Вопрос-ответ
Вопрос: Что, по Вашему мнению, военнослужащему необходимо предпринять, чтобы стать участником, т.е. быть обеспеченным жильем в рамках выполнения поручения Президента России и Постановления Правительства Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях (президентская программа "15 + 15")? Офицер, 41 год, выслуга - 24 года, прохожу службу в Калининградской области. Проживаю с семьей в служебной квартире в закрытом военном городке. Собственного жилья не имею.
Ответ: Необходимо отметить, что указанный Вами порядок обеспечения жильем не имеет четкого и однозначного правового регулирования. При этом автор советует Вам ознакомиться со следующей публикацией: Шанхаев С.В. Кто имеет право на получение жилого помещения по программе "15 + 15". Право в Вооруженных Силах. 2007 г. N 4.
Вопрос: Каков механизм реализации права офицеров в воинском звании полковника, проходящих военную службу по контракту (выслуга - 30 лет), на дополнительную площадь жилого помещения (15 - 25 кв.м). Имею 2-комнатную квартиру (47, 7/30,0 кв. м), состав семьи: жена, сын 1985 г.р.
Ответ: Действительно, в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие - граждане Российской Федерации: имеющие почетные звания Российской Федерации, преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с действующим жилищным законодательством данное право реализуется только при предоставлении жилого помещения. Данный факт обусловлен тем, что в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Жилищным кодексом Российской Федерации такого самостоятельного основания, как "право на дополнительную жилую площадь", для признания гражданина (военнослужащего) нуждающимся в жилых помещениях не предусмотрено.
Вопрос: Майор, начальник штаба батальона, возраст - 49 лет, выслуга - 30 лет. Контракт окончен 6 июня 2005 г. служу, живу в ЗВГ. Жду ГЖС с 2003 г. Согласия на увольнение без жилья не давал. 11 ноября 2006 г. довели приказ о моем увольнении. На словах добавили: в дальнейшем - вывод в распоряжение без исключения из списков части до получения жилья. Так я уволен или нет? На каком этапе увольнения военнослужащий должен быть обеспечен жильем? До издания приказа об увольнении или уже потом?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Введение нормы, в соответствии с которой военнослужащие - граждане Российской Федерации, прослужившие 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - проявление заботы государства об увольняемых военнослужащих, с одной стороны, и реализация конституционного права гражданина на жилище - с другой.
По смыслу указанной нормы перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием воинской части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании представленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.). На практике такие мероприятия целесообразно проводить в ходе предварительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы, на которых необходимо выяснять и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площадью.
В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта необходимо уточнить у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 14 февраля 2000 г. N 9 (п. 24) разъяснил, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
В случаях когда данные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.
Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть уволены с военной службы.
В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом, признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение ими предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
Таким образом, по общему правилу военнослужащий должен быть обеспечен жилым помещением до издания приказа об увольнении его с военной службы.
Вы выразили волеизъявление реализовать свое право на жилище не путем получения жилого помещения в натуральном виде, а путем получения государственного жилищного сертификата, т.е. субсидии. В Вашем случае гарантия, установленная п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", будет выполнена при выдаче государственного жилищного сертификата, а не при его обналичивании и покупке жилого помещения. Указанный вывод подтверждает и судебная практика, и п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законным издание приказа о Вашем увольнении с военной службы будет, если до этого момента Вам был выдан ГЖС.
Вопрос: Служу в закрытом военном городке. Увольняюсь по окончании контракта, выслуга - 17 календарных лет, 24 года льготных. Жена и двое детей - граждане России, проживают и прописаны в доме родителей в Украине. В России своего жилья нет, от Министерства обороны Российской Федерации жилье не получали. В личное дело жена и дети вписаны, до отъезда были прописаны вместе со мной, в закрытом военном городке. Положен ли мне сертификат в связи с отселением из закрытого военного городка? Будут ли жена и дети записаны в сертификат? Как рассчитать стоимость сертификата, если нет 20 календарных лет, например по г. Санкт-Петербургу? Если отказаться от сертификата, то где может быть предоставлено жилье, рядом, в ближайшем городе или в любом городе России? Какие необходимо иметь документы, к кому нужно обращаться и в какой срок?
Ответ: 1. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).
К таким гражданам относятся граждане, проживающие в закрытом военном городке (имеющие в нем жилые помещения) и утратившие связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и органами.
Таким образом, для участия в подпрограмме Вы должны быть уволены с военной службы, исключены из списков личного состава воинской части и иметь жилое помещение на территории закрытого военного городка. Кроме того, Вы должны обладать основанием, в соответствии с которым Вас не могут выселить из этого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
2. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Так как Ваша жена и дети не проживают совместно с Вами, они не могут быть учтены как члены семьи участника подпрограммы.
3. В соответствии с Правилами норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.
4. В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2007 года" от 13 июня 2007 г. N 48 размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья (в рублях) в г. Санкт-Петербурге составляет 30 200 руб.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 при расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории Дальневосточного экономического района, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации - 1,2.
5. В соответствии с действующим законодательством при соблюдении указанных в п. 1 ответа условий Вы можете реализовать свое право на переселение из закрытого военного городка только посредством получения государственного жилищного сертификата.
Вопрос: Выпускник военного института 2005 г. Участник НИС. При получении жилья по договору социального найма в составе семьи с родителем-военнослужащим правомерно ли требование жилищной комиссии войсковой части, КЭЧ района о сдаче справки из института о необеспеченности жильем, ведь она может понадобиться в будущем при оформлении ипотеки?
Ответ: В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, для решения вопроса о предоставлении жилого помещения военнослужащим необходимо предоставить соответствующие документы. При этом, указанный в Инструкции перечень документов не является исчерпывающим, поэтому требование жилищной комиссии и КЭЧ района можно признать правомерными.
Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ не ставит зависимость реализации права на жилище от наличия или отсутствия как нуждаемости в жилом помещении, так и справки о необеспеченности (сдаче) жилым помещением по предыдущему месту службы. Данная справка необходима при обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Вы как военнослужащий, участвующий в НИС, в период прохождения военной службы обеспечиваетесь служебным жилым помещением. В связи с этим представляется, что указанная справка фактически Вам может и понадобиться. Однако в силу динамики изменения жилищного законодательства автор советует Вам указанную справку сохранить, а жилищной комиссии и КЭЧ района предоставить нотариально заверенную копию.
Вопрос: Я, майор Вооруженных Сил Российской Федерации, начальник отдела кадров воинской части. 18 апреля 2007 г. наступает предельный возраст пребывания на военной службе. Выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации - 28 календарных лет. От увольнения отказываюсь, желаю проходить военную службу. Рапорта на увольнение из Вооруженных Сил Российской Федерации не подавал. На основании листа беседы, где я указал, что не желаю увольняться из ВС, а желаю заключить контракт, командир части без моего согласия представил документы в УК ПУрВО на увольнение. В 1993 г. прописался у матери в двухкомнатной квартире общей площадью 44,2 кв. м, жилой - 28,4 кв. м. В мае 2004 г. мать приватизировала данную квартиру, я в приватизации не участвовал. Собственником квартиры является мать. В декабре 2005 г. я по требованию и заявлению матери был выписан с данной квартиры и зарегистрирован при воинской части. В данный момент командование воинской части и КЭЧ отказывают мне в получении ГЖС, мотивируя тем, что я ухудшил жилищные условия и нужно ждать пять лет с момента выписки из квартиры матери. Все документы о том, что я не обеспечивался жилой площадью от Министерства обороны Российской Федерации, и справки из БТИ и регистрационной службы о том, что я не имею никакой частной собственности, я предоставил. Состав семьи - один человек, я разведен. Сейчас проживаю на съемной квартире. Вопросы: 1. Правомерно ли мое увольнение из Вооруженных Сил без моего согласия. 2. Имею ли я право на ГЖС? Ввиду малого времени прошу выслать ответ по моему адресу.
Ответ: 1. Отвечая на Ваш первый вопрос, хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
При этом, в соответствии с п. 3 указанной статьи Положения о порядке прохождения военной службе военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службы, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта. Но даже в этом случае соответствующее должностное лицо может удовлетворить рапорт, а может и нет. И такие действия будут признаны правомерными, так как удовлетворение рапорта военнослужащего является правом, а не обязанностью должностного лица.
Как следует из вопроса, Вы такого рапорта не подавали. Вами в листе беседы лишь было выражено отношение к увольнению с военной службы.
2. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Вы подлежите увольнению с военной службы по возрасту. Командование обязано представить Вас к увольнению. Единственное возможное препятствие - п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающий гарантию для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий: без их согласия до обеспечения жильем они не могут быть уволены с военной службы.
Как следует из вопроса, Вы нуждающимся не признаны, соответственно никаких препятствий к Вашему увольнению не имеется.
Для того чтобы претендовать на ГЖС, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях.
3. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представляется, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий, Вами были совершены. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с ним дети. Вы не прекратили семейные отношения с собственником (не перестали быть сыном), и выселить Вас могли только при Вашем согласии.
В то же время, если Вами была осуществлена схема с заключением с матерью соглашения о пользовании жилым помещением и последующим выселением Вас в судебном порядке (при этом в суде Вы возражали против удовлетворения требования матери), ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации к Вам применена быть не может.
В заключение повторю, право на ГЖС Вы имеете, только если признаны нуждающимся в жилых помещениях.
3. К сожалению, редакция журнала ответы на вопросы на домашний адрес не высылает.
