагает следующие этапы:
автозаполнение или ручной ввод и корректировка показателей отчета с автоматическим пересчетом результирующих показателей;
формирование отчета за несколько сеансов (итераций) с сохранением промежуточных результатов;
проверка взаимоувязки показателей отчета (внутриформенный и межформенный контроль реализованы для бухгалтерских отчетов);
проверка комплектности отчета;
печать отчета и экспорт данных отчета в файл для последующей консолидации в программе "1С:Свод отчетов" (программе финансового органа) или приема в программе ИФНС.
Технологический анализ бухгалтерского учета
Перед составлением бухгалтерской отчетности рекомендуем проверить корректность ведения бюджетного учета с помощью отчета "Технологический анализ бухгалтерского учета".
Отчет предназначен для анализа плана счетов в части структуры аналитического учета с целью выявления возможных ошибок формирования отчетности, выявления технических бухгалтерских ошибок и позволяет провести проверку по нескольким направлениям.
Проверка использования бюджетных классификаторов на соответствие Инструкции по бюджетному учету выполняется по всем проводкам и остаткам на счетах за выбранный период.
Проверка заполнения субконто в проводках также выполняется по всем проводкам. По некоторым видам субконто пустые значения не считаются ошибкой. Например, могут быть пустыми значения вида субконто "Центры материальной ответственности" в проводках по счету 0105000000 "Материальные запасы", сформированных при проведении документов "Корректировка себестоимости готовой продукции", а также могут быть пустыми значения вида субконто "Виды затрат" в проводках по счету 1 106 04, сформированных при проведении документов "Поступление готовой продукции".
Проверка остатков по счетам позволяет выявить отрицательные остатки, появившиеся в результате ошибок в учете. На материальных счетах контролируются остатки по количеству. По ОС, кроме того, проверяется:
начисленная амортизация может быть только при наличии балансовой стоимости;
сумма амортизации не может быть больше балансовой стоимости;
не должно быть остатка по амортизации, если в справочнике установлен флажок "Списывать при вводе в эксплуатацию";
не должно быть остатка по амортизации, если в карточке основного средства (в справочнике "Основные средства") не выбран способ начисления амортизации;
не должно быть остатка по амортизации, если в справочнике не указан счет начисления амортизации;
счет начисления амортизации в карточке основного средства должен совпадать со счетом, на котором есть сальдо по начисленной амортизации;
счета, на которых есть балансовая стоимость и амортизация данного основного средства, должны принадлежать к одному источнику финансирования и т.д.
По результатам проверки формируется протокол с перечнем найденных ошибок, сгруппированных по типам проверок.
Вместе с комплектом регламентированных отчетов подготовлены методические материалы по составлению бюджетной отчетности, которые размещены на дисках ИТС для бюджетных учреждений (диск ИТС N 4).
С целью оказания методической поддержки пользователям бюджетных решений с 7 декабря 2007 года по 17 января 2008 года фирма "1С" вместе с региональными партнерами проводит серию семинаров "Бюджетная отчетность за 2007 год. Применение "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений (редакция 6)". Подробнее о семинарах читайте на стр. 44.
Методисты фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667