Льготы при уплате налога на землю
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать согласно Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ) и нормативно-правовым актам представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
Статьями 388, 389 НК РФ определены плательщики налога на землю - ими признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения; предусмотрены объекты налогообложения - к ним относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог; установлено, какие земельные участки не признаются объектом налогообложения.
При этом земельные участки разделены на следующие категории:
- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- из состава земель лесного фонда;
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Имеется опубликованная практика рассмотрения дел, связанных с применением п. 3 ч. 2 ст. 389 НК РФ. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 06.03.07 по делу N А65-17364/2006-СА1 -19 оставил в силе решение суда, которым удовлетворено требование о признании незаконным решения налоговой инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа и предложении уплатить авансовый платеж по земельному налогу и пени. При этом суд указал следующее.
Земельный участок занят учреждением образования МВД России, а потому согласно ст. 12 Закона РФ "О безопасности" и подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) ограничен в обороте как предоставленный для обеспечения обороны и безопасности. Следовательно, в силу п. 3 ч. 2 ст. 389 НК РФ он не является объектом обложения земельным налогом.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 22.05.07 по делу N А09-8879/06-3 пришел к выводу, что учреждение вневедомственной охраны (собственник имущества которого - МВД России) является государственным органом исполнительной власти, реализующим цели и задачи милиции - органа общественной безопасности. Ввиду этого занимаемый учреждением земельный участок также не является объектом обложения земельным налогом на основании указанной нормы права.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 25 апреля 2007 г. по делу N Ф03-А73/07-2/697 определил, что земельный участок, занимаемый государственным учреждением гидрометеорологии, не может считаться объектом налогообложения, так как данное учреждение исполняет функции по гидрометеорологической безопасности, функции общей безопасности личности, общества и государства.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 04.06.07 по делу N Ф08-2754/2007-1155А отметил, что земельные участки, занятые объектами недвижимости Вооруженных Сил РФ, находящиеся в федеральной собственности и используемые учреждением на праве оперативного управления, являются землями, ограниченными в обороте, и не облагаются налогом.
В практике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа возник вопрос по поводу возможности применения льготного порядка налогообложения на основании указанной нормы права в отношении земельных участков, занятых зданиями органов судебной власти. Опубликованная судебная практика поданному вопросу отсутствует. Высший Арбитражный Суд РФ в судебных актах и иных документах не разъяснял порядок применения льготного налогообложения указанных земельных участков.
Суд кассационной инстанции рассмотрел дело об обжаловании решения налогового органа о взыскании авансовых платежей по налогу на землю с Управления судебного департамента по кассационной жалобе налоговой инспекции. Земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим деятельность на основании закона "О безопасности", признаются ограниченными в обороте и не облагаются налогом (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-18501/2006-С5-23 от 8 октября 2007 г.).
При вынесении постановления суд руководствовался следующим. В статье 27 ЗК РФ указано, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд, ограничиваются в обороте.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти; государственные, общественные и иные организации и объединения; граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным законом, а также законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности.
Статья 10 указанного Закона предусматривает разграничение полномочий органов власти в системе безопасности. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.
На основании ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие.
Статья 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" также устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, и содержит полный перечень судов Российской Федерации.
Изложенное толкование норм права позволило сделать вывод о наличии льгот при налогообложении земельных участков, предоставленных судам (в том числе арбитражным) для размещения зданий.
В.Н. Яценко,
судья Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа,
канд. юрид. наук.
"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Льготы при уплате налога на землю
Автор
В.Н. Яценко - судья Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, канд. юрид. наук.
"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", 2007, N 6