г. Челябинск |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А76-18546/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2012 по делу N А76-18546/2012 (судья Шумакова С.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "НЕКК" - Савченко А.С. (доверенность N 33/13 от 11.01.2013).
Открытое акционерное общество "НЕКК" (далее - ОАО "НЕКК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - Кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра") с требованием установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9031 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0118001:1834, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул. Монтажников, 3-а - равной его рыночной стоимости в размере 2 590 000 рублей по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 7-8).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.12.2012 (резолютивная часть оглашена 04.12.2012) исковые требования к Кадастровой палате удовлетворены частично: суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0118001:1834 в размере его рыночной стоимости в сумме 2 590 000 рублей. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра суд отказал (т. 2, л.д. 85-96).
В апелляционной жалобе Кадастровая палата (далее также - податель жалобы) просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать (т. 2, л.д. 104-108).
В обоснование доводов апелляционной жалобы Кадастровая палата ссылается на нарушение судом норм процессуального права, указывая следующее.
Привлечение Кадастровой палаты в качестве ответчика в рассматриваемом случае не основано на нормах пункта 3 статьи 1, пункта 5 статьи 4, пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом, осуществляющим технические и учетные функции, но не уполномоченным в соответствии с действующим законодательством на проведение экспертизы и определение достоверности кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти.
Истец не предъявляет к Кадастровой палате каких-либо материально-правовых требований, действия данного органа власти истцом также не оспариваются, в силу чего притязания истца к ответчику фактически отсутствуют.
Привлечение Кадастровой палаты в качестве ответчика в рассматриваемом случае влечет нарушение принципа состязательности, поскольку ответчик не может высказывать доводы и соображения, давать объяснения по вопросам, не входящим в его компетенцию.
В силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует необходимость в судебном порядке обязывать орган кадастрового учета осуществлять кадастровые процедуры, поскольку судебные акты являются обязательными для всех органов и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Данное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, исключает необходимость привлечения Кадастровой палаты в качестве ответчика при рассмотрении дел, связанных с изменением кадастровой стоимости.
Исковые требования направлены, по существу, на уменьшение налогооблагаемой базы и размера земельного налога и, как следствие, уменьшение доходов местного бюджета, а потому такое требование должно предъявляться к органу местного самоуправления.
В качестве соответчика по настоящему делу следует привлечь Правительство Челябинской области, поскольку данный орган наделен полномочиями по утверждению результатов кадастровой оценки, в связи с чем должен обосновать достоверность кадастровой стоимости земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчики явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи с нахождением судьи Суспициной Л.А. в отпуске в составе суда по делу N А76-18546/2012 распоряжением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 произведена замена: председательствующий судья Суспицина Л.А. заменена председательствующим судьей Ермолаевой Л.П., в состав суда введена судья Богдановская Г.Н.
Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что ОАО "НЕКК" (ИНН 7450058035; ОГРН 1087450002793) ранее являлось собственником 4-ёх земельных участков:
- кадастровый номер 74:36:0118001:0044, общая площадь 7214 кв.м., месторасположение: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Монтажников, д. 3-а - поставлен на государственный кадастровый учёт (далее - ГКУ) 03.06.2003 (т. 1, л.д. 32-34), право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 12.05.2010 (т. 1, л.д. 35; т. 2, л.д. 63);
- кадастровый номер 74:36:0118001:237, общая площадь 1712 кв.м., месторасположение: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Монтажников, N 3, строение 1 - поставлен на ГКУ 10.08.2010 (т. 1, л.д. 23-25), право зарегистрировано в ЕГРП 06.10.2010 (т. 1, л.д. 36; т. 2, л.д. 34, 49);
- кадастровый номер 74:36:0118001:240, общая площадь 13 кв.м., месторасположение: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Монтажников, 5-а - поставлен на ГКУ 16.08.2010 (т. 1, л.д. 29-31), право зарегистрировано в ЕГРП 16.09.2010 (т. 1, л.д. 37; т. 2, л.д. 58);
- кадастровый номер 74:36:0118001:254, общая площадь 92 кв.м., месторасположение: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Монтажников, 5-а - поставлен на ГКУ 03.05.2011 (т. 1, л.д. 26-28), право зарегистрировано в ЕГРП 02.06.2011 (т. 1, л.д. 38; т. 2, л.д. 44).
30.07.2012 в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0118001:0044, 74:36:0118001:237, 74:36:0118001:240 и 74:36:0118001:254 на государственный кадастровый учёт был поставлен вновь образованный земельный участок общей площадью 9031 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0118001:1834 (т. 1, л.д. 21-22; т. 2, л.д. 38-43).
02.10.2012 в ЕГРП было зарегистрировано право собственности ОАО "НЕКК" на земельный участок общей площадью 9031 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0118001:1834 (т. 2, л.д. 36).
Кадастровая стоимость земельного участка N 74:36:0118001:1834 согласно представленным кадастровым паспортам составила 16968978,07 руб.
