г. Томск |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А27-11396/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича, г. Кемерово о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по делу N 07АП-593/11 (N А27-11396/2010)
по заявлению индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича, г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Стерехов Е. А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в сумме 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в сумме 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумм 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в сумме 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.); об обязании Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (Кадастровая палата) устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е. А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признан недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.). В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области обязано устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е.А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2011 года решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 отменено, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича отказано.
Постановлением от 30.05.2011 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года без изменений.
12 сентября 2011 года ИП Стерехов Е. А. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 14.02.2011 года по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11
Требование о пересмотре судебного акта апелляционной инстанции по новым обстоятельствам мотивировано тем, что вступившие в законную силу судебные акты по настоящему делу и судебные акты по делу N А27-4849/2011, которые было предметом рассмотрения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ имеют идентичные фактические обстоятельства, следовательно, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по настоящему делу подлежит пересмотру на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом указаний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв на заявление о пересмотре по новым обстоятельствам не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статьи 316 (части 2), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть заявление в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы заявителя, суд апелляционной инстанции считает постановление от 14 февраля 2011 года подлежащим отмене.
Согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.
В силу статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта, а в случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу; 2) новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Новыми обстоятельствами являются: 1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу; 2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; 3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; 4) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека; 5) определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
При решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статьей 311 АПК РФ, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 АПК РФ.
Как было указано выше, ИП Стерехов Е. А. в заявлении в качестве нового обстоятельства сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11.
Так, в указанном постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Следовательно, неверен вывод суда кассационной инстанции со ссылкой на абзац четвертый пункта 1 письма от 30.05.2005 года N 92, что соответствующий спор может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления коллегии от 27.11.2008 года N 520, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Вместе с тем является необоснованной позиция судов первой и апелляционной инстанций, рассмотревших заявленные обществом требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, обществом был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Однако суд первой инстанции не дал оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков (приложение N 7 к отчету).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Поскольку по новым обстоятельствам может быть пересмотрен судебный акт, принятый судом апелляционной инстанции, и оспоренный заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых была определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации после принятия оспариваемого судебного акта, заявление индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 подлежит удовлетворению.
Так как лица, участвующие в деле, или их представители в судебном заседании не присутствуют, суд апелляционной инстанции считает невозможным повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, в связи с чем, назначает судебное разбирательство по делу на другое время.
До дня судебного заседания участвующим в деле лицам представить в суд отзыв на апелляционную жалобу с доказательством его заблаговременного вручения заявителю и другим участвующим в деле лицам.
Руководствуясь статьей 156, статьями 269-271, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Заявление индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по делу N 07АП-593/11 (N А27-11396/2010) удовлетворить.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 года по делу N 07АП-593/11 (N А27-11396/2010) отменить по новым обстоятельствам.
Назначить судебное заседание на 18 ноября 2011 года на 11 час. 55 мин. в помещении суда (634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24, 7 этаж, зал N 2).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11396/2010
Истец: Стерехов Евгений Анатольевич
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
23.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
12.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2569/11
14.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/2011