г. Томск |
|
11 мая 2011 г. |
Дело N А27-14405/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания пом.судьи Зинченко Ю.В.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОРА-ТК" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2011 года по делу N А27-14405/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОРА-ТК"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата",
Третьи лица:
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ленинск-Кузнецкого, ООО "РАСТ", ООО "Стройкомплект-КМ", Дъяков Евгений Иванович, ООО "ПКФ "РИФ", ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат"
о признании незаконными действий по формированию недостоверных сведений в государственном кадастре недвижимости
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОРА-ТК" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
- о признании незаконными, не соответствующими статьям 65. 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламент у Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Телефонная, 13, в размере 155 123 487 руб. 75 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп. за кв.м, без учета определенной рыночной стоимости земельного участка, с нарушением установленной процедуры, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-
Кузнецкий, ул.Телефонная, 13, в размере 155 123 487 руб. 75 коп., и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп. за кв.м.
- о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 NП/0152, действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Телефонная, 13, в размере 155 123 487 руб. 75 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп за кв.м., без учета определенной рыночной стоимости земельного участка, с нарушением установленной процедуры, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КОРА-ТК" путем приведения сведений о кадастровой стоимости, а также удельном показателе кадастровой стоимости за кв.м земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81 площадью 168585 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий. ул. Телефонная, дом 13 в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.
Решением суда Кемеровской области от 31.01.2011 г., ООО "КОРА-ТК" отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Так, по мнению, апеллянта исходя из анализа пунктов 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 2.2.1, 2.2.2., 2.2.5 Методических указаний, пунктов 5, 10 Федерального стандарта оценки N 2 кадастровая стоимость земельного участка не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков; в отчете ФГУП ФКЦ "Земля" не имеется исходных данных (информации о них), подтверждающих проведение кадастровой оценки методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы, свидетельствующие о проведении оценщиком статистического анализа рыночных цен; Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не осуществлен надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости в нарушение пунктов 5.4., 8., 8.1, 8.2., 8.3 Административного регламента, не проведена надлежащим образом предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков; указанными действиями нарушаются права общества на уплату земельного налога.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2011 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "КОРА-ТК" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, общей площадью 168 585 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Телефонная, 13. Земельный участок с кадастровым номером 42:26:0101001:81, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Получив отчет независимого оценщика ООО "Бизнес" от 18.08.2010 г. о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, общество установило, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена оценщиком в размере 64 696 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными и повторно рассматривая дело, исходит из следующего.
В силу положений ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно п. 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 года N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлением от 27.11.2008 года N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, в том числе по 5-му виду разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140 был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, что подтверждено протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Таким образом, Управление Роснедвижимости надлежащим образом исполнило функцию по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка общества и обоснованно признал законными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о законности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка являются правильными, поскольку они сделаны с учетом проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 года N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено в установленном порядке.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда имелись все основания для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2011 г. по делу N А27-14405/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14405/2010
Истец: ООО "Кора-ТК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Дьяков Евгений Иванович, Комитет по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, КУМИ г. Ленинска-Кузнецкого, ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", ООО "Бизнес", ООО "ПКФ "РИФ", ООО "Производственно-коммерческая фирма "Риф", ООО "РАСТ", ООО "Стройкомплект-КМ", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля",г.Москва, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14405/10
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14405/10
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4281/11
11.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2592/11