26 февраля 2013 г. |
А79-14341/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" (ОГРН 1062130001372, г. Чебоксары, Московский пр-д, д. 19, корп. 5, оф. 53)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.10.2012
по делу N А79-14341/2011,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в общей сумме 75 606 руб. 18 коп.,
без участия лиц,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" (далее - Общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 1-й квартал 2011 года в сумме 4501 руб. 47 коп., за 2-й квартал 2011 года в сумме 71 104 руб. 71 коп., всего в сумме 75 606 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Автономное учреждение "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Учреждение).
Решением от 18.10.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Управления.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.10.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществом в Управление были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й и 2-й кварталы 2011 года, согласно которым размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2011 года составил 4984 руб. 95 коп., за 2-й квартал 2011 года - 4951 руб. 23 коп.
Проверив представленные Обществом расчеты, Управление доначислило плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса вредных веществ в водные объекты за 1-й квартал 2011 года в сумме 53 575 руб. 20 коп., за 2-й квартал 2011 года в сумме 72 175 руб. 25 коп.
С учетом частичной оплаты задолженность Общества в общей сумме составила 75 606 руб. 18 коп.
Поскольку задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в полном объеме в доход бюджета перечислена не была, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с правилами статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Законом, иными федеральными законами.
Пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ определяет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Нормы пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ относят установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду к компетенции Правительства Российской Федерации.
Следовательно, указанные платежи являются обязательными для лиц, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду. Данные платежи поступают в доходы бюджетной системы Российской Федерации и предполагают целевое их использование путем ассигнований публично-правовых обязательств государства в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления".
Нормативы платы в пределах установленных лимитов сбросов в пять раз выше нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сброса.
Срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 данных Методических указаний).
Как правомерно указал суд первой инстанции, названные Методические указания не противоречат действующему законодательству.
Судом установлено, что Общество является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды. Так, основным видом деятельности Общества является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Общество имеет передвижной источник выбросов загрязняющих веществ и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижным объектом, что подтверждено наличием в расчетах платы за 1-й и 2-й кварталы 2011 года раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" и приложенными справками от 01.07.2011 N 60, от 04.07.2011 N 61, в которых указан фактический расход бензина. Общество также на основании договора аренды эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 40 Б, и прилегающий земельный участок, которые и являются стационарными источниками негативного воздействия на окружающую среду. В процессе осуществления Обществом деятельности фактические выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников и от использования передвижной автотранспортной техники осаждаются на поверхность земли, и в составе талых и дождевых вод стекают по естественному уклону местности с территории, занимаемой Обществом. В результате Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ.
Поскольку специальное разрешение у Общества отсутствовало, суд обоснованно признал Общество лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока загрязняющих веществ.
Довод Общества о невозможности получения разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно письму Приволжского управления Ростехнадзора от 26.09.2011 N 2239/15 в период по 3-й квартал 2010 года выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществлялась территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Однако до наступления спорных отчетных периодов (1-й и 2-й кварталы 2011 года) с письменным заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ Общество ни в Ростехнадзор, ни в Росприроднадзор не обращалось.
При этом суд правомерно поддержал позицию Управления со ссылкой на пункт 4.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, и пункт 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, о том, что у Общества имелась возможность получить соответствующее разрешение на сброс в органах Ростехнадзора со сроком действия от 1 года до 5 лет, то есть и на спорный период (1-й и 2-й кварталы 2011 года).
Однако впервые заявление о выдаче разрешения на неорганизованный сброс от Общества в Управление поступило только 29.09.2011, то есть уже после окончания названных периодов.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за рассматриваемый период, представленный Управлением, судом проверен и верно признан обоснованным.
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 75 606 руб. 18 коп. Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Общества плату за негативное воздействие на окружающую природную среду с учетом пятикратного повышенного коэффициента.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.10.2012 по делу N А79-14341/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14341/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Ответчик: ООО Торговая компания "Северная"
Третье лицо: Автономное учреждение "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, ГУ "Научно-исследовательский институтэкологии и природопользования"