г. Москва |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А40-96362/12-84-974 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Яковлевой Л.Г., Попова В.И.,
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" ноября 2012 г.
по делу N А40-96362/12-84-974, принятое судьей О.В. Сизовой,
по заявлению ОАО "БУДАПРО-ЗАВОД N 1" (ОГРН 1057747593023, ИНН 7713560632, КПП 771301001, юридический адрес: 127644, г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы - орган исполнительной власти города Москвы (Москомархитектуре) (ОГРН 1027739900836, ИНН 7710145589, КПП 771001001, юридический адрес: 125047. г. Москва, Триумфальная площадь, д. 1, стр. 1)
третьи лица: 1) Департамент земельных ресурсов города Москвы, 2) Правительство города Москвы
о признании незаконным решения Москомархитектуры об отказе в выдаче (корректировке) градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002002:31, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25;
об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
от заявителя: Родин А.А. по доверенности от 13.03.2012; Морина И.Г. по доверенности от 29.08.2012; Петелина М.А. по доверенности от 10.07.2012;
от ответчика: Шарова Е.А. по доверенности от 27.04.2012 N 001-03-518/12;
от третьих лиц: 1) Карнаух О.Т. по доверенности от 28.12.2012 N 33-И-8118/12;
2) Шарова Е.А. по доверенности от 10.07.2012 N 4-14-587/2;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "БУДАПРО-ЗАВОД N 1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд требованиями о признании незаконным решения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - ответчик, Москомархитектура) об отказе в выдаче (корректировке) градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002002:31, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25; признании незаконным бездействия Москомархитектуры, выразившееся в невыдаче (корректировке) градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002002:31, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 15.11.2012 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что решение об отказе в выдаче ГПЗУ и бездействие по невыдаче ГПЗУ не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податели указывают на тот факт, что градостроительной комиссией принято решение о расторжении инвестиционного контракта, договор аренды земельного участка также находится в стадии расторжения; оспариваемое письмо ответчика не является ненормативным актом, не содержит отказа в выдаче ГПЗУ, в связи с чем не может быть обжалован.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ заявитель указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Москомархитектуры, Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 104-ПП от 24.02.2004 г. "О порядке привлечения инвестиций для реконструкции Опытно-экспериментального завода N 1 на Вагоноремонтной улице", Распоряжением Правительства Москвы N 1395-РП от 28.07.2005 г., Правительством Москвы был заключен Договор (соглашение) о реализации проекта по организации финансирования, строительству и эксплуатации мусороперерабатывающего завода N 1 (далее - "Договор о реализации"), согласно которому для выполнения функций Застройщика было учреждено Открытое акционерное общество "БУДАПРО-ЗАВОД N1".
30.06.2006 г. Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключил с Заявителем договор N М-09-030961 долгосрочной аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25, кадастровый номер 77:09:0002002:31, сроком до 31 декабря 2020 года для строительства, реконструкции и дальнейшей эксплуатации мусороперерабатывающего завода N 1 ("МПЗ N1"). 27.07.2011 г. между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и Заявителем было заключено дополнительное соглашение N М-09-030961-1 к договору аренды земельного участка в связи с уточнением границ земельного участка.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы Заявителем в 2010 году был получен Градостроительный план земельного участка N RU-127000-001031, показатели которого соответствуют параметрам МПЗ N1, изначально предусмотренным Договором о реализации.
На основании Распоряжения Правительства Москвы N 1061-РП от 01.06.2010 г. изначально предусмотренные Договором о реализации параметры МПЗ N1 были изменены, в частности, была увеличена мощность МПЗ N1. 20.07.2010 г. во исполнение Распоряжения Правительства Москвы N 1061-РП от 01.06.2010 г. между Правительством Москвы и Инвестором было заключено дополнительное соглашение к Договору о реализации, уточнившее параметры реализации Проекта МПЗ N1 согласно Распоряжению Правительства Москвы N 1061-РП от 01.06.2010 г.
