г. Челябинск |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А07-18460/2012 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда по Республике Башкортостан от 24.12.2012 по делу N А07-18460/2012 (судья Галимова Н.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Продовольственный магазин N 10 Калининского района" (далее - заявитель, общество, ООО "Продовольственный магазин N 10 Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) N 2451/03-28-741 от 04.10.2012 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявителю назначено административное наказание в размере штрафа 100000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 14.12.2012) требования заявителя удовлетворены. Постановление Роспотребнадзора от 04.10.2012 N 2451/03-28-741 признано незаконным и отменено.
Управление Роспотребнадзора не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование жалобы ссылается на доказанность материалами дела состава правонарушения. Полагает, что административным органом дана надлежащая квалификация правонарушения, так как ст.8.2 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст.6.3 КоАП РФ.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Продовольственный магазин N 10 Калининского района" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.04.1993, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202394706 и осуществляет деятельность по розничной торговле продуктами в магазине "Байрам" по адресу: г.Уфа, ул.Мушникова, 34/5.
10.08.2012 на основании распоряжения заместителя руководителя N 4030 от 13.08.2012 Управлением Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка указанной торговой точки заявителя.
В ходе проверки составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.09.2012 и акт проверки N 4030-03 от 28.09.2012.
Проверкой торговой точки заявителя выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении отходов производства и потребления, а именно: установленные на территории, прилегающей к зданию магазина "Байрам", 2 контейнера для сбора мусора переполнены; крышек на контейнерах нет; отходы (коробки из под алкогольных напитков, молочных изделий, фруктов, остатки гнилых овощей) складированы навалом возле здания; на контейнерной площадке навеса и ограждения площадки нет (нарушены требования п.2.7 "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов").
По итогам проверки проведенного административного расследования административным органом в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.09.2012 по признакам нарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
04.10.2012 административным органом в отношении ООО "Продовольственный магазин N 10 Калининского района", в присутствии представителя общества вынесено постановление N 2451/03-28-741 о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100000 рублей.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отменяя оспоренное постановление, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции обоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности в соответствии со ст.8.2 КоАП РФ послужило выявление Управлением Роспотребнадзора при проведении проверки несоблюдение ООО "Продовольственный магазин Калининского района" требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей нарушения санитарно-эпидемиологических требований при сбросе, накоплении отходов производства потребления, а именно - п.2.7 "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5 Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно - эпидемиологические правила", что отражено в акте проверки, протоколе об административном правонарушении.
Факт нарушения заявителем указанных положений санитарно-эпидемиологического законодательства материалами дела подтвержден.
Однако, оценив эти обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал неверной данную административным органом квалификацию действий заявителя. Как указал суд первой инстанции, такое правонарушение может быть квалифицировано в соответствии со ст.6.3 КоАП РФ.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В соответствии со ст.11 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст.51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80.
Неисполнение требований Федерального Закона N 7-ФЗ и Закона N 89-ФЗ образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона этого административного правонарушения состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ, административным правонарушением является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Пунктом 1 статьи 2 этого Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 22 этого же закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические правила "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5 Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно - эпидемиологические правила", нарушение требований которых вменяется в вину обществу, направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации. Пункт 2.7 этих санитарно-эпидемиологических правил к размещению и содержанию мест хранения тары, площадок для сбора мусора и пищевых отходов организаций торговли. Каких либо положений, регламентирующих порядок обращения с отходами указанная норма не содержит.
Из распоряжения административного органа о проведении проверки следует, что проверка общества проводилась именно с целью контроля за соблюдением обязательных требований по санитарному законодательству и законодательству в сфере защиты прав потребителей. Соблюдение обществом специализированного нормативного правового акта в сфере отходов производства и потребления в качестве предмета проверки не значилось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что административный орган неправильно квалифицировал выявленное правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Пунктом 9 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определена правовая позиция, в соответствии с которой в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, постановление Управления Роспотребнадзора от 04.10.2012 N 2451/03-28-741 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ признано судом первой инстанции незаконным и отменено при наличии достаточных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2012 по делу N А07-18460/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18460/2012
Истец: ООО "Продовольственный магазин N 10 Калининского района"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4562/13
11.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1670/13
23.01.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-874/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-18460/12