г. Чита |
|
7 марта 2013 г. |
Дело N А10-5158/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2012 года по делу N А10-5158/2011 по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (адрес места нахождения: Республика Бурятия, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, д. 125; ОГРН 1080317000543) к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Тимирязева, д. 27а; ОГРН 1027501164833, ИНН7536010966) о взыскании судебных расходов
(суд первой инстанции: Мархаева Г.Д.-С.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Комитета по управлению муниципальным хозяйством: не было (извещено);
от Забайкальского управления Ростехнадзора: Горюнова Елена Георгиевна, доверенность от 10 января 2013 года N 5
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Забайкальское управление Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 241/13-08-2011 о назначении административного наказания от 20 декабря 2011 года.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 августа 2012 года заявленное Комитетом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено полностью.
Решение от 16 августа 2012 года в апелляционном и кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.
12 ноября 2012 года Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Забайкальскому управлению Ростехнадзора о взыскании судебных расходов.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2012 года заявление Комитета о взыскании судебных расходов удовлетворено полностью, с административного органа в его пользу взысканы судебные расходы в размере 22 400 рублей.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Забайкальское управление Ростехнадзора обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что неоднократная явка в судебные заседания и связанные с этим транспортные расходы Комитета связаны с его собственными действиями, в частности, возбуждением производства по делу N А10-623/2012 и последующим приостановлением и возобновлением производства по настоящему делу.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Комитетом не представлен.
О месте и времени судебного заседания Комитет извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200059433537, а также отчетом о публикации 7 февраля 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своего представителя в судебное заседание не направил.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Забайкальского управления Ростехнадзора, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Статьей 112 АПК Российской Федерации предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (часть 1).
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу. Заявление по вопросу о судебных расходах рассматривается по правилам, предусмотренным статьей 159 этого Кодекса для рассмотрения ходатайства (часть 2).
В пункте 21 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 82) разъяснено, что АПК Российской Федерации не исключает возможности рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно рассмотрел вопрос о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, после вступления судебного акта по существу спора в законную силу.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 106 АПК Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека исходит из того, что судебные издержки и расходы возмещаются в истребуемом размере, если будет доказано, что расходы являются действительными, понесенными по необходимости и что их размер является разумным и обоснованным (& 79 Постановления Европейского Суда по правам человека от 25 марта 1999 года по делу N 31195/96 "Nikolova v. Bulgaria", & 56 Постановления Европейского Суда по правам человека от 21 декабря 2000 года по делу N 33958/96 "Wettstein v. Switzerland" и & 220 Постановления Европейского Суда по правам человека от 27 сентября 1995 года по делу N 18984/91 "McCann and others v. the United Kingdom").
Из Постановлений Европейского суда по правам человека от 18 ноября 2004 года по делу N 58255/00 "Prokopovich v. Russia", от 24 февраля 2005 года по делу N 25964/02 "Poznakhirina v. Russia" и от 9 июня 2005 года по делу N 55723/00 "Fadeyeva v. Russia" следует, что возмещению подлежат только те расходы, которые вынужденно возникли в связи с действиями, которые являются полезными для надлежащего судебного разбирательства и эффективной защиты прав заявителя.
В пункте 20 информационного письма N 82 разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг.
Как указано в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" (далее - информационное письмо N 121) лицо, требующее возмещения судебных издержек, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
На основании статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Согласно пункту 11 информационного письма N 121 расходы на проезд и проживание в гостинице штатных работников в связи с судебным процессом подлежат возмещению как судебные расходы стороны по делу.
В подтверждение понесенных расходов, связанных со служебной командировкой и проездом представителей Комитета в г. Улан-Удэ для участия в судебных заседаниях по настоящему делу, в материалы дела представлены следующие доказательства:
- копии железнодорожных билетов по маршруту Нижнеангарск - Улан-Удэ - Нижнеангарск и квитанций разных сборов (т. 2, л.д. 121-123, 126 и 131);
- расходный кассовый ордер от 3 августа 2012 года N 6 (т. 2, л.д. 125)
- авансовые отчет от 15 августа 2012 года N 63 (т. 2, л.д. 127);
- авансовый отчет от 6 февраля 2012 года N 51 (т. 1, л.д. 128);
- приказ о направлении работника в командировку от 27 января 2012 года N 7 (т. 2, л.д. 129);
- командировочное удостоверение от 27 января 2012 года N 5 (т. 2, л.д. 130);
- платежные поручения от 17 февраля 2012 года N 0000007 и от 27 февраля 2012 года N 0000009 (т. 2, л.д. 132-133).
Оценив указанные доказательства по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что они достоверно подтверждают размер понесенных Комитетом расходов, связанных с командировками и проездом его представителей Архипцевой Н.П. и Груздева В.В.
В частности, в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, командировочное удостоверение формы Т-10 является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке (время прибытия в пункт(ы) назначения и время убытия из него (них)).
На оборотной стороне командировочного удостоверения от 27 января 2012 года N 5 проставлена подпись секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Бурятия Стопичевой Н.А.
Протоколом судебного заседания от 1 февраля 2012 года (т. 1, л.д. 71-72) достоверно подтверждается, что Архипцева Н.П. принимала участие в судебном заседании 1 февраля 2012 года по настоящему делу в качестве представителя Комитета.
Протоколом судебного заседания от 7-10 августа 2012 года (т. 2, л.д. 91-93) и решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 августа 2012 года достоверно подтверждается, что Груздев В.В. принимал участие в судебном заседании 7-10 августа 2012 года по настоящему делу в качестве представителя Комитета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации договор перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом). При этом формой проездного документа АСУ "Экспресс", утвержденной приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120, предусмотрено указание в пассажирском билете цены билета.
Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет".
Данная унифицированная форма применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно - хозяйственные расходы. Составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии. На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним. В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.
Из имеющихся в материалах дела копий авансовых отчетов по форме АО-1 от 6 февраля 2012 года N 51 и от 15 августа 2012 года N 63 усматривается, что все расходы подотчетных лиц - Архипцевой Н.П. (в размере 10 700 рублей) и Груздева В.В. (в размере 11 700 рублей) - приняты бухгалтерией к учету.
Таким образом, размер понесенных Комитетом транспортных расходов в общей сумме 22 400 рублей достоверно подтвержден имеющимися в материалах дела копиями железнодорожных билетов, а также платежными поручениями и авансовыми отчетами.
Собственно размер понесенных транспортных расходов Управлением Ростехнадзора по существу не оспаривается (ни в отзыве на заявление Комитета о взыскании судебных расходов, ни в апелляционной жалобе), что подтвердила суду апелляционной инстанции его представитель.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Комитетом размер понесенных судебных издержек и факт их выплаты документально подтверждены. Убедительных доказательств чрезмерности судебных издержек, связанных с командировкой Архипцевой Н.П. и Груздева В.В., для участия в судебных заседаниях по настоящему делу, административным органом не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что неоднократная явка в судебные заседания и связанные с этим транспортные расходы Комитета связаны с его собственными действиями, в частности, возбуждением производства по делу N А10-623/2012 и последующим приостановлением и возобновлением производства по настоящему делу, рассмотрен, но признан необоснованным, поскольку право стороны судебного процесса принимать участие в судебных заседаниях гарантировано статьями 9 и 41 АПК Российской Федерации и не может быть поставлено под сомнение.
В рассматриваемом случае судебный процесс был инициирован Комитетом в связи с привлечением его к административной ответственности, впоследствии признанным незаконным. В связи с этим суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что лучшим способом для Забайкальского управления Ростехнадзора избежать взыскания с него судебных расходов является принятие законных и обоснованных решений, тем более, решений о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела по существу суд первой инстанции посчитал необходимым приостановить производство по делу. Данное обстоятельство не свидетельствует о злоупотреблении Комитетом своими процессуальными правами и не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также рассмотрены, но признаны несостоятельными в правовом отношении и не влияющими на законность обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2012 года об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по делу N А10-5158/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2012 года об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по делу N А10-5158/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5158/2011
Истец: Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным хозяйством
Ответчик: Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору