Отчетность в электронном виде
Произвол с электронной отчетностью
Последний год фирмы начали массово подавать отчетность в электронном виде. Причем порядок перехода является добровольно-принудительным. Доходит до того, что инспектора не принимают декларации в бумажной форме без предоставления копии на дискетах. Кстати, за данное самоуправство уже поплатилась заместитель начальника по работе с налогоплательщиками межрайонной инспекции N 3 Федеральной налоговой службы России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу. Против нее было возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий*(1). Однако данный факт не мешает другим региональным инспекциям применять к налогоплательщикам аналогичные требования. Например, МРИ ФНС N 3 по Рязанской области разослала уведомления налогоплательщикам о том, что расчеты по ЕСН и страховым взносам за первое полугодие 2007 г. принимают только в электронном виде или по телекоммуникационным каналам связи.
Попробуем разобраться, насколько обязательна электронная отчетность.
Согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена в налоговый орган одним из следующих способов:
- лично;
- через представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения;
- по телекоммуникационным каналам связи.
С 2008 года представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде обязательно для следующих лиц (п. 3 ст. 80 НК РФ):
- налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций,
численность работников которых превышает 100 человек;
- налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших.
Имейте в виду что предприятия, в состав которых входят обособленные подразделения, среднесписочную численность работников считают в целом по организации (письмо Минфина от 29.12.2006 г. N 03-02-07/1-364).
Учтите, что со следующего года все организации обязаны подавать в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Запись программы по формированию налоговой отчетности в электронном виде налоговые органы производят бесплатно, так что подробно останавливаться на ее учете не имеет смысла. Далее поговорим исключительно о сдаче отчетности через Интернет.
Интернет-отчетность
Порядок приема отчетности
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС РФ от 02.04.2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок). Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления интернет-отчетности утверждены приказом МНС РФ от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации).
При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик после подготовки отчетов в соответствии с утвержденным форматом подписывает ее электронной цифровой подписью и отправляет в адрес налогового органа.
Далее в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик должен получить следующие документы (п. 6.7.2 Методических рекомендаций):
- квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде;
- протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
- подтверждение оператора.
Протокол входного контроля высылается обратно в налоговый орган в течение суток. Выходные и праздничные дни в учет не берутся (п. 6.7.4 Методических рекомендаций).
Если в протоколе содержится информация о том, что отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки. Затем по исправленной отчетности он должен повторить процедуру сдачи (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).
Если же налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме отчетов в электронном виде или протокол входного контроля, он заявляет об этом налоговому органу и/или оператору и при необходимости повторяет процедуру сдачи отчетов (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).
Обратите внимание, что при представлении налоговой декларации в электронном виде через Интернет налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе (п. 6 Порядка).
Учитываем программный комплекс
Как правило, подключение отчетности через Интернет включает:
- установку и подключение к определенному комплексу (специальная сертифицированная программа);
- абонентское обслуживание.
При всей простоте вопроса программа для интернет-отчетности учитывается по-разному. Так что посмотрим, что по данной ситуации думают чиновники.
Минфин в письме от 02.04.2007 г. N 03-11-04/2/79 сказал, что приобретенный организацией программный комплекс, предназначенный для формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через Интернет, может быть учтен в составе:
- амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизируемым имуществом признаются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. Указанные средства находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода;
- материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Также в данном письме говорится, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, программу для интернет-отчетности учитывают в составе:
- основных средств (п. 3 ст. 346.16), если она относится к амортизируемому имуществу;
- материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 статьи 346.16).
Сразу скажем, что с таким подходом чиновников можно поспорить. Дело в том, что приобретенная в собственность компьютерная программа никак не может являться основным средством. Правильнее было бы ее учитывать в составе нематериальных активов.
Если же договором с правообладателем программы установлен перечень услуг, входящих в состав установки программы, то указанные затраты, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, включают в состав расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных (письмо Минфина от 12.04.2007 г. N 03-11-04/2/100). Для фирм, использующих обычную систему налогообложения, данный вид затрат относится к прочим расходам (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
А теперь вспомним пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса: "Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно". Так вот, Минфин в письме от 06.02.2006 г. N 03-03-04/1/92 сказал, что если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то такие расходы признаются единовременно. Однако в более поздних разъяснениях финансистов говорится, что указанные расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности (письма Минфина от 23.06.2006 г. N 03-03-04/1/542 от 04.04.2007 г. N 03-03-06/2/61). Получается, что распределить затраты все-таки надо. Чтобы не спорить с налоговыми органами, советуем разнести данные расходы хотя бы на пару месяцев.
Абонентское обслуживание
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, затраты в виде абонентской платы, перечисляемой за право сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде с использованием Интернета, учитывают их в составе расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (письма Минфина от 09.10.2007 г. N 03-11-04/2/250, от 02.04.2007 г. N 03-11-04/2/79 и от 01.08.2007 г. N 03-11-04/2/193). Предприятия, использующие обычную систему налогообложения, данные затраты списывают в составе прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Пример 1
ООО "Прогресс" подключилось к комплексу "Плюс", являющемуся системой обмена электронными документами в программе представления налоговой и иной отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической информации. Договор заключен на 1 год.
Согласно акту выполненных работ ООО "Талан" осуществило установку и настройку комплекса "Плюс" - 3 600руб. (НДС не предусмотрен).
Ежемесячная абонентская плата - 200руб. (НДС не предусмотрен).
В бухгалтерском учете ООО "Прогресс" надо сделать следующие проводки:
Дебет 97 Кредит 60 - 3 600 руб.- отражена установка и настройка комплекса "Плюс".
Ежемесячно в течение года:
Дебет 26 Кредит 97 - 300 руб. (3 600руб./12 мес.) - списаны расходы на установку и настройку комплекса "Плюс";
Дебет 26 Кредит 60 - 200руб. - отражена абонентская плата.
В налоговом учете надо ежемесячно в течение года отражать следующие расходы:
- 300 руб. - установка и настройка комплекса "Плюс" - прочие расходы (подп. 26 п. 1 ст. 264 ПК РФ);
- 200 руб. - абонентское обслуживание - прочие расходы (подп. 25 п. 1 ст. 264 ПК РФ).
Пример 2
Воспользуемся данными Примера 1 с учетом того, что 000 "Прогресс" применяет упрощенную систему налогообложения. Налоговый учет в 000 "Прогресс":
- 3 600 руб. - установка и настройка комплекса "Плюс": расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- 200руб. - абонентское обслуживание: расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Талан"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Взято с сайта прокуратуры Читинской области: http://www.prokuratura.chita.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru