г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А56-53863/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Гришин Г.А. - решение N 9 от 02.02.2013, паспорт; Чернышева И.Г. - доверенность от 10.10.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1460/2013) ООО "ИАЦ "Особая позиция"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2012 по делу N А56-53863/2012 (судья И.А. Исаева), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга
к ООО "ИАЦ "Особая позиция"
о взыскании штрафа
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический центр "Особая позиция" (ОГРН 1027804598447) штрафа в размере 405 руб. 60 коп. за представление страхователем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2012 заявленные Управлением требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушением судом норм процессуального и материального права.
Управление в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, на основании статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в Управление в установленный законом срок представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 3-й квартал 2011 года (9 месяцев 2011 года).
При проведении камеральной проверки представленных Обществом сведений было установлено, что плательщиком неверно указаны суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть обязательного страхования.
По результатам камеральной проверки Управлением составлен акт камеральной проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства от 15.12.2011 N 100, согласно которому предложено привлечь Общество к ответственности в виде штрафа в размере 10% причитающихся за расчетный (отчетный) период платежей в ПФР, в срок не позднее 23.01.2012 устранить ошибки и представить исправленные сведения.
15.12.2011 также составлено уведомление о вызове страхователя на 06.02.2012 на 10.00 для рассмотрения акта проверки и других материалов о привлечении к ответственности.
Акт и Уведомление направлены Обществу почтовой корреспонденцией.
По результатам проверки Управлением вынесено решение от 06.02.2012 N 100 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 ФЗ N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 405 руб. 60 коп. и выставлено требование от 07.03.2012 N 100 о добровольной уплате штрафа со сроком исполнения до 02.04.2012.
Решение и Требование об уплате штрафных санкций направлены в адрес Общества по почте.
Поскольку Обществом в добровольном порядке санкции не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в сумме 405 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 01.01.2011, в связи с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Как следует из материалов дела, в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено представление недостоверных сведений за 3-й квартал 2011 года в системе обязательного пенсионного страхования.
Из акта проверки 15.12.2011 N 100, решения от 06.02.2012 N 100 усматривается, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений.
Привлекая общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений за 2011 год в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части оспариваемого решения фонд указал только о факте представления недостоверных индивидуальных сведений (неверно указаны суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть обязательного страхования). Ссылки на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении отсутствуют, так же как и сами данные документы.
Из материалов дела, следует, что данные выводы Управление сделало на том основании, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный 2011 год не соответствует суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 3-ий квартал 2011.
При этом, в ходе камеральной проверки Управлением не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за 3-ий квартал 2011 согласно данных Пенсионного фонда и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. Указанные обстоятельства так же не отражены ни в акте камеральной проверки, ни в решении.
Таким образом, вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в Ведомости уплаты по форме АДВ-6 -2, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной Обществом информации.
Проверка же представленных Обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что пенсионным фондом такая проверка не проводилась, апелляционный суд считает, что Управлением не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона. Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по данным основаниям.
Между тем фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п.п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Управлением не представлено доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Указание в акте камеральной проверки на необходимость представления исправленных сведений не может быть расценено в качестве направления страхователю уведомления об устранении расхождений в порядке пункта 41 Инструкции N 987н.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, следует, что сумму штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо представлены неполные и недостоверные.
Апелляционный суд также считает, что расчет штрафа произведен фондом в нарушение данных рекомендаций не от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, а от суммы платежей за отчетный период.
Таким образом, Управлением не доказана обоснованность размера санкций, предъявленных к взысканию по настоящему делу.
Кроме того, судом установлено самостоятельное основание для признания незаконным решения от 06.02.2012 N 100.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела, согласно списку писем, поданных Управлением, акт камеральной проверки от 15.12.2011 N 100 направлен в адрес Общества по почте заказным письмом 23.08.2012 без уведомления.
Вместе с тем, исходя из нормы, закрепленной в части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, направление акта проверки по почте заказным письмом допускается только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В акте камеральной проверки от 15.12.2011 N 100 отсутствует отметка об уклонении страхователя от получения акта. Доказательства направления акта камеральной проверки, а также уведомления о вызове на рассмотрение акта проверки ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также само почтовое уведомление о вручении отправления адресату Управлением в суд первой и апелляционной инстанций не представлены.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что Управлением был нарушен порядок вручения акта, установленный частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) и нет доказательств получения уведомления о вызове на рассмотрение акта проверки (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СЗО от 07.12.2012 по делу N А56-25337/2012).
Нарушение Управлением установленного порядка привлечения страхователя к ответственности, является самостоятельным основанием для признания незаконным решения.
При данных обстоятельствах, требования Управления удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2012 по делу N А56-53863/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга (ИНН 7807047176) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический центр "Особая позиция" (ИНН 7807022485, ОГРН 1027804598447, дата регистрации 22.09.1995) государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53863/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "ИАЦ "Особая позиция"