Тула |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А23-3588/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии ответчика - Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) - Зеленцова Ю.Л. (доверенность от 29.12.2012 N ВЖ-1925-12, удостоверение), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (г. Обнинск, ОГРН 1024000936035, ИНН 4025051614), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (г. Обнинск, ОГРН 1024000936035, ИНН 4025051614) на решение Арбитражного суда Калужской области от 04.12.2012 по делу N А23-3588/2012 (судья Дорошина А.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (далее - общества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.08.2012 N 50.
Решением от 04.12.2012 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, признав незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 20.08.2012 N 50. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что транспортные средства не должны оборудоваться специальными знаками, а водители как лица, привлекаемые к транспортированию отходов нерегулярно, не должны проходить специальное обучение на обращение с отходами с подтверждением этого права свидетельствами (сертификатами). Заявитель также отмечает, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство об истребовании доказательств от ООО "Спецтехстрой".
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Полагая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель в суд апелляционной инстанции представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области N 270-12 от 25.07.2012 (том 1, л. д. 77) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "РАСТР-технология" обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности общества, расположенных по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, д. 82.
В ходе проверки ООО "РАСТР-технология" были выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а именно:
- отсутствуют свидетельства (сертификаты) о профессиональной подготовке работников, допущенных к осуществлению деятельности по обращению с отходами, на право работы с отходами I - IV класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности транспортными средствами, не относящимся к специально оборудованным средствам;
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2011 год была составлена и предоставлена с нарушениями статьи 11, пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ и пунктов 7, 8, 10, 11, 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30;
- не представлены на момент проведения проверки сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39, пунктом 2 статьи 67, статьей 11 Закона N 89-ФЗ;
- учет в области обращения с отходами велся с нарушениями статьи 11, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 Закона N 89-ФЗ и пунктов 18 и 19 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721.
Результаты проверки оформлены актом N 1/270-12/22 от 13.08.2012 (том 1, л. д. 62 - 76).
Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в отношении общества составлен протокол от 13.08.2012 N 3/270-12/49 об административном правонарушении (том 1, л. д. 51 - 61), предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и 20.08.2012 принято постановление N 50 о привлечении заявителя к ответственности по названной статье КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей том 1, л. д. 39 - 50).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, организация, в результате производственной деятельности которой образуются отходы, обязана соблюдать требования Закона N 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности у общества образуются отходы производства и потребления IV класса опасности ("Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код по ФККО: 912004001004) и "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014).
Вывоз отходов осуществляется на основании договора от 30.12.2011, заключенного между ООО "РАСТР-технология" (заказчик) и УМП "Благоустройство" (исполнитель), согласно которому заказчик завозит собственным транспортом или транспортом подрядной организации отходы производства и потребления на объект размещения отходов по сопроводительным документам, а исполнитель оказывает услуги по приему отходов и их захоронению на полигоне ТБО в соответствии с условиями настоящего договора (том 2, л. д. 1 - 2).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия общества относятся к накоплению и транспортировке отходов.
Доводы заявителя жалобы о том, что транспортные средства не должны оборудоваться специальными знаками, а водители как лица, привлекаемые к транспортированию отходов нерегулярно не должны проходить специальное обучение на обращение с отходами с подтверждением этого права свидетельствами (сертификатами) суд апелляционной инстанции отклоняет на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах.
Таким образом, для вывоза ТБО необходимо использовать только специализированную технику.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, на транспортных средствах марки (модели) БАГЕМ 27651-0000010 (автофургон) и марки (модели) 2747-0000010-34 (автофургон) какое-либо специальное оборудование отсутствует, то есть обществом осуществлялась транспортировка отходов IV класса опасности способом, не соответствующим законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Однако, как установлено судом и фактически не оспаривается заявителем, на момент проведения проверки работники общества, допущенные к обращению с отходами, не прошли профессиональную подготовку на право работы с отходами I - IV класса опасности.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что общество было обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку даже два вышеуказанных нарушения закона (перевозка отходов неспециализированным транспортом и неквалифицированным персоналом) образуют состав, предусмотренный статьёй 8.2 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом принимались меры, направленные на соблюдение указанных требований, которые бы позволили судить об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Заявитель также указывает на то, что судом не рассмотрено ходатайство об истребовании доказательств - свидетельств от ООО "СПЕЦТЕХЦЕНТР", подтверждающих обучение на право работы с отходами водителей ООО "СПЕЦТЕХЦЕНТР". Как установил суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции действительно не рассмотрел заявленное в дополнениях N 2 к заявлению обществом ходатайство (том 3, л. д. 17 - 26). Однако данное процессуальное нарушение не привело к принятию необоснованного решения.
В материалах дела содержится переписка между ООО "СПЕЦТЕХЦЕНТР" и ООО "РАСТР-технология", а также договор по вывозу отходов от 24.10.2012 N 1/10-12, направленные на выполнение предписания административного органа, о привлечении к обращению с отходами работников, имеющих соответствующую профессиональную подготовку (том 3, л. д. 27 - 30, 34 - 36). Вместе с тем, поскольку данные документы датированы периодом времени после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, они не могут иметь правового значения для выяснения вопроса о законности привлечения истца к ответственности.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом не установлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 04.12.2012 по делу N А23-3588/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3588/2012
Истец: ООО "РАСТР-технология"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1502/13
27.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-222/13
18.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-222/13
18.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-222/13
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3588/12