город Омск |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А70-8313/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11620/2012) Департамента недропользования и экологии Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2012 по делу N А70-8313/2012 (судья Коряковцева О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПС Тюмень" (ОГРН 1087232050619, ИНН 7202193100)
к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области
о признании незаконным предписания от 29.06.2012 (приложение N 1 к акту проверки от 29.06.2012 N 167) в части требования сделать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года, а также произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Общества с ограниченной ответственностью "ПС Тюмень"- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
ООО "ПС Тюмень" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным предписания от 29 июня 2012 г. (приложение N 1 к акту проверки от 29 июня 2012 г. N 167) в части требования сделать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года, а также произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года.
Решением от 29.11.2012 по делу N А70-8313/2012 требования заявителя были удовлетворены со ссылкой на недоказанность административным органом факта осуществления Обществом негативного воздействия на окружающую среду.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить, полагая при этом, что в качестве негативного воздействия на окружающую среду следует рассматривать размещение Обществом отходов производства и потребления, таких как мусор от бытовых помещений несортированный, отработанные ртутьсодержащие лампы, отходы от уборки помещений организаций оптово-розничной торговли продовольственными товарам. Изложенная в апелляционной жалобе позиция мотивирована ссылками на статьи 1, 12 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Заявитель ООО "ПС Тюмень" зарегистрирован в качестве юридического лица, его место нахождения: г. Тюмень, ул. Республики, 94, 1; основным зарегистрированным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и кафе.
Должностным лицом ответчика на основании приказа руководителя Департамента от 15 марта 2012 г. N 292-АХВ в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с составлением Акта проверки от 26 июня 2012 г. N 167 (л.д. 11-13).
По результатам проверки Департаментом выдано оспариваемое предписание от 29 июня 2012 г. об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде (приложение N 1 к акту проверки от 29 июня 2012 г. N 167), которым Обществу вменено в обязанность в срок до 27 августа 2012 года сделать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года, а также произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года.
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Решением от 29.11.2012 по делу N А70-8313/2012 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - "Закон об охране окружающей среды") негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как следует из Акта проверки N 167 от 29.06.2012 г., Департамент недропользования и экологии Тюменской области указывает в качестве негативного воздействия Заявителя на окружающую среду - размещение Заявителем отходов производства потребления (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отработанные ртутьсодержащие лампы, отходы от уборки помещений организаций оптово-розничной торговли продовольственными товарами).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, тогда как Заявитель не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления. Осуществляемая Заявителем предпринимательская деятельность является деятельность ресторанов и кафе, которая не является деятельностью, связанной с размещением отходов.
Относительно довода Ответчика о том, что постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Центрального АО г. Тюмени от 30.07.2012 г. Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, следует отметить, что указанное постановление мирового судьи судебного участка N 4 Центрального АО г. Тюмени от 30.07.2012 отсутствует в материалах дела.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции, принимая во внимание сложившуюся судебную практику по спорному вопросу, руководствуясь ст. 1, ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1, ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", правомерно признал оспариваемое предписание недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2012 по делу N А70-8313/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8313/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ПС Тюмень"
Ответчик: Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2347/13
21.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11620/12
27.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11620/12
29.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8313/12