Согласно п. 8 ст. 43 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" градостроительные планы земельных участков утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры в случае наделения его соответствующими полномочиями. Пунктом 3 Постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801 -ПП "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее -Москомархитектура) определен уполномоченным органом Правительства Москвы по разработке, оформлению и утверждению градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами 22.04.2011 г. заявителем была подана заявка в Москомархитектуру на выдачу (корректировку) градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25 в связи с уточнением границ земельного участка и принятием Распоряжения Правительства Москвы N 1061-РП от 01 июня 2010 года об изменении параметров МПЗ N1. К заявке были приложены все необходимые документы, предусмотренные Положением о порядке разработки, оформления и утверждения в городе Москве по заявлениям физических и юридических лиц градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 801-ПП от 02.09.2008 г. (Положение).
Прием заявки и всех необходимых документов подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" Москомархитектуры (регистрационный номер 001-ГПЗУ-746/1 ОК/ОК). При этом в выписке датой получения готового документа (градостроительного плана земельного участка) указана дата 07.06.2011 г.
22.06.2011 года Москомархитектура письмом сообщила, что проект градостроительного плана земельного участка подготовлен, откорректирован Рабочей группой и вопрос о его утверждении включен в повестку дня заседания Рабочей группы по градостроительной деятельности.
Отдельным письмом от 22.06.2011 Москомархитектура уведомила Заявителя, что оформление градостроительного плана земельного участка приостановлено в соответствии с решением руководства г. Москвы о новом порядке выдачи градостроительного плана земельного участка (т.е. новый Административный регламент предоставления государственной услуги, утвержденный Постановлением Правительства Москвы N 229-ПП от 25 мая 2011 года "О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" (Регламент).
29 и 30 августа 2011 года заявитель обращался в Москомархитектуру с просьбой завершить процесс оформления градостроительного плана земельного участка, а также указал, что согласно Регламенту (п. 2.16.1) максимальный срок приостановки оказания услуги не может превышать 60 дней, соответственно предоставление услуги по оформлению градостроительного плана земельного участка должно быть восстановлено 22.08.2012.
Письмом от 28.09.2011 г. Москомархитектура сообщила заявителю, что проект градостроительного плана земельного участка рассмотрен на заседании Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, но информация пока в Москомархитектуру не поступала.
17.04.2012 года заявителем было получено письмо Москомархитектуры (исх. N 001-02-6396/10-0-(1)-13 от 11 апреля 2012 года), содержащее отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает обязанность государственного органа выдать градостроительный план земельного участка и не предусматривает возможности и/или оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В Положении установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, а именно: в случае некомплектности представленных документов и/или их несоответствия требованиям, установленным законодательством и Положением.
При этом пунктами Положения 2.1.1 - 2.2.3, 3.4.1, 3.42, 3.4.4 предусмотрено, что при приеме заявлений и комплектов документов у заявителей сотрудник службы "одного окна" проверяет правильность оформления заявления и комплектность представленных заявителем документов, необходимых для выдачи запрашиваемого документа. В случае выявленных несоответствий либо отсутствия необходимых документов заявление не принимается.
Регламентом установлен перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги изготовление ГПЗУ, который также является исчерпывающим (пункт 2.20.2) и предусматривает следующие условия: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, а также документов, срок действия которых истек на момент подачи заявления на предоставление государственной услуги; непредставление заявителем дополнительных документов (информации, сведений, данных), подтверждающих (уточняющих) права и полномочия заявителя.
При этом согласно пункту 2.13.3. Регламента наличие у заявителя неполного комплекта документов является основанием для отказа в их принятии.
Таким образом, ни одно из перечисленных оснований, предусмотренных как Положением, так и Регламентом, к документам, поданным заявителем в Москомархитектуру, не является применимым, поскольку заявителем был представлен необходимый и достаточный комплект документов для оформления ГПЗУ, имеется отметка о принятии заявки и приложенных к ней документов (peг. N 001-ГПЗУ-746/1 OK/OK), а требование на предоставление дополнительных документов Москомархитектура в адрес заявителя не направляла.
В соответствии с Регламентом (п. 3.6.1.) подготовленный Москомархитектурой проект ГПЗУ с видами разрешенного использования земельного участка, определенными в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для его рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы (далее - ГЗК).
