г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А56-54346/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.,
при участии:
от истца: Кононова И.А. (доверенность от 13.10.2012 г.), Васильев С.Б. (доверенность от 10.12.2012 г.)
от ответчика: Ларина Н.Л. (доверенность от 11.01.2013 г.), Ведлицкая Е.В. (доверенность от 29.12.2012 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24948/2012) Администрации МО "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2012 по делу N А56-54346/2012 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению Администрации МО "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
к 1) Правительству Ленинградской области, 2) Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом
о признании недействительными распоряжения и акта о передаче имущества в муниципальную собственность,
установил:
Администрация муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Ленинградской области N 314-р от 4.06.2012 "О безвозмездной передаче государственного имущества казны Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", акта о передаче имущества от 2.08.2012, утвержденного Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество), и о признании незаконными действий Ленооблкомимущества по утверждению в одностороннем порядке акта от 2.08.2012 и направлению его в адрес Администрации письмом N ОЗ-4518/12-0-2 от 10.08.2012.
Решением от 02.11.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Администрацией, заявитель просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на неправильное применение судом норма материального права, считая спорное здание общежития не относящимся к муниципальной собственности.
По мнению подателя жалобы, при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность Правительство Ленинградской области предварительно не получило согласия у органа местного самоуправления на принятие имущества, находящегося в аварийном состоянии, в муниципальную собственность. Податель жалобы оспаривает выводы суда о наличии волеизъявления заявителя на принятие здания общежития в муниципальную собственность.
Правительство Ленинградской области, Леноблкомимущество в отзывах на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонили, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представители заявителя апелляционную жалобу поддержали доводы жалобы подтвердили, а представители ответчиков возражали против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Ленинградской области на праве собственности принадлежит здание общежития, жилое, площадью 1289,46 кв.м, инв.N 3140, Лит. А, этажность - 2, условный номер 47-01-25/2003-64, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Селезневская волость, пос. Кравцово (свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2003 г.).
Распоряжением Правительства Ленинградской области N 314-р от 4.06.2012 принято решение о передаче безвозмездно в муниципальную собственность МО "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в том числе, указанное здание.
Согласно пункту 4 распоряжения N 314-р от 4.06.2012 в случае, если в установленный срок (в течение трех недель - пункт 3.1. распоряжения) передаточный акт не подписан и (или) не представлен уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в Леноблкомимущество, Леноблкомимущество утверждает передаточный акт в одностороннем порядке и вносит соответствующие изменения в реестр государственного имущества Ленинградской области.
01.08.2012 г. председателем Леноблкомимущества был в одностороннем порядке утвержден акт приема-передачи здания общежития, реестровый N 00500345000012, расположенного по адресу: Выборгский район, Селезневская волость, пос. Кравцово, д. б/н, лит. А, в муниципальную собственность муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Считая распоряжение N 314-р от 4.06.2012 и действия Леноблкомимущества по утверждению в одностороннем порядке акта приема-передачи здания общежития незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что спорное имущество представляет собой объекты жилищного фонда, которые в силу прямого указания закона подлежат передаче в муниципальной собственность поселения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно указал суд в решении, порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с абз. 9 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Оспариваемое распоряжение принято на основании части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ без согласия муниципального образования на принятие спорного объекта в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, волеизъявление органов местного самоуправления при передаче имущества в муниципальную собственность и объективной необходимости такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий следует учитывать.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
Письмом N 30 от 27.03.2012 г. Администрация не возражала приять в муниципальную собственность имущество после определения размера и порядка финансирования, необходимого для расселения граждан, проживающих в общежитии или строительства жилого дома с целью переселения граждан из аварийного здания общежития.
Принятие оспариваемого распоряжения о передаче имущества, в собственность муниципального образования и утверждение в одностороннем порядке акт приема-передачи, Правительство Ленинградской области не оценило указанные Администрацией условия принятия передаваемого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, не образовало в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, межведомственную комиссию для оценки состояния передаваемого в муниципальную собственность объекта жилищного фонда Российской Федерации ввиду его аварийного состояния, не провело инвентаризации спорного имущества.
Передача аварийных, непригодных для проживания объектов, возможно, подлежащих сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Поскольку оспариваемое распоряжение принято и о передача спорного имущества произведена в муниципальную собственность без учета волеизъявления муниципального образования, не установлена объективная необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, заявленные требования следует удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2012 г. по делу N А56-54346/2012 отменить.
Признать недействительными распоряжение Правительства Ленинградской области N 314-р от 4.06.2012 "О безвозмездной передаче государственного имущества казны Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", акт о передаче имущества от 02.08.2012, утвержденный Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом, действия Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом по утверждению в одностороннем порядке акта от 02.08.2012 и направлению его в адрес Администрации муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области письмом N ОЗ-4518/12-0-2 от 10.08.2012, как не соответствующие требованиям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54346/2012
Истец: Администрация МО "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
Ответчик: Ленинградский областной комитет по управлению государственными имуществом (Леноблкомимущество), Правительство Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11040/13
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2997/13
15.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24948/12
02.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54346/12