г.Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А40-140019/12-120-1428 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2013.
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПК "Гаражно-строительный кооператив "Гранат" на решение Арбитражного суда г.Москвы от "07" декабря 2012 г. по делу N А40-140019/12-120-1428 судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ПК "Гаражно-строительный кооператив "Гранат"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления и предписания об устранении земельного законодательства
при участии:
от заявителя: |
Брыкина О.А. по дов. от 19.10.2012; Сурикова Е.А. протокол от 02.05.2011; |
от ответчика: |
Велиев М.Н. оглы по дов. от 09.01.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ПК "Гаражно-строительный кооператив "Гранат" (далее - заявитель, ПК "ГСК "Гранат") обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - ответчик) от 03.08.2012 по делу N 527/16/03-12 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ и предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 03.08.2012 по делу N 527/16/03-12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения ввиду наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 09.04.2012 N 276/ГЗН, а также распоряжения от 22.05.2012 N 309/ГЗН о внесении изменения в распоряжение от 09.04.2012 N 276/ГЗН проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении Федерального государственного учреждения Национального парка "Лосиный остров" (далее - ФГУ НП "Лосиный остров") на земельном участке, расположенном по адресу: г.Москва, Поперечный просек, д.1Г, ВАО, СВАО.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 30906000 кв.м. с кадастровым N 77:03:0002001:6 с установленным видом разрешенного использования: для размещения земельных участков парков предоставлен ФГУ НП "Лосиный остров" в соответствии с постановлениями Совмина РСФСР от 24.08.83 N 401 и от 05.10.1989 N 295; решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344; постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113, оформлен государственным Актом на право постоянного (бессрочного) пользования от 28.12.1994 N М-03-001551. Однако сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При проверке ответчиком также было установлено, что ПК "ГСК "Гранат" самовольно занимает и использует часть земельного участка с кадастровым N 77:03:0002001:6, а именно: территорию площадью 6000 кв.м, расположенную по адресу: г.Москва, ул.Вербная, вл.4, под размещение гаражей.
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занимаемую территорию площадью 6000 кв.м. представителями ПК "ГСК "Гранат" предоставлены не были.
Согласно данным информационной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также автоматизированной информационной системы Государственного кадастра недвижимости зарегистрированные права в отношении части земельного участка площадью 6000 кв.м. с кадастровым N 77:03:0002001:6 у ПК "ГСК "Гранат" отсутствуют.
На определение об истребовании сведений в Департаменте земельных ресурсов города Москвы от 01.08.2012 был получен ответ о том, что ранее на земельный участок площадью 6000 кв.м, расположенный по адресу: ул.Вербная, вл.4 с ПК "ГСК "Гранат" был заключен договор аренды от 24.07.1996 N М-03-500769 для эксплуатации гаражного комплекса, но в порядке, предусмотренном ст.610 ГК РФ Департамент земельных ресурсов города Москвы, как сторона по договору, отказался от существующих правоотношений по договору аренды путем направления соответствующего уведомления от 27.10.2010 N 33-ИТЗ-589/10-(0)-0. Правоотношения по данному договору аренды прекращены с 28.01.2011.
На указанном земельном участке расположены сооружения гаражного комплекса, используемые ПК "ГСК "Гранат". В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах ПК "ГСК "Гранат" на указанные сооружения отсутствуют. В ходе проведения проверки, а также при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешительная документация на указанные строения ПК "ГСК "Гранат" не представлена.
Таким образом, в результате проверки административным органом выявлено нарушение заявителем земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии ПК "ГСК "Гранат" части земельного участка площадью 6000 кв.м. с кадастровым N 77:03:0002001:6, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Вербная, вл.4, под размещение части гаражного комплекса, ответственность за которое установлена ст.7.1 КоАП РФ.
28.06.2012 по данному факту в отношении ПК "ГСК "Гранат" составлен протокол об административном правонарушении N 794 по ст.7.1 КоАП РФ.
03.08.2012 ответчиком рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым ПК "ГСК "Гранат" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
03.08.2012 заявителю также выдано предписание, в соответствии с которым ПК "ГСК "Гранат", председатель правления Сурикова Е.А. обязаны устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно: освободить часть земельного участка площадью 6000 кв.м. с кадастровым N 77:03:0002001:6, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Вербная, вл.4 в срок до 03.09.2012.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ПК "ГСК "Гранат" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПК "ГСК "Гранат" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Так, согласно ст.7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абз.1 п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"(Закон N 137-ФЗ).
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (абз.2 п.9 ст.3 Закона N 137-ФЗ).
Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного" национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
Земельные участки предоставлены национальному парку "Лосиный остров" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоудостоверяющими документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров". Территория национального парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
На основании ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п.4 ст.1 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с п.10 ст.85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст.ст.94-100 ЗК РФ.
В силу ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Национальные парки согласно ст.14 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов (ст.13 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с п.5 ст.12 указанного Федерального закона национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Как установлено в ходе проведенной ответчиком проверки, в границах земельного участка Национального парка "Лосиный остров" с кадастровым N 77:03:0002001:6 заявитель использует территорию площадью 6000 кв.м, расположенную по адресу: г.Москва, ул.Вербная, д.4 под размещение комплекса зданий (сооружений) и организацию гаража-стоянки.
При этом правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на указанный земельный участок ПК "ГСК "Гранат" не представлены. Сведения о зарегистрированных правах ПК "ГСК "Гранат" в отношении данного земельного участка также отсутствуют. Данные обстоятельства заявитель не отрицает.
Кроме того, на территориях национальных парков согласно Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается любая деятельность, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам поскольку противоречит целям и задачам национального парка.
В силу п.30 Приказа Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" в пределах особо охраняемой зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в п.30 настоящего Положения, запрещается любая хозяйственная деятельность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что на основании распоряжения префекта от 01.08.1995 N 1261, договора аренды от 24.07.1996 N М-03-500769, ранее ПК "ГСК "Гранат" предоставлен земельный участок площадью 6000 кв.м. с кадастровым N 77:03:0002001:2, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Вербная, вл.4, под проектирование и строительство многоэтажного гаража-стоянки для хранения индивидуального транспорта.
В соответствии с ответом Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.08.2012, в отношении земельного участка площадью 5097 кв.м., расположенного по указанному адресу, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ПК "ГСК "Гранат" был заключен договор аренды от 24.07.1996 N М-03-500769, предоставленный для эксплуатации гаражного кооператива. Вместе с тем, в порядке, предусмотренном ст.610 ГК РФ, Департамент земельных ресурсов города Москвы, как сторона по договору, отказался от существующих правоотношений по договору аренды путем направления соответствующего уведомления от 27.10.2010 N 33-ИТЗ-589/10-(0)-0. Таким образом, правоотношения по данному договору аренды прекращены с 28.01.2011.
Нахождение на спорном земельном участке гаражей-боксов и их эксплуатация само по себе свидетельствует об ограничении доступа ввиду ограждения территории и обеспечение охраны занимаемых земельных участков, фактически заявитель не отрицает.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:2 в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
На занимаемой ПК "ГСК "Гранат" территории данного земельного участка расположены строения (сооружения) гаражного комплекса.
Разрешительная документация, свидетельствующая о законном возведении указанных строений, а именно: разрешение на строительство/разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ПК "ГСК "Гранат"" не представлена.
Сведения о зарегистрированных правах заявителя на указанные здания (строения), входящие в гаражный комплекс, в ЕГРП отсутствуют.
Как правильно установил суд первой инстанции, факт совершения заявителем административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2012 N 794 и подтверждается актом проверки от 22.06.2012, информацией, имеющейся в АИС ЕГРП, актом обмера площади земельного участка, схематическим чертежом земельного участка к акту обмера.
Материалами дела подтверждается объективная сторона правонарушения, выразившегося в самовольном занятии ПК "ГСК "Гранат" земельного участка Национального парка "Лосиный остров" с кадастровым N 77:03:0002001:6.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ПК "ГСК "Гранат" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Размер штрафа правильно определен с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел не уплачивается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "07" декабря 2012 г. по делу N А40-140019/12-120-1428 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140019/2012
Истец: ПК "Гаражно-строительный кооператив "Гранат", Потребительский кооператив Гаражно-строительный кооператив Гранат
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве