г. Томск |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А45-25024/2012 |
Резолютивная часть определения объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 27 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Журавлева В.А., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Хлудов Е.Ю. по доверенности от 23.08.2012;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.11.2012
по делу N А45-25024/2012 (судья В.А. Полякова)
по заявлению Министерства здравоохранения Новосибирской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек",
г.Новосибирск (ОГРН 1095406034745, ИНН 5406550332)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек" (далее - ООО "Альянс Аптек", Общество, апеллянт) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, в том числе, на ненадлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Общество в дополнениях к апелляционной жалобе настаивало на своей позиции, изложенной в жалобе, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы в указанной части, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что вывод суда о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания и предоставлении ему возможности участвовать в заседании суда первой инстанции и реально защищать права и законные интересы, не основан на материалах дела, установив таким образом наличие оснований, определенных АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции по правилам для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Следуя разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 29, 30 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае если суд апелляционной инстанции установит, что имеются основания для отмены судебного акта по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то он переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Кодекса.
Из материалов дела следует, что определением от 18.09.2012 заявление Министерства здравоохранения Новосибирской области принято к производству, возбуждено производство по делу. Дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 15.10.2012 в 09 час. 30 мин. (л.д. 1).
Как следует из почтового идентификатора "отслеживание почтовых отправлений" судом первой инстанции в адрес ООО "Альянс Аптек", указанный ЕГРЮЛ (г.Новосибирск, ул.Писарева,40 оф.4) направлялось определение о назначении даты предварительного судебного заседания, сведения о получении которого обществом в материалах дела отсутствуют (л.д. 98).
В связи с тем, что заинтересованное лицо не было извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, суд первой инстанции определением от 15.10.2012 разбирательство по делу в предварительном судебном заседании отложено на 29.10.2012 на 9 час. 00 мин., в силу части 1 статьи 158 АПК РФ.
Определения суда от 18.09.2012 и от 15.10.2012 размещались на официальном интернет ресурсе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и находятся в свободном доступе для неопределённого круга лиц.
Дополнительно ООО "Альянс Аптек" уведомлено о времени и месте судебного разбирательства по телефону, информация получена Зудиной Ириной Павловной, действующей на основании доверенности от 03.09.2012, выданной генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек" Москалюк Антониной Сергеевной.
Однако доказательства направления судом первой инстанции определения о принятия заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания на 29.09.2012 09 час. 40 мин. в адрес ООО "Альянс Аптек", указанный ЕГРЮЛ (г.Новосибирск, ул.Писарева,40 оф.4) в материалах дела отсутствуют.
Из решения суда первой инстанции от 02 ноября 2012 следует, что представитель ООО "Альянс Аптек" в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания.
Исходя из положений, закрепленных в статьях 156, 158 АПК РФ, арбитражный суд неправомочен рассматривать дело в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку материалами дела не подтверждается, что Общество было уведомлено судом первой инстанции должным образом о дате и времени рассмотрения дела, то арбитражный апелляционный суд, с учетом изложенных выше обстоятельств, приходит к выводу, что рассмотрение дела произведено Арбитражным судом Новосибирской области в отсутствие представителя ООО "Альянс Аптек", не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах, в связи с нарушением норм процессуального права, на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене и дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 28.01.2013, установив существенное нарушение предусмотренных статьями 7, 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципов арбитражного процесса, а именно, равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, равноправия сторон, состязательности, а также статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А45-25024/2012 по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В назначенное время в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и доводы заявления о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности в полном объеме, просил привлечь ООО "Альянс Аптек" к административной ответственности.
