г. Киров |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А17-5239/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Великоредчанина О.Б., Малых Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Островской А.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2012 по делу N А17-5239/2012, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Шавитовой Любови Ивановны (ИНН: 443100539430; ОГРН: 308443710600015)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
(ИНН: 3731021516; ОГРН: 1023700556736),
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН: 7710168360; ОГРН: 1037739085636),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет Ивановской области по транспорту
(ОГРН: 1063702101000)
о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей в сумме 517 765 рублей,
установил:
индивидуальный предприниматель Шавитова Любовь Ивановна (далее - ИП Шавитова Л.И., Предприниматель, истец) обратился с иском в Арбитражный суд Ивановской области к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов Ивановской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов Российской Федерации) с требованием о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с мая 2011 года по август 2011 года, в сумме 517 765 рублей.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту (далее - Комитет).
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2012 исковые требования удовлетворены.
При принятии решения суд руководствовался статьями 11, 12, 15, 790, 1069, 1071 ГК РФ и пришел к выводу, что на стороне истца возникли убытки в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательств по финансовому обеспечению предусмотренных действующим законодательством льгот по оплате перевозчику предоставляемых им транспортных услуг.
Не согласившись с названным решением, Департамент финансов Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2012 по делу N А17-5239/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ИП Шавитова Л.И. осуществляла предпринимательскую деятельность по перевозке льготной категории граждан без заключения с Комитетом соответствующего договора, что, по мнению Департамента, исключает возможность компенсации истцу понесенных им затрат в связи с осуществлением им указанных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на законность осуществления своей деятельности по перевозке пассажиров.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела истец, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, на основании лицензия от 27.08.2008 N АСС-44-011468 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек сроком действия по 27.08.2013 (л.д.25-26) осуществлял перевозку пассажиров.
01.10.2010 между истцом и Комитетом Ивановской области по транспорту заключен временный договор N 146/10 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области (далее - Договор) (л.д.32-36).
Согласно пункту 6.1. указанного договора, он действует с 01.10.2010 и заканчивает свое действие в день, предшествующий дню вступления в силу договора, заключенного по результатам проведенного открытого конкурса.
Согласно приложению N 1 к Договору пассажирские перевозки осуществлялись Предпринимателем автомобильным транспортом по маршруту N 557 "г. Иваново, ж/д вокзал - г. Приволжск, кассы" вид сообщения - межмуниципальный и по маршруту N 230 "г. Иваново, ж/д вокзал - г. Фурманов, АС", вид сообщения - пригородный (л.д. 36).
Комитет в адрес Предпринимателя направил уведомление, о расторжении временного договора N 146/10 от 01.10.2010 с 24:00 часов 28.04.2011 (л.д.41).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.11.2011 по делу N А17-2519/2011, признано незаконным указанное выше одностороннее расторжение Комитетом временного договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области от 01.10.2010 N 146/10 (л.д. 42-47).
После получения письма Комитета о расторжении договора и обращения в суд Предприниматель продолжала оказывать услуги населению по перевозке с мая 2011 по август 2011 года.
28.03.2012 Предпринимателем в адрес Комитета направлено письмо с требованием о возмещении стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области за период с мая 2011 года по август 2011 года (л.д.48).
Письмом от 07.06.2012 N 1120/01-09 Комитет обращение по вопросу возмещения стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области за май - август 2011 года оставил без удовлетворения.
Отказ Комитета в возмещении затрат, понесенных истцом в связи с оказанием услуг по перевозке льготной категории граждан за период с мая по август 2011 года, послужил основанием для обращения ИП Шавитовой Л.И. в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в силу следующего.
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
Согласно Приложению N 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте"
Постановлением Правительства Ивановской области от 01.04.2011 N 88-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, в размере, установленном постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 N 349-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области".
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 N 349-п с 01.03.2011 года установлены предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области.
Из материалов дела усматривается, что в период с 01.05.2011 по 31.08.2011 ИП Шавитовой Л.И. перевезено 79 439 граждан, имеющих право на льготный проезд; из них граждан, включенных в федеральный регистр - 33 067, в региональный регистр - 46 372; перевозка указанных граждан осуществлена истцом на общую сумму 517 765 рублей.
Объем оказанных истцом услуг по перевозке льготных категорий граждан за май - август 2011 года подтверждается письмами Комитета Ивановской области по транспорту от 07.08.2012 N 1536/01-09 и N 1535/01-09 и ответчиками по существу не оспаривается; сумма убытков лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот, установленных в натуральной форме, денежными компенсациями вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что причиненные истцу убытки подлежат возмещению. При этом данная обязанность обусловлена самим фактом предоставления истцом услуг по перевозке льготных категорий граждан и может быть прекращена только путем ее исполнения.
Указание заявителя на то, что ИП Шавитова Л.И. осуществляла деятельность по перевозке пассажиров без заключения с Комитетом соответствующего договора, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что в установленном порядке временный договор от 01.10.2010 N 146/10 в указанный период не был расторгнут, фактически исполнялся истцом.
Кроме того, суд первой инстанции, основываясь на правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2007 N 1476/07, от 26.04.2011 N 17828/10 от 25.07.2011 N 5481/11, правомерно указал, что даже отсутствие такого договора не влияет на право Предпринимателя, требовать возмещения понесенных им расходов, образовавшихся в связи с перевозкой льготных категорий граждан.
Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования ИП Шавитовой Л. И. подлежат удовлетворению в указанном выше размере.
Доводы жалобы о неправильном применении судом законодательства, указанного в апелляционной жалобе подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не влияют на правильность обжалуемого судебного акта.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет освобожден, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2012 по делу N А17-5239/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5239/2012
Истец: ИП Шавитова Любовь Ивановна
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление федерального казначейства по Ивановской области, УФК по Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту, ООО "ЮБ "Константа" для Воронова В. В.
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10512/13
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10512/13
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9167/13
04.03.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-703/13
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5239/12