г. Ессентуки |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А63-13670/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2012 по делу N А63-13670/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г. Москва, ОГРН 1097746448315, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, о признании незаконным отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" по факту злоупотребления доминирующим положением, изложенный в письме N 03/6714 от 28.06.2012, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, ОГРН 1022601972909 (судья Русанова В.Г.), |
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" и открытого акционерного общества филиала "Южный": Дмитриева А.А. по доверенности от 28.12.2012;
от Государственного унитарного предприятия "Ставрополькоммунэлектро" с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края: Капустина В.П.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края: Лозебный А.Ю. по доверенности от 10.01.2013, Пашкова Н.Н. по доверенности от 10.01.2013.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Оборонэнергосбыт") о признании незаконным отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь по факту злоупотребления доминирующим положением, изложенный в письме N 03/6714 от 28.06.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро").
Решением суда от 18.12.2012 заявленные требования общества удовлетворены. Отказ управления в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" по факту злоупотребления доминирующим положением, изложенный в письме N 03/6714 от 28.06.2012 признан недействительным. Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с таким решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" просил решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 25.02.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 -271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица зарегистрировано 14.08.2009 за основным государственным номером 1097746448315.
14 октября 2012 года в адрес управления поступила жалоба общества о неправомерном включении в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии сбытовой надбавки со стороны ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро".
Антимонопольным органом по факту обращения проведено антимонопольное расследование, результатом которого 28.06.2012 явился отказ в применении к ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" мер антимонопольного реагирования, изложенный в письме N 03/6714.
В соответствии с абзацем 5 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ управления в возбуждении дела о нарушении ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции явился основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Как следует из материалов дела, между обществом и ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 100/10.
В рамках договора электрическая энергия поставляется исключительно воинским частям и военным комиссариатам, являющимся объектами Минобороны РФ.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах РФ, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в состав Вооруженных Сил РФ входят центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые относятся к видам и родам войск Вооруженных Сил РФ, к Тылу Вооруженных Сил РФ и к войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Минобороны России в свою очередь в силу пункта 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Общество, покупая электрическую энергию на розничном рынке у ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" для вышеуказанных потребителей, осуществляет данную деятельность в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляет энергоснабжение указанных организаций.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р общество определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны РФ.
Исходя из указанного Распоряжения, общество заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны РФ.
В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны на территории Ставропольского края общество заключило с ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 100/10.
На основании подпункта "д" пункта 36 и пункта 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 обществу присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.
Общество является поставщиком электроэнергии, соответственно является и энергосбытовой организацией.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 были приняты Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Согласно абзацу 11 пункта 2 Правил гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства РФ в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Минобороны России организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", без учета своей сбытовой надбавки.
Из приведенной нормы следует, что при расчетах за электрическую энергию (мощность) сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков не применяется при условии, что энергосбытовая организация соответствует следующим критериям:
1) Не осуществляет покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности;
2) Является организацией, определенной актом Правительства РФ в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Минобороны России организаций;
3) Осуществляет энергоснабжение:
- организаций, находящихся в ведении Минобороны России;
- и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Общество полностью соответствует требованиям, установленным вышеназванным нормативным правовым актом, а именно:
1) не осуществляет покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на территории Новгородской области;
2) распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 N 78-Р общество определено единственным поставщиком электрической энергией в отношении организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций;
3) осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Минобороны России, а так же иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
По смыслу абзаца 11 пункта 2 Правил, сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков не применяется к расчетам с энергосбытовыми организациями, осуществляющими энергоснабжение организаций, находящихся в ведении Минобороны России, а также и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис". То есть, указанной нормой разграничен круг потребителей энергосбытовой организации, подпадающей под условия данной нормы такими потребителями как: организации, находящиеся в ведении Минобороны РФ; иные потребители (юридические и физические лица), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
В связи с чем, для применения абзаца 11 пункта 2 Правил в отношении электрической энергии, поставляемой на нужды организаций, непосредственно подведомственных Минобороны России, не обязательно наличие факта непосредственного технологического присоединения к электрическим сетям организаций, находящихся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Включение в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении общества сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" противоречит законодательству Российской Федерации и приводит к необоснованному увеличению стоимости электроэнергии для общества.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Кроме того, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что обществом вместе с жалобой в управление были представлены доказательства наличия состава правонарушения, а именно: копии счет-фактур и актов приема-передачи, выставленные за февраль - март 2012 года со стороны ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", а также расчет цены электрической энергии за данные периоды.
В соответствии с подпунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку в действиях ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" содержались признаки нарушения антимонопольного законодательства, принятое управлением решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не соответствует положениям статьи 44 Закона о защите конкуренции, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы управления и ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" о том, что применение абзаца 11 пункта 2 Правил возможно только в отношении объемов электрической энергии, поставляемых организациям, подведомственным Минобороны России при наличии у них технологического присоединения к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" судом первой инстанции правомерно отклонен.
Распоряжение N 78-р определяет общество в качестве единственного поставщика для нужд Минобороны России, соответственно, указывая на обязанность общества поставлять электроэнергию всем подведомственным Минобороны России организациям, осуществляющим деятельность в рамках задач (нужд) Минобороны России, установленным в Указе Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", вне зависимости от присоединения данных организаций Минобороны России к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Доводы сторон о принадлежности либо не принадлежности обществу электрических сетей согласно актам разграничения, приобщенным к материалам дела, изложенные в дополнительном заявлении и дополнительном отзыве ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", не являются предметом рассматриваемого судом спора о применении Правил определения и применения гарантирующими поставщиками цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179, поэтому правомерно судом не приняты во внимание.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2012 по делу N А63-13670/2012.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2012 по делу N А63-13670/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13670/2012
Истец: ОАО "Обороэнергосбыт", ОАО филиал "Южный", ООО "Обороэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ГУП "Ставрополькоммунэлектро", ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю