г. Томск |
|
23 июля 2012 г. |
Дело N А27-11396/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Бородулиной И. И., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании совместную апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 (судья Петракова С. Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича, г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному бюджетное учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в сумме 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в сумме 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумм 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в сумме 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.); об обязании Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (Кадастровая палата) устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е. А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признан недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.). В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области обязано устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е.А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с совместной апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как Управлением Росеестра по Кемеровской области были предоставлены все необходимые документы подтверждающие, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель. Акт проверки N 2 от 24.11.2008 года не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновение прав или обязанностей, а также не содержит указания на лицо, в отношении которого издан данный акт, следовательно, указанный документ не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Подробно доводы заинтересованных лиц изложены в совместной апелляционной жалобе.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзывах на апелляционную жалобу поддержало доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку арбитражный суд не дал оценку доводам о том, что именно органа исполнительной власти утверждают результаты государственной кадастровой оценки; просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представила.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2011 года решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 отменено, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича отказано.
Постановлением от 30.05.2011 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года без изменений.
12 сентября 2011 года ИП Стерехов Е. А. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 14.02.2011 года по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2011 года заявление индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по делу N 07АП-593/11 (N А27-11396/2010) удовлетворено; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по делу N07АП-593/11 (N А27-11396/2010) отменено по новым обстоятельствам.
В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнительных пояснениях по делу (л.д.108-114 т.5), заявитель, настаивая на заявленных требованиях в полном объеме и поддерживая выводы арбитражного суда, просил частично изменить резолютивную часть решения арбитражного суда, обязав ФБУ "Кадастровая палата по Кемеровской области" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 сведения о кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м., и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018: 246 в размере его рыночной стоимости в сумме 6 658 000 руб.; в остальной части решение - оставить без изменения.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2011 года по делу N 07АП-593/11 (NА27-11396/2010) назначена экспертиза, производство по делу N 07АП-593/11 (NА27-11396/2010) приостановлено до истечения срока проведения экспертизы и возвращения материалов дела в арбитражный апелляционный суд; кроме того, судом в порядке ст.48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство заинтересованного лица Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на его правопреемника - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области.
В судебном заседании 16.02.2012 года производство по настоящему делу возобновлено.
Определением суда апелляционной инстанции от 24 февраля 2012 года прекращено проведение экспертизы по делу N 07АП-593/11 (3) (N А27-11396/2010) по совместной апелляционной жалобе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010, назначенной в ФБУ Томская ЛСЭ Минюста России.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 года производство по делу N 07АП-593/11 (NА27-11396/2010) приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-4849/2010.
Судебный акт Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4849/2010 вступил в законную силу 11.05.2012 года (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 года).
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 года производство по делу N 07АП-813/11 (N А27-11395/2011) возобновлено.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
26 мая 2012 года в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
ИП Стерехов Е. А является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, общей площадью 3930 +/- 21.9 кв.м., расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Рудничная, N 6.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:246, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 12 402 755,80 руб., утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
В связи с уточнением площади земельного участка в 2008 году, Управление Росреестра, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 пересчитал кадастровую стоимость земельного участка.
Однако, при исчислении кадастровой стоимости ошибочно определил ее в размере 14 881 691,70 руб.
Установив данную ошибку, Управление Росреестра вынесло решение об исправлении технической ошибки от 01.04.2010 года N Ф00/10-237.
02.04.2010 года Управлением Росреестра утвержден Акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162 руб. 50 коп. за кв.м. ). Сведения внесены в кадастровый учет.
Согласно отчету независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" от 14.05.2010 N 05/10-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 по состоянию 01.05.2010 составила 6 658 000 руб. (том N 1 л.д. 21-127).
В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебная инстанция сослалась на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140 заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - Управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее - Постановление N 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением коллегии от 27.11.2008 N 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Названные постановления являются действующими нормативным правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отмены, сведений об их признании судом недействующими также не имеется в материалах дела.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением N 519, сведения о кадастровой стоимости - в соответствии с Постановлением N520.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательства наличия кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть несоответствия сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости сведениям, в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях) либо воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основание которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях), в материалах дела отсутствуют, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется, как и надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости спорного земельного участка 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, также не имеется, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель" проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля". Как указывает заинтересованное лицо, привлечение к проверке Отчета специалистов ФГУП ФКЦ "Земля" обусловлено, в том числе, целями оперативного получения консультаций по порядку исправления выявленных замечаний.
В соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель" проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля". Как указывает заинтересованное лицо, привлечение к проверке Отчета специалистов ФГУП ФКЦ "Земля" обусловлено, в том числе, целями оперативного получения консультаций по порядку исправления выявленных замечаний.
В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным руководителем Роснедвижимости. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 N К -07/26, а не лицом, осуществляющим проверочные функции.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.19 прямо указывается, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставляет отчет независимого оценщика по состоянию на 01.05.2010 г., то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 в размере 6 658 000 руб. на основании отчета ООО НПФ "Инком Прайс" от 14.05.2010 N 05/10-10.
С учетом изложенного, в данном конкретном случае нарушенные права Общества могут быть защищены путем предъявления требования о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. В ходе настоящего дела, заявитель непосредственно требование об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. В рамках рассмотрения настоящего дела Обществом не представляло доказательств о рыночной стоимости земельных участков, определенной на надлежащую дату исходя из заявленного предмета спора, то есть на 01.01.2007.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе, в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Учитывая изложенное, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных предпринимателя требований.
Таким образом, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относится заявителя.
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 стать 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Стерехову Евгению Анатольевичу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Бородулина И. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11396/2010
Истец: Стерехов Евгений Анатольевич
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
23.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
12.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2569/11
14.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/2011