г.Пермь |
|
09 ноября 2006 г. |
А71-4533/2006 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.
судей Грибиниченко О.Г., Богдановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курочкиной И.М.
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
на решение от 30.08.2006 г. по делу N А71-4533/2006-А28,
арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по иску ОАО "Буммаш"
к МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
О признании частично недействительным мотивированного заключения.
при участии
истца Соковикова (дов. от 23.11.2004 г.), Гилазетдинова Г.Ф. (дов. от 02.02.2006 г.)
ответчика Желудова А.Г. (дов. от 11.01.2006 г.)
и установил:
В арбитражный суд обратилось ОАО "Буммаш" с заявлением о признании недействительным мотивированного заключения МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 20.03.2006 г. не подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС в сумме 178.986 руб.
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.08.2006 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 30.08.2006 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям :
МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике проведена налоговая проверка декларации по НДС за ноябрь 2005 г. по налоговой ставке 0%, представленной ОАО "Буммаш", по результатам которой принято мотивированное заключение от 20.03.2006 г., согласно которому налоговый орган признал не подтвержденной обоснованность применения налоговых вычетов по НДС в сумме 178.986 руб.
Не согласившись с вынесенным мотивированным заключением в указанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Основанием для признания необоснованным применения налогового вычета по данной декларации в сумме 178.854 руб. явился вывод налогового органа об истечении трехлетнего срока для заявления налогового вычета по материальным затратам, относящимся к реализации товаров в августе 2002 г. по заказу N 2081177(л.д. 39).
Согласно п. 1 ст. 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
При этом в соответствии с п. 3. ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с п.6 ст.166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Действие названной нормы в указанной редакции в силу статьи 16 Закона N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
При определении "соответствующего налогового периода" следует руководствоваться положениями пункта 9 статьи 167 НК РФ, которым предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Соответствующая декларация по отгрузкам по ГТД N 10405000/240702/0001169 и N 10405000/260802/0001352 подана налогоплательщиком за август 2002 г. 20.10.2002 г., то есть в указанный момент им был собран полный пакет документов и определена налоговая база по НДС по ставке 0%.
Налоговые вычеты по указанным отгрузкам заявлены налогоплательщиком 20.12.2005 г. в налоговой декларации за ноябрь 2005 г., то есть с пропуском трехлетнего срока, установленного вышеуказанными положениями налогового законодательства.
При изложенных обстоятельствах, вывод налогового органа о необоснованности заявления налоговых вычетов в сумме 178.854 руб. является правомерным.
Довод налогоплательщика, поддержанный судом первой инстанции, о том, что согласно Учетной политике общества в связи с предъявлением НДС к вычету только после закрытия заказа (ноябрь 2004 г.), срок, предусмотренный п.2 ст. 173 НК РФ не истек, является неправомерным.
Действительно, Методикой определения вычета НДС, фактически уплаченного поставщикам за принятые к учету материальные ресурсы (работы, услуги), пошедшие на изготовление экспортируемой продукции, являющейся приложением N 2 к Учетной политике АО "Буммаш", утвержденной приказом N 16 от 30.01.2002 г. (л.д. 15-18), предусмотрено, что при закрытии экспортного заказа, его оплате и представлении документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ предприятие, согласно ст. 176 НК РФ предъявляет к возмещению из бюджета сумму налога, исчисленную и уплаченную в соответствии с п.6 ст. 166 НК РФ на основании налоговой декларации по ставке 0% за весь период исполнения заказа.
Однако, указанной Методикой не определены ни срок закрытия заказа относительно осуществления экспортной поставки, ни возможность применения налоговых вычетов безотносительно к периоду их возникновения, ни срок подачи налоговой декларации и т.д., более того, указание в Методике возможности предъявления налоговых вычетов "за весь период исполнения заказа" не исключает их предъявление в конкретные налоговые периоды по соответствующим декларациям.
Из материалов дела усматривается, что последняя отгрузка по экспортному заказу, в который вошли спорные отгрузки, произведена в 2003 г., однако, заказ закрыт в ноябре 2004 г., налоговые вычеты заявлены за ноябрь 2005 г.
Подобное формирование налоговых обязательств противоречит учетной политике предприятия, не соответствует требованиям налогового законодательства (ст. 53,54 НК РФ), ведет к искажению и дисбалансу публичных и частных интересов и не может быть признано правомерным.
Основанием для отказа в применении налогового вычета в сумме 132 руб. явились выводы налогового органа о необоснованном включении в состав налоговых вычетов НДС по материальным затратам, понесенным для изготовления экспортной продукции согласно бухгалтерскому и инвентарному учету в марте 2003 г., после отгрузки данной продукции на экспорт в декабре 2002 г. по заказу N 2081195.
Поименованный выше п. 3 ст. 172 НК РФ содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями ст.ст. 171, 172 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после их принятия на учет.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров, подлежат вычетам в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, налогоплательщик не только обязан отдельно определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию (постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. N 12797/05).
В силу того, что затраты фактически были понесены в декабре 2002 г. (без оформления соответствующих документов и получения документов, необходимых для оприходования товара от поставщика), надлежащим образом отражены в марте 2003 г., заказ был закрыт в апреле 2004 г., оснований для предъявления налогового вычета в налоговой декларации за ноябрь 2005 г. суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, мотивированное заключение налогового органа в оспариваемой части является правомерным, и решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу изложенного, апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, следовательно, на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на общество.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269,ч.ч. 1и 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.08.2006 года отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ОАО "Буммаш" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4533/2006
Истец: ОАО "Буммаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике, МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по УР