Апеллянт явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), в дополнениях N к апелляционной жалобе ходатайствовали о рассмотрении в отсутствие представителя общества в связи с невозможностью прибытия из-за тяжелого материального положения.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по правилам рассмотрения дел судом первой инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек" является обладателем лицензии от 24.02.2012 N ЛО-54-02-00956, выданной для осуществления фармацевтической деятельности по месту нахождения аптечного пункта: город Новосибирск, улица Высоцкого, 9, в том числе для осуществления следующих видов деятельности:
хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ООО "Альянс Аптек" осуществляет фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами "а", "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Нарушения были выявлены по результатам проверки, проведённой в отношении Общества лицензирующим органом в сентябре 2012 года по адресу нахождения аптечного пункта: город Новосибирск, улица Высоцкого, дом 9.
При проведении проверки лицензирующим органом было установлено, что в нарушение правил хранения лекарственных средств в аптечном пункте ООО "Альянс Аптек" не соблюдаются правила хранения лекарственных препаратов для медицинского применения:
в холодильнике при температуре +11° С хранятся:
фотил, капли глазные 5 мл, производства АО Сантэн, Финляндия - серия 133835, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; офтальмоферон капли глазные 10 мл, производства ЗАО "Фирн М" - серия 291, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; генферон суппозитории 1 млн. ME N 10, производства ЗАО "Биокад" - серия 01468011, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; виферон суппозитории ректальные 3 млн. ME, производства ООО "Ферон" - серия 157С, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; комплигам В, раствор для в/м введения 2 мл, ампулы N 5, производства ЗАО "ФармФирма "Сотекс" - серия 120811, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; комбилипен, раствор для в/м введения 2 мл, ампулы N 5, производства ОАО "Фармстандарт УфаВИТА" - серия 970911, препарат должен храниться при температуре от +2 до +8° С; простакор, раствор для в/м введения 5 мг/мл ампулы N 5, производства ФГУП "НПО "Микроген" МЗ CP России - серия УЗ0312, препарат должен храниться при температуре от +4 до +8° С;
в холодильнике при температуре + 9° С хранятся:
новокаин суппозитории ректальные 100 мг N 10, производства ОАО "Дальхимфарм" - серия 111110, препарат должен храниться при температуре не более +5° С; валокордин, капли для приёма внутрь 20 мл, производства Кревель Мойзельбах ГмбХ, Германия - серия 150621, препарат должен храниться при температуре от +15 до +25° С; при температуре +25 градусов С хранятся следующие лекарственные препараты: люголя раствор с глицерином 25 г, производства ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" - серия 041111 (препарат должен храниться при температуре не более +20° С); масло касторовое 30 мл, производства ООО "Тульская фармацевтическая фабрика" - серия 100811 (препарат должен храниться в прохладном месте от +12 до +15° С).
В нарушение правил хранения лекарственных на момент проверки в торговом зале вместе с лекарственными препаратами, предназначенными для розничной торговли, хранились лекарственные препараты с истекшим сроком годности:
депо-провера 150 мг суспензия для в/м введения 1 мл, производитель Пфайзер МФГ Бельгия, серия R05535 в количестве 1 упаковки, срок годности до августа 2012 года; энам 20 мг N 20 таблетки, производитель Д-р Редис Лаборатория Лтд, серия В91782 в количестве 2 упаковок, срок годности до августа 2012 года; кардионат 100 мг/мл 5 мл N 10 ампулы, производитель ЗАО "МАКИЗ-ФАРМА" в количестве 1 упаковки, серия 260710, срок годности до августа 2012 года; лидокаин 2 % - 5 мл глазные капли, производитель ОАО "Синтез", серия 40740 в количестве 1 упаковки, срок годности до августа 2012 года; настойка полыни 25 мл, производитель ОАО "Тверская фармацевтическая фабрика", серия 50710, в количестве 1 упаковки, срок годности до августа 2012 года;таблетки мятные N 10, производитель ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", серия 260810 в количестве 4 упаковок, срок годности до августа 2012 года; трентал 20 мг/мл 5 мл N 5 ампулы, производитель Авентис Фарма Лтд, серия 238162 в количестве 1 упаковки, срок годности до сентября 2012 года; бетоптик С 0, 25 % - 5 мл глазные капли, производитель ООО "Алкон-Куврер н.в.", серия 281010 в количестве 1 упаковки, срок годности до сентября 2012 года.
