Тула |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А68-8024/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Междугородние пассажирские перевозки" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2012 по делу N А68-8024/12 (судья Дохоян И.Р.), при участии от министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (г. Тула, ИНН 7107099179, ОГРН 1077107000596) - Воскресенской С.Ю. (доверенность от 30.01.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Междугородние пассажирские перевозки" (г. Тула, ИНН 7107099612, ОГРН 1077107000915) - Ревина В.В. (доверенность от 10.09.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Богородицкое ПАТП", общества с ограниченной ответственностью "Ефремовское ПАТП" - Алпатова Р.А. (доверенность от 25.09.2012), в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортные перевозки "Экспресс", извещенных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Междугородние пассажирские перевозки" (далее - ответчик, общество) о понуждении прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам N 231 "Тула - Богородицк", N 286 А "Тула - Ефремов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Богородицкое ПАТП" (далее - ООО "Богородицкое ПАТП"), общество с ограниченной ответственностью "Ефремовское ПАТП" (далее - ООО "Ефремовское ПАТП"), общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортные перевозки "Экспресс" (далее - ООО "Автотранспортные перевозки "Экспресс").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2012 заявленные министерством требования удовлетворены.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Министерство, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Междугородние пассажирские перевозки" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1077107000915, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 05.09.2012.
Общество на основании лицензии от 30.04.2007 серии АСС N 71-110214 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
На основании паспортов маршрутов N 231 "Тула - Богородицк" и N 268 А "Тула - Ефремов", оформленных и утвержденных департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 02.11.2010 и 08.02.2010 соответственно, ответчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки по названным межмуниципальным маршрутам.
Министерство, полагая, что общество использует межмуниципальный маршрут в нарушение порядка, установленного на территории Тульской области, вне конкурса и без договора с уполномоченным органом, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Согласно подпункту 12 пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.11.2008 N 221-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Отношения по организации пассажирских перевозок на территории Тульской области регулируются Законом Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортном на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" (далее - Закон N 728-ЗТО) в редакции Закона Тульской области от 15.12.2008 N 1175-ЗТО, действовавшей в спорный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона N 728-ЗТО привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 728-ЗТО организация транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами администрации Тульской области и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил.
Перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом (пункт 4 статьи 5 Закона N 728-ФЗ).
Постановлением администрации Тульской области от 03.08.2007 N 409 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области" (в редакции постановления администрации Тульской области 25.02.2009 N 87, действовавшей в спорный период) утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области (далее - Правила транспортного обслуживания).
В силу статьи 1 раздела I Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области регламентируют основные требования к организации транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных маршрутах на территории Тульской области.
Постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51 в редакции, действовавшей в период спорных отношений, утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (далее - Порядок проведения конкурса).
В соответствии со статьей 1 раздела I настоящий порядок определяет процедуру и условия проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (далее - конкурс).
Предметом конкурса является право на заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (статья 2 раздела I Порядка проведения конкурса).
Организатором конкурса является департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (статья 3 раздела I Порядка проведения конкурса).
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, системный анализ содержания названных постановлений администрации Тульской области показывает, что ими не была предусмотрена возможность допуска перевозчика к оказанию соответствующих услуг без заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа (в частности, такой договор упоминается в статьях 2, 3, 9 раздела III Правил транспортного обслуживания).
Заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам производится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.
Согласно пункту 4 указа губернатора Тульской области от 15.09.2011 N 1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области переименован в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что получение им паспортов маршрута N 231 "Тула - Богородицк" и N 286 А "Тула - Ефремов" от 10.02.2010 и 02.11.2010 соответственно, утвержденных департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, дает ему право осуществлять перевозки пассажиров и багажа по соответствующим маршрутам без участия в конкурсе и без заключения соответствующих договоров с уполномоченным органом на перевозку пассажиров и багажа и исключает необходимость проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на соответствующих спорных межмуниципальных маршрутах, как основанный на произвольном толковании содержания вышеназванных норм права.
Как следует из материалов дела, ответчиком не представлено нормативного обоснования того, что перевозки пассажиров и багажа на территории Тульской области по межмуниципальным маршрутам на момент получения ответчиком названных паспортов маршрутов могли осуществляться без заключения перевозчиком с уполномоченным органом договоров на перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Как правомерно указано судом первой инстанции, наличие названных паспортов маршрутов не влечет в качестве последствий возникновение у ответчика права на осуществление пассажирских перевозок в отсутствии надлежащим образом оформленного договора на перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Отсутствие соответствующего договора является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Таким образом, деятельность общества по осуществлению пассажирских перевозок без договора на перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам создает опасность причинения вреда в будущем, что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
С учетом того, что деятельность ответчика по осуществлению пассажирских перевозок с нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, и другим участникам дорожного движения, а также учитывая, что истцом доказан факт осуществления такой деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал общество прекратить заниматься потенциально опасной деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по спорным маршрутам.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что законодательство Российской Федерации не предусматривает полномочия министерства на обращение в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав. Поскольку осуществление пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, может привести к причинению вреда, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования министерства.
Ссылка общества на то, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований, является несостоятельной, поскольку опровергается материалами дела.
Утверждение общества о том, что принятым судебным актом ограничено право ответчика на осуществление предпринимательской деятельности на основании норм законодательства Тульской области, устанавливающего дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством условия, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как указано выше, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При таких обстоятельствах субъект Российской Федерации устанавливает правила осуществления данного вида деятельности на территории, находящейся под его юрисдикцией.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2012 по делу N А68-8024/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8024/2012
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области
Ответчик: ООО "Междугородные пассажирские перевозки"
Третье лицо: ООО "Богородицкое ПАТП", ООО "Ефремовское ПАТП", ООО "Автотранспортные перевозки "Экспресс"
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1744/13
25.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-643/13
01.02.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-643/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-8024/12