Новые детали старого порядка применения ККМ
С 4 августа 2007 г. стало действовать новое Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. Ранее в отношении применения ККТ использовались Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, Приказ Госналогслужбы от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах". О том, какие правила изменились, а какие остались прежними, вы узнаете из данной статьи.
Обязанность по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт установлена в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон).
Контрольно-кассовые аппараты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством. Их использование регламентируется ст. 4 Закона N 54-ФЗ.
Соответственно организации и индивидуальные предприниматели должны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В статье 4 Закона N 54-ФЗ указывается, что непосредственно требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
Однако долгое время подобный акт, изданный непосредственно Правительством РФ в рамках действующего Закона, отсутствовал. Пользователи ККМ и налоговые органы руководствовались в основном Положением о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совмина - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - старое положение). Учет (регистрация) контрольно-кассовой техники производился в соответствии с приказом Госналогслужбы от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах". Несовершенство устаревших актов компенсировалось обилием писем Минфина и налоговых органов, "подгоняющих" правовое регулирование под сложившиеся потребности.
С 4 августа 2007 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (далее - Положение). Нельзя сказать, чтобы упомянутый документ решил все проблемы, но будем расценивать его как ожидаемое обновление нормативной базы, регулирующей указанную сферу деятельности.
Собственно порядок регистрации и применения ККМ не претерпел существенных изменений, однако Положение добавило ряд существенных деталей, о которых мы подробно поговорим.
В пункте 2 вновь принятого Положения даются определения понятий, относимых к использованию ККТ, среди которых "некорректируемая регистрация информации" и "энергонезависимое долговременное хранение информации". В отношении последнего установлен минимальный срок, который должен обеспечиваться посредством такого хранения - не менее пяти лет с даты регистрации соответствующей информации. Ранее в Технических требованиях к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных решением ГМЭК (протокол от 23.06.1995 N 5/21-95) термин "энергонезависимое долговременное хранение информации" был определен несколько иначе.
В новом Положении законодатели отказались от описания признаков неисправных ККМ, применение которых неправомерно. Если раньше в качестве свойств неисправной машины указывался даже такой недостаток, как неразборчивая печать реквизитов на чеке*(1), то теперь Положение содержит простую фразу: "ККТ должна быть исправна". В то же время наглядно усматривается детализация характеристик исправной ККМ. Помимо наличия корпуса ККМ должна:
1) иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
2) обеспечивать собственно печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
3) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации ККМ в налоговых органах;
4) обеспечивать возможность вывода фискальных данных;
5) эксплуатироваться в фискальном режиме и регистрировать на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима при его наличии; блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;
6) иметь часы реального времени;
7) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
8) соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности;
9) иметь паспорт установленного образца;
10) иметь идентификационный знак установленного образца, марки-пломбы и эксплуатационную документацию. (Образец идентификационного знака уже разработан и утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352; марка-пломба должна полностью соответствовать образцу, установленному Приказом Минпромэнерго от 05.09.2007 N 351);
11) иметь знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", размещенные на стороне корпуса, обращенной к покупателю. (Образцы этих знаков должны быть утверждены Минфином России по представлению Минпромэнерго в ближайшее время.)
Обратим внимание! Ранее, в соответствии с подп. "д" п. 4 старого Положения дата и время фигурировали как необходимый атрибут, но являлись обязательным реквизитом чека, а не технической характеристикой самой ККМ. То есть отсутствовали четко сформулированные требования к тому, какое время должно отображаться на чеке.
С принятием нового Положения ситуация изменилась. Часы, установленные в ККМ, должны отображать реальное время (п. 3 Положения). Согласно разделу 2 решения ГМЭК, принятому еще в 2000 г. (протокол N 2/56-2000), отклонение во времени на ККМ не должно превышать пять минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.92 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации". До принятия нового Положения даже превышающая 5 минут разница не свидетельствовала о нарушении правил применения ККМ, так как указывалось, что данное обстоятельство не влияет на эксплуатацию аппарата в фискальном режиме и на обеспечение защиты прав потребителей (письмо УФНС России по г. Москве от 10.12.2004 N 11-24/80546).
Теперь, когда соответствующее техническое требование к ККМ четко сформулировано на уровне Правительства, возможно, что установленные решением ГМЭК пять минут станут решающими.
