г. Пермь |
|
02 августа 2010 г. |
Дело N А71-5351/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.
при участии:
от заявителя (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Общество с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая компания "Елена-Фарм"): Скорнякова Е.Г., представитель по доверенности от 19.05.2010 г., предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2010 года
по делу N А71-5351/2010,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике
к Обществу с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая компания "Елена-Фарм"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратился Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике (далее - Управление Росздравнадзора по УР) с заявлением о привлечении ООО "Фармацевтическая компания "Елена-Фарм" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 10.06.2010 года (резолютивная часть решения объявлена 07.06.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ее податель указывает, что выводы суда о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом являются ошибочными; в апелляционной жалобе приведены доводы по существу выявленных в ходе проверки фактов нарушений.
Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, в удовлетворении жалобы просит отказать, поскольку. Позиция Общества сводится к тому, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, территориальные органы Службы, не наделены полномочиями по лицензированию деятельности по розничной торговле лекарственными средствами, соответственно не вправе составлять протоколы об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив правильность применения судом материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росздравнадзора по УР от 12.04.2010 N 124 в период с 14 по 26 апреля 2010 года проведена внеплановая выездная проверка ООО "Елена-Фарм" на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности Общества в аптеках расположенных по адресам: г.Ижевск, ул. Орджоникидзе, д.38, г.Сарапул, ул. Чистякова, д.42, Селтинский район, с. Селтя, ул. Комсомольская, д.37.
По результатам проверки составлен акт от 28.04.2010 г. N 124 в котором зафиксирован факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: проверяющими выявлено нарушение температурного режима при хранении лекарственных препаратов в помещении аптеки по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Орджоникидзе, 38 (л.д.7-10).
На основании данных проверки, по факту осуществления фармацевтической деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в соответствии с ч.3 ст. 28 КоАП РФ 28.04.2010 года должностным лицом Управления Росздравнадзора по УР составлен протокол об административном правонарушении N 06/10 (л.д.7-10).
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены Управлением Росздравнадзора по УР в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 года составлен неуполномоченным лицом, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда ошибочным, не соответствующим ниже приведенным положениям законодательства.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1).
Частью 2 названной статьи предусмотрены перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностных лиц иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из анализа вышеприведенных положений КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях, допущенных при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий выданной лицензии, вправе осуществлять, кроме должностных лиц лицензирующих органов, должностные лица органов, наделенных полномочиями на осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере деятельности.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития (п.1 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (далее - Положение).
Согласно п.4 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью (п. 5.1.1.1), производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств (5.1.3.5); осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы (п.5.3).
В соответствии с п.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 205 (далее - Положение о территориальном органе), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является Управление Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Положением о территориальном органе Управление Росздравнадзора осуществляет, в том числе, надзор за фармацевтической деятельностью, контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, а также выдает лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами) (п.п. 6.1.1, 6.3.5., 6.5.2 Положения о территориальном органе).
Согласно ст.4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) фармацевтическая деятельность определена как деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Под аптечным учреждением понимается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Продажа лекарственных средств, исходя из содержания ст.4 Федерального закона N 86-ФЗ, является частью деятельности по обращению лекарственных средств.
Таким образом, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития наделен полномочиями на осуществление контроля и надзора за осуществлением деятельности по обращению, в том числе продаже лекарственных средств.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10.10.2005 N 2220-Пр/05 "Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" заместитель начальника отдела лицензирования, контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития Управления Росздравнадзора уполномочен проводить мероприятия по контролю и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства апелляционный суд полагает, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен должностным лицом Управления Росздравнадзора по УР в соответствии с имеющимися у него полномочиями.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Таким требованием (условием) при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии с п. п. 4, 8 ст. 32 Федерального закона N 86-ФЗ виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с п. 3.10, 3.19 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.
Согласно п. 2.4. приказа Минздрава России от 13.11.1996 N 377 "Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения" в помещениях хранения должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых должна осуществляться не реже 1 раза в сутки.
Управлением Росздравнадзора по УР в ходе проведения проверки было установлено, что Обществом в помещении аптеки расположенной по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 38 нарушен температурный режим при хранении следующих лекарственных средств: диоксидин (температура хранения 18-20С), рифампицин (температура хранения 20С), пиродоксин (температура хранения 12-15С), пирацетам (температура хранения 18-20С), настойка перца стручкового (температура хранения 12-15С), настойка Герботон (температура хранения 12-25С).
Факт нарушения температурного режима при хранении лекарственных средств подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 28.04.2010 года N 124, протоколом об административном правонарушении от 28.04.2010 года N 06/10.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона.
Таким образом, в действиях ООО "Фармацевтическая компания "Елена-Фарм" апелляционным судом установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае характер и обстоятельства совершения правонарушения, наличие возможности существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, свидетельствуют об отсутствии малозначительности правонарушения.
Вместе с тем, оснований для отмены судебного акта первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется в силу следующего.
В силу ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суд в случае пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Поскольку правонарушение выявлено административным органом 28.04.2010 (дата составления акта проверки), на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением установленного КоАП РФ срока давности привлечения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2010 года по делу N А71-5351/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5351/2010
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "Фармацевтическая компания "Елена-Фарм"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7025/10