ГЗК в течение 7 дней с момента получения всех необходимых материалов рассматривает проект градостроительного плана земельного участка и принимает одно из следующих решений:
- об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка;
- о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
При этом Регламентом не предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ по результатам рассмотрения проекта ГЗК.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 210-ФЗ от 27.07.2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" каждый заявитель, являющийся законным пользователем земельного участка, имеет право безусловно получить результат государственной и муниципальной услуги, в нашем случае - ГПЗУ, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При этом по смыслу ст. 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим. При таких обстоятельствах непонятность схемы организации дорожного движения вокруг здания, расположенного на земельном участке, не может влиять на порядок и основания выдачи градостроительного плана.
Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего документа и может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке (ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительный план может подготавливаться как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
По смыслу статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 N 93, ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
Суд также указывает, что оспариваемое решение противоречит ранее выданным Москомархитектурой заявителю заключениям, подтверждающим параметры разрешенного использования земельного участка, предоставленного под реконструкцию МПЗ N 1:
- исх. N 100-02-3102/0-(0)-1 от 28.09.2010 года, согласно которому земельный участок реконструируемого завода распложен в зоне реорганизации в составе производственной зоны. Функциональное назначение земельного участка отвечает основному виду разрешенного использования земельного участка - участки размещения производственных объектов;
- исх. N 200-02-463/2-(0)-2 от 03.02.2012 года, согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу: Москва, ул. Вагоноремонтная, вл. 25, возможно строительство со следующими максимальными параметрами: максимальная высота застройки - 50 метров, максимальная плотность застройки - 10 000 кв.м. /га.
При указанных обстоятельствах, представив в установленном порядке заявку (с приложением необходимых документов) на получение ГПЗУ 22.04.2011, заявитель должен был получить результат оказания государственной услуги, а именно, ГПЗУ не позднее 07 июня 2011 года, как это предусмотрено п. 1.4. Положения о порядке разработки, оформления и утверждения в городе Москве по заявлениям физических и юридических лиц градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 801-ПП от 02.09.2008 г. (действовавшего в рассматриваемый период), согласно которому срок подготовки ГПЗУ составляет не более тридцати дней со дня поступления от заявителя заявления о подготовке ГПЗУ в Москомархитектуру.
Указанное Положение утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП, вступившего в силу через 10 дней после его официального опубликования (опубликовано в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" - дата выхода в свет 07.06.2011).
Таким образом, выдача ГПЗУ по заявке ОАО "Будапро-завод N 1" должна была осуществляться только на основании Положения без участия Градостроительно- земельной комиссии г. Москвы, как это предусмотрено принятым позднее Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 229-ПП от 25 мая 2011 года "О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков".
Судом установлено, что в нарушение правил оказания государственной услуги по выдаче ГПЗУ, изложенных в Положении, Москомархитерктура свои обязанности не выполнила.
Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.2 Положения Москомархитектура в течение 5 рабочих дней проводит проверку наличия документов, их соответствия законодательству и т.п., при обнаружении их некомлектности или несоответствия установленным законодательством требованиям материалы возвращаются заявителю с мотивированным отказом в выдаче ГПЗУ - в нашем случае такой возврат ответчиком не произволен, что свидетельствует о достаточности представленных документов и их соответствии всем установленным требованиям.
Москомархитектура в течение 20 рабочих дней обеспечивает подготовку ГПЗУ; подготовленный проект ГПЗУ утверждается приказом председателя Москомархитектуры в течение 5 дней.
Согласно письму Москомархитектуры от 22.06.2012 (N 001-ГПЗУ-746/1-(0)-8, N 001-ГПЗУ-746/1-(0)-7)проект ГПЗУ Москомархитектурой рассмотрен и откорректирован в соответствии с заявкой ОАО "Будапро-завод N 1", т.е. ГПЗУ готов к выдаче, но при этом фактически на руки заявителю не предоставлен, а отправлен в соответствии с Административным регламентом, принятым после установленного срока рассмотрения (после 07.06.2011), на одобрение Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК г.Москвы).
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Принятие в настоящее время решения о прекращении инвестиционного контракта и расторжения договора аренды не свидетельствует о законности бездействия ответчика в рассмотренный период времени.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "15" ноября 2012 г. по делу N А40-96362/12-84-974 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96362/2012
Истец: ОАО "БУДАПРО-ЗАВОД N 1"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура), Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР Г МОСКВЫ, Правительство г. Москвы, Правительство города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31790/15
06.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11624/14
24.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14288/13
30.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14288/13
28.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6476/13
27.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1274/13
15.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96362/12