ОАО "НЕКК", полагая не соответствующей внесённую в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровую стоимость земельного участка N 74:36:0118001:1834 его рыночной стоимости, обратилось в ООО "Центр оценки и сопровождения бизнеса" для подготовки отчёта об оценке спорного участка.
30.08.2012 обществом "Центр оценки и сопровождения бизнеса", в лице оценщиков I-ой категории Поповой Е.В. и Мицкевич Т.Д., членов Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", был подготовлен отчёт N 854/08-12 об оценке рыночной стоимости земельного участка N 74:36:0118001:1834 по состоянию на 01.01.2010. В результате проведённого исследования оценщик пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на указанную дату составляет 2 590 000 рублей (т. 1, л.д. 40-109).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, общество "НЕКК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования истца, предъявленные к Кадастровой палате, арбитражный суд первой инстанции исходил из их правомерности и обоснованности. Отказывая в иске к Управлению Росреестра, суд исходил из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу частей 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков, из которых был сформирован спорный участок (74:36:0118001:1834), определена на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена указанная норма, к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010) не применяются.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
ОАО "НЕКК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0118001:1834. Право истца зарегистрировано в установленном законом порядке.
Обращаясь в арбитражный суд, общество "НЕКК" ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Истцом в материалы дела представлен отчёт ООО "Центр оценки и сопровождения бизнеса" от 30.08.2012 N 854/08-12 по определению рыночной стоимости земельного участка N 74:36:0118001:1834, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 590 000 рублей (т. 1, л.д. 40-109).
Во исполнение требований абзаца 18 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" общество "НЕКК" представило положительное Экспертное заключение Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от 20.02.2013 N 06 на Отчёт от 30.08.2012 N 854/08-12. Согласно данному заключению Отчёт от 30.08.2012 рекомендован к использованию как соответствующий статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (достоверность отчёта как документа, содержащего сведения доказательственного значения).
Основания для признания представленных истцом письменных доказательств недопустимыми отсутствуют. В свою очередь, оснований для вывода о том, что представленный истцом отчёт не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки, не имеется.
Из материалов дела следует, что ответчики выводы оценщика, изложенные в отчёте от 30.08.2012, не оспорили, оценку на предмет соответствия данного документа законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки не давали. Ходатайства о назначении экспертизы ответчики не заявляли, тогда как из содержания статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается возможность назначения экспертизы по инициативе суда. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ Кадастровая палата самостоятельно несёт риск наступления неблагоприятных правовых последствий в результате не совершения данным субъектом процессуальных действий.
Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельного участка N 74:36:0118001:1834 в размере его рыночной стоимости в сумме 2 590 000 рублей правомерным.
Доводы апелляционной жалобы Кадастровой палаты об отсутствии у истца материально-правовых притязаний к ответчику и, соответственно, о фактическом отсутствии спора между сторонами, а также о том, что Кадастровая палата, как орган, выполняющий учётные (технические) функции, не может выступать в качестве ответчика по настоящему иску, несостоятельны.
Притязания истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ права требовать от органа кадастрового учёта внесения изменений в ГКН.
Доводы Кадастровой палаты о том, что надлежащим ответчиком по иску является орган местного самоуправления, также подлежат отклонению.
Муниципальное образование (в данном случае "город Челябинск") не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости (ГКН), в том числе, в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Орган местного управления в рассматриваемом случае не лишается субъективных прав, на него не возлагаются дополнительные обязанности.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Таким образом, оснований считать орган местного самоуправления стороной материальных правоотношений в рассмотренном споре у апелляционного суда не имеется.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о необходимости привлечения к участию в качестве соответчика Правительства Челябинской области противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, а также существу рассмотренного спора. Поскольку достоверность и законность нормативного акта, принятого постановлением Правительства Челябинской области, не оспариваются, основания для привлечения данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве соответчика в рассматриваемом случае отсутствуют.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", наделённая функциями органа кадастрового учёта.
Указание подателя жалобы на то, что привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика нарушает принцип состязательности арбитражного процесса (ст. 9 АПК РФ), так как орган кадастрового учёта не может высказать возражения по вопросам, не входящим в его компетенцию, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Настоящий спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11), по общим правилам которого обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 АПК РФ возложена на стороны, тогда как в силу статей 12-13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признаётся достоверной, если не доказано обратное; оспаривание отчёта об оценке осуществляется в судебном порядке.
Кадастровая палата процессуальные права не реализовала по обстоятельствам, не зависящим от арбитражного суда либо иных лиц, что с учётом нормы части 2 статьи 9 АПК РФ не может свидетельствовать о нарушении принципа состязательности арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" не подлежат удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
От уплаты государственной пошлины податель апелляционной жалобы в данном случае освобождён (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2012 по делу N А76-18546/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18546/2012
Истец: ОАО "НЕКК"
Ответчик: Управление РОсреестра по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра"