г. Челябинск |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А76-16765/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Толкунова В.М., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чумановым Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2012 по делу N А76-16765/2012 (судья Каюров С.Б.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Тимофеев Станислав Станиславович (доверенность б/н от 12.09.2012).
ОАО "Российский железные дороги" в лице Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Южно-Уральской Железной дороги (далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями отменить решение заместителя директора Челябинского филиала N 2 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации С.С.Нечепуренко о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.07.2012 и решение Управляющей Государственным учреждением - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Я.Г.Соколовой от 03.08.2012 N 41 о внесении изменений в решение N 5006/5ш от 03.07.2012.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2012 в удовлетворении требований ОАО "РЖД" отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на то, что при рассмотрении настоящего спора судом не было принято во внимание, что созданное структурное подразделение ОАО "РЖД" не является филиалом либо представительством в смысле, придаваемом ему ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем оно не подлежит государственной регистрации.
Суд первой инстанции самостоятельно переквалифицировал правовое основание привлечения общества к ответственности, применив при этом в нормы налогового законодательства, как в отношении налогоплательщика, а не положения ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ), как для страхователя.
Также податель жалобы полагает, что судом неверно истолкованы нормы закона в части неисполнения заявителем обязанностей по соблюдению сроков передачи основных средств на баланс обособленного подразделения и открытие расчетного счета в течение 30 дней. Судом не было указано, на основании каких норм он пришел к таким выводам, поскольку передача основных средств и иного имущества предприятия своим подразделениям определяется самим предприятием и не вменена юридическим лицам в обязанность.
Судом не было учтено, что течение 30-дневного срока для постановки на учет, за нарушение которого общество и было привлечено к ответственности, стоит исчислять не с даты формального создания подразделения, а с момента, когда подразделение становиться обладателем всех трех установленных законом признаков, а именно, наличие отдельного баланса, расчетного счета и осуществление начислений выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
До судебного заседания заинтересованное лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, фонд явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Полномочия явившегося представителя фонда не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в связи с тем, что по представленной в судебное заседание доверенности N 27 от 01.01.2012 срок действия истек 31.12.2012, и как следствие, фондом не было представлено доказательств, надлежащим образом подтверждающих полномочия Беловой Анны Петровны на представление интересов заинтересованного лица на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя фонда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка общества по месту нахождения обособленного подразделения общества Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД".
По результатам проверки составлен акт проверки N 5006/5ш от 28.05.2012 и заместителем директора Челябинского филиала N 2 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации С.С.Нечепуренко вынесено решение N 5006/5ш от 03.07.2012 о привлечении ОАО "РЖД" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 2 500 руб.
03.08.2012 управляющим Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Я.Г.Соколовой принято решение N 41 о внесении изменений в решение N 5006/5ш от 03.07.2012. Согласно внесенным изменениям размер штрафа снижен до 1 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужили установленные в ходе проверки факты нарушения ОАО "РЖД" срока регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования, предусмотренного ст. 6 Закона N 125-ФЗ для юридических лиц по месту нахождения обособленного подразделения.
Не согласившись с вынесенными уполномоченными лицами решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок обращения для регистрации заявителем был нарушен, в связи с чем у фонда имелись все основания для привлечения общества к ответственности по ст. 19 Закона N 125-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
В силу пункта 2 статьи 9, подпункта 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны встать на учет у страховщика в порядке и сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователей - юридических лиц зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика в качестве страхователей по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц на основании заявления, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Порядок регистрации страхователей, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом части 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ устанавливается страховщиком.
В силу ч. 1 ст. 19 Закона 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика. Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.02.2012 ОАО "РЖД" издан Приказ N 11 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции пассажирских обустройств и Центральной дирекции многовагонного подвижного состава" (л.д. 42-44).
06.02.2012 Президентом ОАО "РЖД" утверждено Положение о Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиале ОАО "РЖД" (представлено в ходе проверки).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.02.2012 внесены соответствующие изменения.
16.02.2012 филиалом ОАО "РЖД" Южно-Уральская дорога вынесено Распоряжение N 190р "О передаче имущества и штатной численности Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении" (л.д. 45-47).
20.02.2012 утверждено Положение о создании Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств (л.д.50-57).
20.02.2012 издан Приказ ОАО "РЖД" N 65 "По личному составу" о назначении на должность начальника Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" (представлено в ходе проверки).
28.02.2012 был издан Приказ N 94 "По личному составу Центральной дирекции пассажирский обустройств - филиала ОАО "РЖД" (представлено в ходе проверки).