Вопрос: Военнослужащая по контракту. Увольняюсь по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Получила ГЖС на себя и на трех своих дочерей, двое из которых проходят службу по контракту и имеют свои семьи. Все проживали в одной служебной квартире. Смогут ли дети, проходящие военную службу по контракту, получить в последующем жилье, в том числе и ГЖС на себя, если я получила ГЖС с учетом моих дочерей, т.е. субсидия выделялась и на них? Что необходимо делать, чтобы мои дети - военнослужащие по контракту смогли в последующем реализовать свое право на жилище? Будет ли приниматься во внимание то, что они получали субсидию как члены семьи военнослужащего?
Ответ: 1. Для получения жилья либо ГЖС необходимо быть признанным нуждающимся в жилых помещениях. Основания признания нуждающимся в жилых помещениях приведены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, необходимо учитывать ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии предоставляется один раз. Представляется, что даже если Ваши дочери когда-нибудь будут признаны нуждающимися в жилых помещениях, правом на ГЖС они обладать не будут.
Вопрос: Старший прапорщик Пограничных войск. Стаж - 15 лет. Проживал с родителями и семьей в служебном доме без удобств, который получил отец. В 1998 г. родители умерли. В 2003 г. я развелся с семьей. 1 января 2005 г. я выписался из дома. На очередь в части не ставят. За поднаем жилья не платят. Сказали, только через пять лет. Законно ли это? Ведь это жилье было не мое.
Ответ: 1. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации и соответственно его ст. 53, установившая последствия намеренного ухудшения жилищных условий, вступили в силу с 1 марта 2005 г., нормативные правовые акты многих субъектов Российской Федерации (в частности, г. Москвы) и ранее содержали аналогичные нормы.
Вам следует ознакомиться с Правилами постановки на учет и предоставления жилых помещений, действовавшими в Вашем субъекте Российской Федерации на 1 января 2005 г. Если они содержали норму о последствиях намеренного ухудшения своих жилищных условий, то действия жилищной комиссии воинской части признаются законными. Если же Правила не содержали такой нормы, то с учетом того, что Вы ухудшили свои жилищные условия до 1 марта 2005 г., действие ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на Вас не распространяется.
2. Что касается получения денежной компенсации за поднаем, то здесь хотелось бы отметить, что для ее выплаты признание нуждающимся в жилых помещениях не является обязательным условием. Основанием для выплаты является факт прибытия военнослужащего к новому месту службы и необеспеченность жилым помещением. Более подробно см. статью Р.С. Бабкина, С.В. Шанхаева "О вопросах юридической ответственности незаконного получения военнослужащими денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения" ("Право в Вооруженных Силах". N 8 за 2006 г.).
Вопрос: Мне 39 лет. 20 лет выслуги, из них 6 лет - военизированная пожарная охрана. Если я увольняюсь по окончании контракта в ноябре 2007 г., получу ли я жилищный сертификат в 45 лет? Засчитаются ли 6 лет при начислении пенсии?
Ответ: 1. В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют, в частности, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
В продолжительность военной службы в данном случае период службы в военизированной пожарной охране не включается (он учитывается лишь при назначении пенсии).
Таким образом, если Вы в настоящее время будете увольняться с военной службы по истечении срока контракта, права на получение ГЖС Вы не имеете.
2. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам засчитывается:
а) время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) служба в военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Таким образом, служба в пожарной охране будет засчитана в выслугу лет для назначения пенсии.
Вопрос: Подполковник. Женат, двое детей. Проживаю в общежитии части, своего жилья не имею, от Министерства обороны Российской Федерации жилья не разу не получал. В данном гарнизоне состою в очереди с 2001 г., сейчас первый в очереди жилищной комиссии воинской части. На 2001 г. военнослужащие обеспечивались жильем, исходя из социальной нормы площади жилья, которая составляет по 18 кв. м на члена семьи, после введения в действие ЖК РФ с 2005 г. норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления и в нашем регионе составляет 15 кв. м на члена семьи. Жилищная комиссия гарнизона утверждает, что мне положено жилье по новой норме, я считаю, что по старой (в соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ). Кто прав?
Ответ: Решение командования правомерно. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
Более того, из Вашего вопроса следует, что органы местного самоуправления после 1 марта 2005 г. (после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) приняли нормативный правовой акт, в котором установили, что норма предоставления составляет 15 кв. м на члена семьи. А Вам жилье будет предоставляться после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Тем самым подтверждается правомерность решения гарнизонной жилищной комиссии в настоящее время.
В то же время, если в соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации до предоставления Вам жилого помещения будет принят федеральный закон или указ Президента Российской Федерации, устанавливающий специальный порядок, в том числе нормы предоставления жилого помещения военнослужащим, применению будут подлежать нормы предоставления, предусмотренные в законе (указе).
