г. Томск |
|
31 мая 2011 г. |
Дело N А27-16582/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Намаконовой Е.Г., доверенность от 09.09.2010 г.; Наумова В.А., доверенность от 21.09.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 г.
по делу N А27-16582/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
о признании недействительным решения от 23.09.2010 г. N 28199
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Кузбассэнерго", Общество, налогоплательщик, апеллянт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.09.2010 N 28199 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 г. по делу N А27-16582/2010 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось с апелляционной жалобой (с учетом по земельным участкам) в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений и уточнений) ее податель указывает, что поскольку решения об учете изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:120, 42:24 :0101026:125, 42:24:0101026:126 датированы 30.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 - 15.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 - 22.12.2009, то с 01.01.2010 общество в целях исчисления земельного налога было вправе использовать измененный вид разрешенного использования при расчете кадастровой стоимости данных земельных участков.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, считает доводы жалобы необоснованными, а решение суда - принятым в соответствии с действующим законодательством, соответствующим материалам дела.
Подробно доводы Инспекции изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон доводы жалобы, отзыва на нее поддержали.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузбассэнерго" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0501006:454 (далее - земельные участки).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
По результатам рассмотрения заявлений ОАО "Кузбассэнерго" о государственном кадастровом учете изменений вида разрешённого использования земельных участков Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области приняты решения от 15.12.2009, от 22.12.2009 об учете изменений объекта недвижимости - внесении сведений об изменении разрешенного использования на земельные участки.
На основании указанных решений об учете изменений видов разрешённого использования результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражены в соответствующих Актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.02.2010, 16.02.2010, 23.04.2010, которые удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.
Решением от 23.09.2010 N 28199, принятым Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово по результатам камеральной налоговой проверки представленного ОАО "Кузбассэнерго" в налоговый орган налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года (акт проверки от 12.08.2010 N 54738) отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислены и предложены к уплате земельный налог в сумме 13 355 571 рублей и соответствующие суммы пени в размере 504 157, 91 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области от 08.11.2010 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 23.09.2010 N 28199 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Полагая решение налогового органа от 23.09.2010 N 28199 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности принятого Инспекцией решения, указав на правомерное исчисление Инспекцией земельного налога за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утверждённой Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520, без учета перерасчёта кадастровой стоимости в 2010 году.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из установленных по делу обстоятельств из следующих норм права.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности.
По смыслу изложенных норм, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч., при изменении вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
В случае, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Принимая во внимание, что акт определения кадастровой стоимости земельных участков утвержден уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по Кемеровской области после 01.01.2010 г., суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности применения с 01.01.2010 г. изменённой кадастровой стоимости и законности оспариваемого решения Инспекции.
Доводы апеллянта о правомерности исчисления земельного налога исходя из видов разрешенного использования земельных участков, измененных решениями от 15.12.2009, 22.12.2009 г., отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и опровергаемые материалами дела.
Следуя материалам дела, виды разрешенного использования земельных участков действительно, изменены 15.12.2009, 22.12.2009 решениями Управления Росреестра по Кемеровской области.
Вместе с тем, Акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы 15.02.2010, 16.02.2010, 23.04.2010, удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
При этом, согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42), в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
По смыслу указанных положений, сведения об изменении кадастровой стоимости вносятся на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости, и не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты оформления такого акта в установленном порядке, и, следовательно, в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ, не могут применяться в целях исчисления земельного налога до внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости на основании такого акта.
В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2.3 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Ссылка апеллянта на принятие решения органом кадастрового учета об учете изменений вида разрешенного использования земельных участков 15.12.2009, 22.12.2009 апелляционным судом не принимается как противоречащая указанным положениям, устанавливающим обязательность составления и удостоверения Акта определения кадастровой стоимости до внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений. Решение об учете изменений вида разрешённого использования не влечет автоматического внесения изменений в сведений о кадастровой стоимости, которая определяется уполномоченными должностными лицами в установленном порядке.
Принимая во внимание, что Акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков оформлены 15.02.2010, 16.02.2010, 23.04.2010, а удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сведения об изменении (перерасчете) кадастровой стоимости земельных участков не били и не могли быть внесены ранее указанных дат.
Ни доказательств внесения до 01.01.2010 г. в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования, ни доказательств составления актов об утверждения кадастровой стоимости до 01.01.2010 г. заявителем представлено не было, в связи с чем, Инспекция правомерно руководствовалась данными государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2010 г., внесенными на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 520.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков в 2010 году налоговым органом правильно определялась на основании сведений государственного кадастра недвижимости, оснований для применения иных показателей кадастровой стоимости у Инспекции не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным в обжалуемой части, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Кемеровской области от 21.02.2011 г. по делу N А27-16582/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16582/2010
Истец: Кузбасское ОАО энергетики и электрификации ОАО "Кузбассэнерго"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16485/11
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-16485/11
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16485/11
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4150/11
31.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3073/2011