г. Самара |
|
22 февраля 2013 г. |
Дело N А65-15714/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семагиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Татнефтеотдача" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2012 по делу N А65-15714/2012 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Татнефтеотдача" (ИНН 1644005987, ОГРН 1021601623724), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры, г.Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием в судебном заседании представителей ОАО "Татнефтеотдача" Булатова И.Р. (доверенность от 21.12.2012 N 16 АА 1241280) и Хузятова А.М. (доверенность от 21.12.2012 N 16 АА 1241279),
представители Приволжского управления Ростехнадзора и Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Татнефтеотдача" (далее - ОАО "Татнефтеотдача", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора) от 24.05.2012 N 43-06-02-55 о назначении административного наказания.
К участию в деле привлечена Татарская природоохранная межрайонная прокуратура.
Решением от 20.12.2012 по делу N А65-15714/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе ОАО "Татнефтеотдача" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Приволжское управление Ростехнадзора и Татарская природоохранная межрайонная прокуратура в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Приволжского управления Ростехнадзора и Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители общества поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлениях представителей общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, при этом исходит из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Приволжского управления Ростехнадзора от 24.05.2012 N 43-06-02-55 обществу назначено административное наказание по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 руб. за нарушение требования технологического проектного документа при разработке Елгинского нефтяного месторождения в части использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления об оспаривании указанного постановления.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Статьей 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" (в редакции, действовавшей на день принятия Приволжским управлением Ростехнадзора оспариваемого постановления) установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факельных установках на 2012 год в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
На основании указанного постановления Кабинет Министров Республики Татарстан издал распоряжение от 26.07.2010 N 1047-р, согласно которому ОАО "Татнефтеотдача" к 2012 году должно довести уровень использования попутного нефтяного газа до 95% (приложение к распоряжению).
Из этого распоряжения следует, что уровень использования попутного нефтяного газа уже к началу 2012 года должен составлять 95%, а показатель сжигания ПНГ - 5%.
В пункте 1.1.6 "Выполнение мероприятий по использованию попутного нефтяного газа" протокола рассмотрения плана работ по ОАО "Татнефтеотдача" от 24.12.2010 N 35-2011, утвержденного Приволжским Управлением Ростехнадзора, указано, что в 2011 году объем утилизации ПНГ увеличится до 95% от общего объема. Таким образом, Приволжским Управлением Ростехнадзора для общества установлена утилизация ПНГ в размере 95% в 2011 году, а не с 2012 года.
Согласно Дополнению к технологической схеме разработки Елгинского нефтяного месторождения, утвержденному 11.04.2011 председателем Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) на основании протокола от 24.03.2011 N 5115, составленного с участием представителей ОАО "Татнефтеотдача", добыча растворенного газа в 2011 году по прогнозам должна составить 4,009 млн.м3 процент использования растворенного нефтяного газа в 2011 году должен составить 95%.
Между тем судом первой инстанции установлено, что согласно данным, представленным обществом в Приволжское Управление Ростехнадзора, в 2011 году добыто 5112 млн.м3 ПНГ, что превышает установленные лимиты по добыче; из общего объема добытого ПНГ было утилизировано лишь 2799 млн.м3, что составляет лишь 55% вместо положенных 95%; 2313 млн.м3 ПНГ было сожжено на факельных установках, что составляет 40% вместо положенных 5%.
Ссылка ОАО "Татнефтеотдача" на расхождения цифровых показателей в пунктах 58, 60 и 61 таблицы 8.0 к протоколу от 24.03.2011 N 5115 не может быть принята во внимание, поскольку данная таблица, являющаяся частью Дополнения к технологической схеме разработки Елгинского нефтяного месторождения, составлялась самим обществом.
Поскольку указанным Дополнением к технологической схеме разработки Елгинского нефтяного месторождения установлены требования именно для ОАО "Татнефтеотдача", ссылка общества на лицензию, выданную ОАО "Дружбанефть", является безосновательной.
Таким образом, материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, выразившегося в пользовании обществом недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта относительно уровня использования, утилизации и сжигания ПНГ на Елгинском нефтяном месторождении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Татнефтеотдача" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил и норм.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях ОАО "Татнефтеотдача" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Утверждение общества о пропуске установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Как видно из материалов дела, постановление о возбуждении в отношении ОАО "Татнефтеотдача" производства по делу об административном правонарушении вынесено Татарским природоохранным межрайонным прокурором 15.05.2012 по результатам проведенной в этот день проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении, каковым является совершенное обществом правонарушение, выразившееся в длительном непрекращающемся пользовании недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, сроки, предусмотренные КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
ОАО "Татнефтеотдача" не представило доказательств, свидетельствующих о прекращении указанного правонарушения ко дню его обнаружения.
С учетом положений части 6 статьи 210 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое постановление Приволжского управления Ростехнадзора является законным и обоснованным, установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности соблюден, наказание назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного обществом административного правонарушения и обстоятельств, приведенных в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Следовательно, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2012 года по делу N А65-15714/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15714/2012
Истец: ОАО "Татнефтеотдача", г. Альметьевск
Ответчик: Приволжское управление Ростехнадзора, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Третье лицо: Татарская природоохранная межрайонная прокуратура, г. Казань