Уведомлением ИФНС по Советскому району г. Челябинска о постановке на учет общества в налоговом органе на территории Российской Федерации N 1726387 от 12.03.2012 подтверждено, что копия сообщения о создании обособленного подразделения Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств направлена в налоговый орган 24.02.2012, с указанием даты постановки на учет обособленного подразделения 01.02.2012 (л.д.58-66).
02.03.2012 Статрегистром Госстата издано информационное письмо N 28-902-47/94375 о подтверждении в составе регистра хозяйствующих субъектов Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" (представлено в ходе проверки).
27.03.2012 подразделению открыт расчетный счет для сбора выручки, о чем направлено соответствующее извещение банка от 27.03.2012 (л.д.67).
С заявлением о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Фонда социального страхования РФ ОАО "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" обратилось 28.03.2012.
Исходя из указанного выше следует, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о пропуске страхователем установленного законом 30-дневного срока.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что структурное подразделение - дирекция, не является филиалом либо представительством в смысле, придаваемом ему ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в качестве такового (филиала) ОАО "РЖД" указывает дирекцию в представленных в ходе проверки документах, например, Приказе N 11 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции пассажирских обустройств и Центральной дирекции многовагонного подвижного состава" (л.д.42-44). Вместе с тем, подотчетный характер деятельности подразделения и его назначение также соответствует признакам филиала, установленных гражданским законодательством, что также было оценено при рассмотрении спора судом первой инстанции.
Довод заявителя о том, что суд самостоятельно переквалифицировал правовое основание привлечения общества к ответственности, применив при этом и нормы налогового законодательства, вместо положения ст.6 Закона от N 125-ФЗ, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу прямого на то указания закона, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 указанного Закона).
К тому же, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции нормы налогового, гражданского и трудового законодательства были применены в совокупности с положениями непосредственно Закона N 125-ФЗ, что свидетельствует о верной квалификации спора судом согласно основаниям, изложенным в решениях фонда. По тому же основанию отклоняется довод подателя жалобы о неправомерном указании судом на нарушение страхователем налогового, трудового, гражданского законодательства, а также Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о которых в самих решениях фонда не было сказано.
Относительно доводов общества о неверном толковании фондом и судом норм закона при определении момента начала течения 30-дневного срока, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для их удовлетворении в силу следующего.
Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации утвержден постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 (в редакции постановления ФСС РФ от 26.01.2007 N 15) "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка для регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с заявлением юридическое лицо представляет копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения; информационное письмо службы государственной статистики (Росстат), содержащее сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.09.2011 N 1052н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений" также установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, среди которых указано само заявление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, форма которого предусмотрена приложением N 2 к Регламенту, а также копии следующих документов:
1) свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
2) свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
3) уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
4) документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;
5) документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.
Данный Порядок и Регламент, по сути, носят рекомендательный характер, и отсутствие каких-либо документов из указанного перечня (например, сведений об открытии расчетного счета) не определяют невозможности обращения юридического лица в целях регистрации своего подразделения в фонд.
Как было указано ранее, абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователей зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика в качестве страхователей по месту нахождения их обособленных подразделений при наличии таких признаков, как отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Регистрация осуществляется на основании заявления, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.
То есть, данная норма связывает течение для страхователя 30-дневного срока с моментом создания такого подразделения.
Момент создания подразделения определяется в свою очередь моментом внесения в соответствующие документы предприятия изменений, связанных с созданием филиала, представительства, и изданием внутренних документов об утверждении подразделения, создания рабочего штата и т.д., а также его регистрации путем внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
С указанной даты (в рассматриваемой случае 20.02.2012) подлежит исчислению срок в 30 дней, в рамках которого страхователю и следует совершить сбор иных перечисленных документов, для их последующего предъявления вместе с заявлением в фонд. Открытие расчетного счета также предполагается в течение такого срока.
Следовательно, обязанность по регистрации в фонде подлежала исполнению обществом в срок до 20.03.2013, в то время как фактически была исполнена только 28.03.2012.
При этом, фондом был снижен размер штрафа ввиду наличия смягчающих обстоятельств, таких как незначительное нарушение срока для постановки на учет, принцип соразмерности взыскиваемого штрафа, тяжести совершенного правонарушения, а также отсутствие неблагоприятных последствий.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. по платежному поручению от 17.08.2012 N78047, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2012 по делу N А76-16765/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.08.2012 N 78047.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16765/2012
Истец: ОАО "РЖД" в лице ЮУЖД Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ЮУЖД, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