Акцент в новом Положении сделан также на судьбе моделей ККМ, исключенных из Государственного реестра, но срок амортизации которых не истек. Принципиально здесь ничего не меняется. В случае исключения модели ККМ из Государственного реестра ее дальнейшее использование правомерно (п. 5 Положения, письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-01-15/1-30). При этом ККМ должна соответствовать только тем требованиям, которые существовали при включении ее в Государственный реестр. Но следите внимательно за сроком амортизации ККМ. Теперь налоговый орган может самостоятельно (не по заявлению пользователя техники) произвести снятие с государственного учета ККМ с истекшим сроком амортизации. Безусловно, в соответствии с п. 19 нового Положения налоговый орган обязан известить пользователя о снятии с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации. Однако недоразумения возможны, так как:
1) в реальной жизни уведомление пользователь может фактически получить гораздо позже, чем через один день, соответственно в течение определенного времени им будет использоваться незарегистрированная ККМ;
2) пользователь, узнавший об истечении срока амортизации от налогового органа не имеет достаточного времени для покупки и подготовки к использованию ККМ другой модели;
3) ответственность за неисполнение налоговым органом обязанности извещения пользователя не установлена.
Для сравнения напомним, что в соответствии с п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы N ВГ-3-14/36, о невозможности дальнейшего использования ККМ налоговый орган уведомляли пользователя за 30 дней до истечения срока ее применения.
Изменения претерпели и нормы о центрах технической поддержки ККМ. Их действия максимально формализуются. Под центром технического обслуживания (далее - ЦТО) понимается лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технического обслуживания модели контрольно-кассовой техники.
На ККМ, обеспеченную технической поддержкой (а таковая должна быть в соответствии с подп. "л" п. 3 Положения), при ежегодном подтверждении такой поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак "Сервисное обслуживание". После любой проверки исправности, замены, ремонта, технического обслуживания ККТ, т.е. после любого вмешательства в целостность корпуса техники, на нее наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса ККМ (п. 10 Положения).
Нанесение марок-пломб, знака "Сервисное обслуживание", а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККМ осуществляются только поставщиком или зарегистрированным ЦТО. При этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся только с участием представителей налоговых органов.
Лица, обеспечивающие техническую поддержку ККМ, а именно поставщик или техцентр, "не могут находиться в ведении пользователя этой техники". На наш взгляд, приведенная норма п. 12 нового Положения обещает проблемы при любом случае аффилированности (заинтересованности, подчиненности) поставщика по отношению к пользователю.
Существующая на данный момент система регистрации ЦТО в органах исполнительной власти субъектов РФ в связи с принятием нового Положения не изменилась. Содержащиеся в Положении нормы о ЦТО никак не затрагивают порядок взаимоотношений между центрами технического обслуживания и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данный вопрос Положением не регулируется. В связи с этим Минфин пришел к выводу, что действуют ранее принятые нормативные правовые акты в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ (письмо Минфина России от 08.10.2007 N 03-01-15/12-365).
Таким образом, условия регистрации и деятельности ЦТО регулируются по настоящий момент Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 06.03.1995 N 2/18-95.
Аналогично складывается ситуация и в отношении других вопросов применения и регистрации ККМ, не урегулированных новым Положением. Ни один из документов, предшествующих принятию нового Положения, официально не отменен (не утратил силу). Соответственно в вопросах, не урегулированных Положением, но касающихся применения ККМ, следует руководствоваться прежней нормативной базой.
В отличие от правил регистрации и условий эксплуатации норма ст. 14.5 КоАП РФ не претерпела изменений и по-прежнему говорит о наличии состава административного правонарушения за неприменение ККМ в установленных случаях, что влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Из Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что "неприменение" как таковое может выражаться не только в физическом отсутствии ККМ, но и в ряде нарушений технических показателей ККМ и правил эксплуатации.
К примеру, на данный момент под неприменением ККМ следует понимать пробитие чека на сумму меньшую, чем уплаченная покупателем, либо наличие повреждений, свидетельствующих о возможности доступа к фискальной памяти.
Постановление Пленума ВАС РФ применялось с учетом старой нормативной базы. После принятия нового Положения подходы арбитражных судов к применению ст. 14.5 КоАП РФ могут быть пересмотрены. Поэтому следите за арбитражной практикой.
Э. Глуховская,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 8 Положения по применению ККМ, утвержденного Постановлением Правительства от 30.07.1993 N 745.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16