г. Москва |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А40-80507/12-135-793 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2012
по делу N А40-80507/12-135-793, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению ОАО "Сокол" (ОГРН 1027700223308, 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под нежилым зданием, об обязании подготовить проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в размерах, необходимых для использования нежилого здания,
при участии:
от заявителя - Пятницкий П.А. по доверенности от 30.08.2012;
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сокол" (далее - заявитель, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, департамент) от 16.04.2012 N 33-1ТЗ-739/12-(0)-1 об отказе в формировании земельного участка под нежилым зданием, принадлежащим истцу на праве собственности, общей площадью 118,3 кв.м., находящегося по адресу г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, стр. 4, кадастровый (условный) номер 77:77:04/012/2011-611; об обязании ответчика образовать земельный участок по указанному адресу, утвердить проект границ данного земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте квартала, подготовить проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в размерах, необходимых для использования нежилого здания.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2012 заявленные требования истца удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права, регламентирующие порядок формирования земельных участков, а именно суд не придал значение тому, что согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов, землепользователей, землевладельцев; суд сделал неправомерный вывод о том, что отказ ответчика в формировании земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса РФ.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец имеет на праве собственности нежилое здание, общей площадью 118,3 кв.м., находящегося по адресу г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, стр. 4, кадастровый (условный) номер 77:77:04/012/2011-611.
Согласно п.п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу действия п.п. 6, 7 ст. 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, 29.03.2012 истец обратился в департамент с заявлением о формировании границ земельного участка по адресу г. Москва, ул. Электрозаводская, вл. 24, стр. 4 (л.д. 8).
В ответ на указанное обращение заявителю письмом от 16.04.2012 N 33-1ТЗ-739/12-(0)-1 сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643 -ПП, запрашиваемый заявителем документ не может быть оформлен в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003014:6, предоставленного ЗАО Фирме "МЗОК" по договору аренды от 21.02.1994 N М-03-000441 сроком до 21.02.2043 (л.д. 9).
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в суд.
Арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 данной нормы права, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно Положению о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 5.5 Положения, департамент принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Таким образом, ответчик уполномочен на принятие испрашиваемого обществом распоряжения.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 7 указанной статьи, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Суд первой инстанции правомерно указал, что отказ собственнику в формировании земельного участка под принадлежащим ему зданием по указанным департаментом основаниям, а также с учетом норм ст. 36 ЗК РФ, не соответствует нормам ЗК РФ, а именно ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 4. ст. 11.2. ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласование местоположения границ земельного участка является обязательной стадией кадастровых работ, производимых в целях осуществления кадастрового учета (ст. ст. 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Соответственно, решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является решением об образовании земельного участка и поэтому не требует согласия арендатора земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное решение ответчика принято в нарушение требований действующего законодательства и нарушает права общества, поскольку лишает его законного права на формирование земельного участка для последующего оформления земельно-правовых отношений.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что решение об отказе в формировании земельного участка не соответствуют требованиям названных норм Земельного кодекса РФ и нарушают исключительное право заявителя на приобретение указанного земельного участка в собственность, что создает препятствия заявителю при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2012 по делу N А40-80507/12-135-793 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80507/2012
Истец: ОАО "Сокол"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы