Юридико-технические проблемы регистрации
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон о статусе) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан Российской Федерации, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Реализация указанного права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), и членов их семей долгое время была предметом споров и дискуссий, поводом для выяснения отношений между органами государственной власти, темой для написания научных статей*(1). Кажется, основные вопросы уже решены, или, вернее, практически решены, так как нельзя закрыть данный вопрос, пока не реализовано право на жилище каждого военнослужащего и членов его семьи в той или иной форме, предусмотренной действующим законодательством, и не отпала сама необходимость в существовании искусственно созданного правового института - регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части.
Авторы настоящей статьи согласны с мнением А.В. Копытова, относящего указанную регистрацию военнослужащих и членов их семей к самостоятельному виду регистрации, который по своему юридическому положению равнозначен регистрации по месту жительства*(2). При этом, необходимо учитывать, что регистрация по месту жительства по адресам воинских частей является исключением из общего правила ("условная" регистрация*(3)), установленным Законом о статусе для военнослужащих в связи с их особым правовым статусом.
К сожалению, законодатель, создавая данный институт, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику ее правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие - согласование и приведение в соответствие с федеральным законодательством (в частности, с п. 3 ст. 15 Закона о статусе) ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
При этом, если вышеуказанная проблема в настоящее время в своем большинстве решена, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.
Так, одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является заявление о регистрации по месту жительства. При этом, основополагающий нормативный акт, регламентирующий основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, - Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России 1995 г. N 393 (далее - Инструкция), не содержит каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации.
Так, в приложении N 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: "Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение", "на основании" и "подпись лица, предоставившего жилое помещение". Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о статусе военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан Российской Федерации, до получения жилых помещений (выделено авторами) по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений*(4).
Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрацию военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, являющуюся особым видом регистрации и обладающую всеми присущими ей свойствами регистрации по месту жительства, тем не менее, необходимо выделять как специфический характер, так и особые основания ее получения, закрепленные в Законе о статусе и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путем разрешения коллизионной ситуации.
Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф "Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение"*(5), "на основании" и "подпись лица, предоставившего жилое помещение"*(6).
В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 30 октября 2003 г. N КАС 03-489*(7) "из анализа содержания форм, утвержденных приказом МВД России 1995 г. N 393 (в том числе Форма N 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)".
Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права - законности и достоверности предоставляемых сведений*(8).
В силу п. 6 Правил регистрации МВД России уполномочено устанавливать формы заявлений, необходимых для регистрации по месту жительства, в силу чего с запросом о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей во исполнение положений п. 3 ст. 15 Закона о статусе авторы обратились в Федеральную миграционную службу (ФМС России), подведомственную МВД России.
В ответе на данный запрос (исх. N МС-1/10-6680 от 18 апреля 2007 г.) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:
"Общие принципы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии с данной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).
В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.
Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).
Таким образом, в приложении N 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учетом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение".
Как видно из вышеприведенных положений, данное разъяснение не содержало как четкой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.
Однако, основываясь на соответствующем толковании заместителем директора ФМС России рассматриваемых положений Инструкции и в целях реализации права военнослужащих на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, в соответствии с установленным порядком был подготовлен пакет необходимых документов, при этом заявление о регистрации по месту жительства было оформлено с учетом того, что "в приложении N 6 утверждена общая форма заявления", в частности в графе "на основании" был указан п. 3 ст. 15 Закона о статусе, графа "жилое помещение предоставлено" заполнена не была, подпись командира воинской части была расположена вне графы "подпись лица, предоставившего жилое помещение". Однако уполномоченным должностным лицом ОУ ФМС России по г. Москве в ЗАО в регистрации по месту жительства по адресу воинской части военнослужащему было отказано в связи с "изменением формы N 6".
В целях защиты нарушенного права военнослужащего в связи с отказом в указанной регистрации, а также упорядочения отношений по порядку регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части и выработки единого подхода к решению указанной проблемы авторы повторно обратились в уполномоченный орган с обращением для выяснения возможности и правомерности изменения формы заявления о регистрации по месту жительства, порядка его исполнения с указанием конкретных формулировок.
В ответе на данный запрос (исх. N МС-2/10-11883 от 26 июня 2007 г.) начальник управления паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России указал:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Статьей 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).
Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма N 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 1995 г. N 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.
Исходя из общих начал и смысла регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе "на основании" указывать пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", графу "жилое помещение предоставлено" не заполнять, в графе "подпись лица, предоставившего жилое помещение" проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова "предоставившего жилое помещение" зачеркнуть".
Таким образом, уполномоченным должностным лицом ФМС России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства*(9), что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.
В заключение приведем образец формы заявления о регистрации по месту жительства, применяемый для регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части, с учетом внесенных уточнений, который успешно апробирован на практике.
Форма N 6
Заявление о регистрации по месту жительства
В отдел внутренних дел. В администрацию__________________________________
от ______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения)
Прошу зарегистрировать меня по месту жительства с________________________
всего______________ человек, прибыл(а, и) из_____________________________
(указать точный адрес)
_________________________________________________________________________
Жилое помещение предоставлено____________________________________________
(указать Ф.И.О. лица, предоставившего
_________________________________________________________________________
жилое помещение, степень родства)
на основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона 1998 г. N 76-ФЗ "О
статусе военнослужащих"__________________________________________________
по адресу: ____________________________ ул. _____________________________
(наименование населенного пункта)
дом ________________, корп. ________________, квартира __________________
Документ, удостоверяющий личность: вид __________________________________
(паспорт, свидетельство о рождении и т.д.)
серия _______ N __________, кем выдан ___________________________________
(наименование органа, учреждения)
дата выдачи _____________________________
Подпись заявителя _______________________ "____"____________ 20 г.
Подпись лица, предоставившего жилое помещение____________________________
Справка
Вселение произведено в соответствии с законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации
М.П. Подпись должностного лица __________________________________________
Принятое решение ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
"___"____________ 20 г. Подпись должностного лица _____________________
_________________________________________________________________________
___________________________линия отреза_________________________________
Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства
В отдел внутренних дел. Администрацию____________________________________
(ненужное зачеркнуть)
от_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год и место рождения)
Документ, удостоверяющий личность: вид __________________________________
(паспорт, свидетельство о рождении и т.д.)
серия _______ N ___________ кем выдан ___________________________________
дата выдачи _____________________________________________________________
в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу:_____________
_________________________________________________________________________
(указать точный адрес)
Орган регистрационного учета_____________________________________________
(наименование органа)
Прошу снять меня и моих детей до 14-летнего возраста_____________________
_________________________________________________________________________
(указать фамилию, имя, отчество, дату и год рождения)
с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу:_________
_________________________________________________________________________
Подпись заявителя _______________ "___"______________ 200 г.
Подпись гр. _______________________________ заверяю.
М.П. Подпись должностного лица______________________
В.В. Середа,
начальник 25-го Государственного научно-исследовательского
института Министерства обороны Российской Федерации,
заслуженный военный специалист Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор, генерал-майор
Д.Е. Зайков,
старший юрисконсульт 25-го Государственного
научно-исследовательского института Министерства обороны
Российской Федерации, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Фортушин В.Е. Регистрация по месту расположения воинской части: права и обязанности, проблемы // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 2; Гаврюшенко П.И. Пока Минюст России просит, права военнослужащих на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей в городе Москве продолжают нарушаться // Там же. 2006. N 8; Кутаев В.С., Титов В.В. Мой адрес не дом и не улица, а место регистрации // Там же. 2005. N 12.
*(2) Копытов А.В. Регистрация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 10.
*(3) См.: Фортушин В.Е. Законодатель гарантирует регистрацию военнослужащих по месту жительства в месте прохождения ими военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 6.
*(4) При этом, указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
*(5) В данной графе в соответствии с устоявшейся практикой указываются фамилия, имя, отчество командира воинской части.
*(6) В данной графе в соответствии с устоявшейся практикой командир воинской части ставит свою подпись.
*(7) Источник - СПС "Гарант".
*(8) Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц". М., 2002.
*(9) При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день также остро стоит проблема снятия с регистрационного учета по месту жительства военнослужащих, уволенных с военной службы, членов их семей, а также бывших членов семей военнослужащих, потерявших правовую связь с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридико-технические проблемы регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части
Авторы
В.В. Середа - начальник двадцать пятого Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации заслуженный военный специалист Российской Федерации доктор технических наук, профессор, генерал-майор
Д.Е. Зайков - старший юрисконсульт двадцать пятого Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11