Вопрос: Прошу Вас разъяснить порядок действий жилищной комиссии части при обращении военнослужащих для постановки в очередь на получение постоянного жилья по избранному месту жительства и порядок формирования списка очередников на постоянное жилье.
Вопрос: Подполковник, выслуга - 25 лет, прохожу службу в ПурВО. Признан ВВК негодным к военной службе по состоянию здоровья ("Д") еще в 2004 г. Не уволен в связи с необеспеченностью жильем. От ГЖС отказался. Разъясните, пожалуйста, порядок предоставления мне жилья по избранному месту жительства в г. Чехове Московской области.
Ответ: В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяется Правительством Российской Федерации.
В связи с тем что на сегодняшний день Правительство Российской Федерации не разработало порядок реализации данной нормы, невозможно со ссылкой на нормативные акты ответить на Ваш вопрос.
В то же время имеются решения военных судов, обязывающие жилищные комиссии воинских частей рассмотреть рапорты военнослужащих о признании нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства.
Представляется, что жилищная комиссия воинской части, основываясь на ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилах субъекта Российской Федерации, в котором военнослужащий желает получить жилое помещение, должна запросить от военнослужащего справки соответствующих органов об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений на праве собственности и по договору социального найма в избранном населенном пункте, а также об отсутствии за последние пять лет действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями.
Список очередности придется вести отдельно по каждому населенному пункту в порядке, аналогичном порядку определения очередности для обеспечения жильем по месту прохождения военной службы.
Вопрос: Матрос контрактной службы. 13 лет службы. Я ответственный квартиросъемщик двухкомнатной квартиры общей площадью 62 кв. м, проживают мой бывший муж, моя дочь, внучка и я. Квартиру получала от детского сада. Могу ли я улучшить свои жилищные условия только для себя? Каким образом? Если выписаться, то в части поставят на учет через пять лет. Ютимся в 20-метровой комнате втроем, Астраханская область.
Ответ: В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если Вы соответствуете указанным условиям, то Вы можете быть признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом, законодательство не предусматривает возможность получения жилого помещения на одного члена семьи.
По мнению автора, кроме варианта ухудшения жилищных условий и постановки в очередь через пять лет, других вариантов у Вас нет. Но, подумайте, будете ли Вы еще служить к тому времени и когда получите жилье?
Вопрос: Я - военный пенсионер, уволен по ОШМ, общая выслуга лет в Вооруженных Силах более 20. С 1998 г. стою в очереди на улучшение жилищных условий. Состав семьи - 4 человека (я, жена, сын 18 лет, сын 20 лет). У жены в собственности однокомнатная квартира. Недавно развелись, но я прописан и живу пока там же. Бывшая жена отдавать квартиру при выдаче ГЖС не хочет. Что мне делать? На что я и дети имеем право в плане обеспечения жильем? Дети учатся и являются иждивенцами.
Ответ: В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подп. "а" - "е" п. 5 Правил.
Таким образом, Ваша бывшая супруга применительно к условиям подпрограммы не будет являться членом семьи.
Однако у Вас, возможно, есть другая проблема. Если приватизированная на бывшую жену квартира когда-то была получена Вами от Министерства обороны Российской Федерации, Вы не сможете сдать ее КЭЧ и соответственно получить справку о сдаче жилого помещения, наличие которой необходимо для получения ГЖС.
Вам необходимо договориться с женой. Сильный аргумент - вместе с Вами улучшат жилищные условия Ваши общие дети.
Вопрос: Пенсионерка, гражданская, получаю жилье по Программе переселения с Севера на себя и сына-курсанта, с конца июня он - офицер (2007 г.). Будет ли он иметь право как военнослужащий получить жилье от Министерства обороны Российской Федерации (ипотека, ГЖС) по истечении определенного срока службы? Я получаю жилье не от Министерства обороны Российской Федерации.
Ответ: В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) являются лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Поэтому Ваш сын будет иметь право на реализацию права на жилище посредством получения целевого жилищного займа, т.е. денежных средств, предоставляемых участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и в установленных указанным Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу). Для участия в НИС он должен выразить соответствующее волеизъявление.
Вопрос: Могу ли я получить сертификат, не увольняясь с военной службы, если ребенок - инвалид детства и если требуется дополнительная площадь, а у супруги есть муниципальное жилье. Я стою в очереди в воинской части. У супруги однокомнатная квартира, в ней прописано 4 человека, и она является квартиросъемщиком.
Ответ: В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, одним из условий для реализации права на жилище посредством государственного жилищного сертификата является увольнение военнослужащего с военной службы. Поэтому получить сертификат, не уволившись с военной службы по соответствующим основаниям и при наличии определенной выслуги лет, Вы не сможете, даже при наличии, условий указанных Вами в вопросе.
С.В. Шанхаев
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос-ответ
Автор
С.В. Шанхаев
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11