В нарушение требований при проверке лицензирующему органу не были представлены паспорта завода с отметкой о дате поверки или свидетельства о поверке на гигрометры психометрические типа ВИТ-1; установлено, что показания температуры и влажности не регистрируются в журнале, резервуары гигрометров не заполнены водой.
В нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности:
отсутствует холодильник для хранения термолобильных лекарственных препаратов, требующих условий хранения в холодном месте при температуре от +2 до +8 С (в двух имеющихся холодильниках в момент проверки температура была + 10 °С и +11 °С), то есть нарушаются условия хранения лекарственных препаратов, требующих хранения при температуре от +2 до +8 С.
Нарушены требования пунктов 3.5, 5.3, 5.4 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций, утверждённой Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.10.1997 N 309: не окрашен дверной проём при входе в аптеку, дверь из торгового зала в зону отпуска, шкаф для хранения лекарственного растительного сырья (обратная сторона), что не допускает возможность проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств. Необходимо проведение косметического ремонта. Санитарное состояние помещения аптечной организации определено лицензирующим органом как "удовлетворительное": влажная уборка проводится нерегулярно, имеется пыль на витринах, полках шкафа для хранения лекарственных препаратов, на стеллажах для хранения документации и другом оборудовании.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "з" пункта 5 Положения, является грубым нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.09.2012.
05.09.2012 главным специалистом отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности составлен протокол об административном правонарушении в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие лицензии, под которой понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
При этом согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В пункте 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 (далее - Положение N 1081).
В силу пункта 5 Положения N 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать, в том числе следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:
аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (подпункт "г"), также соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения - лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (пункт "з" пункта 5).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 40 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.) (пункт 26 Правил хранения лекарственных средств).
Пунктом 8 Правил хранения лекарственных средств установлено, что лекарственные средства в помещениях для хранения размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные). При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Пунктом 2.8 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" установлено, что в исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера) допускается нарушение вторичной заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т.д.).
Как следует из пункта 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом требований подпунктов "г", "з" пункта 5 Положения N 1081.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Поскольку в рассматриваемом деле отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений, закрепленных в статье 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения ООО "Альянс Аптек" не привлекалось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражным апелляционным судом не установлено, в связи с чем, наказание определяется в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, нарушая условия хранения лекарственных средств, лицензиат нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Вменяемое Обществу правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей и его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, непосредственно посягает на права потребителей.
При указанных обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в настоящем случае составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.
С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено без участия и надлежащего извещения о времени и месте их составления представителя общества, подлежат отклонению.
Из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
В протоколе указывается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Однако соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, но и при его отсутствии при условии его извещения о времени и месте составления протокола. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Из материалов дела следует, что протокол от 05.09.12 составлен в присутствие законного представителя общества Зудиной Ирины Павловны, действующей на основании доверенности от 03.09.2012.
Из указанной доверенности следует, что Зудиной И.П. предоставлено право представлять интересы общества в Министерстве здравоохранения Новосибирской области по вопросам лицензирования, в том числе: участвовать в проведении проверок, подписывать акты проверок и протоколы об административных правонарушениях, представительствовать в судебных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными защитнику статьей 25 КоАП РФ, и представителю статьей 62 АПК РФ. Доверенность действительна до 31.12.2012 (л.д. 83)
Таким образом, нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного заявление Министерства здравоохранения Новосибирской области о привлечении ООО "Альянс Аптек" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270 статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 ноября 2012 года по делу N А45-25024/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Альянс Аптек" ИНН 5406550332, зарегистрированное в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска, юридический адрес: 630005, г.Новосибирск, улица Писарева,40, офис 4, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
В.А. Журавлёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25024/2012
Истец: Министерство здравоохранения Новосибирской области
Ответчик: ООО "Альянс Аптек"